В. П. Карпов. Как он и сам отмечает, на передаче движений от частей родителей зародышу через посредство семени


как он и сам отмечает, на передаче движений от частей родителей зародышу через посредство семени. *

Аристотель допускал в некоторых случаях возможность размножения без самцов, т. е. партеногенеза. У животных с кровью он при­знает его только у двух рыб (эритрина и ханны) и то с видимой неохотой, в то время как самопроизвольное зарождение угрей не вызывает в нем ни­каких сомнений. У животных бескровных пчелы, по его мнению, размно­жаются без спаривания. Чтобы спасти общий принцип — необходимости двух начал, мужского и женского, Аристотель предполагает, что и в этих случаях оба начала имеются только соединенными в одной и той же особи, так же как это имеет место у растений. Возникновение пчел с их разнообра­зием форм — царей или вождей (маток), пчел и трутней, которые он назы­вает особыми родами, доставляет ему много затруднений при скудности фактических данных, и решение он дает ошибочное, но самый способ распу­тывания «сложной апории» настолько интересен и поучителен, что я поз­волю себе остановить на нем внимание читателя.

Существует три формы пчел. Спаривания между ними никто не видал, неизвестно, кто из них самец и кто самка. Пчеловоды высказывают насчет их размножения самые различные и противоречивые мнения, вплоть до того, что пчелы приносят в улей вместе с медом из цветов и потомство. Фактические данные относительно взаимоотношений различных форм: известно, что пчелы без царей существовать не могут, но те и другие могут^ обходиться без трутней; известен, далее, общий облик всех форм и наличие у пчел жала. На основании этих данных и некоторых положений, общих для всех животных, Аристотель приступает к решению задачи. Он берет все возможные ответы, систематизирует их, подвергает их по очереди об"

1 Интересно отметить, что через 22 века была сделана попытка такого же объяснения явления наследственности, конечно, на фоне современной морфологии. Я имею в виду мало кому в настоящее *время известное сочинение Геккеля: Perigenesis der Plastidule oder der Wellenzeugung der Lebensteilchen, 1876, и приведу его^слова из введения: «Гипотеза перигенезиса стремится объяснить сущность наследственности, исходя из простого механического принципа, именно, известного принципа передачи движения. Я предполагаю, что при всяком процессе размноже­ния от порождающего передается порождаемому не только особый химиче­ский состав плассона или плазмы, но также особая форма молекулярного движения, связанная с его физико-химической природой...» «Эта плазма или плассон состоит во всех пластидах (клетках) из пластиду л или плаз­менных молекул...» «Наследование есть перенос движения пластидул, приспособление, наоборот, их изменение»'. Взгляды Геккеля не нашли отклика, так как на очереди стояло изучение морфологии наследствен­ности, соединившееся затем с планомерным экспериментом.


АРИСТОТЕЛЬ И АНТИЧНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ 0

суждению и путем исключения находит вероятное решение. При лаконич­ности подлинника следить за ходом его мысли очень трудно; чтобы облег­чить обозрение, я представлю все усматриваемые им возможности в виде таблицы:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: