double arrow

В. П. Карпов. Возникают ли они независимо друг от друга или таким образом что появление одной влечет за собой появление другой


Возникают ли они независимо друг от друга или таким образом что появление одной влечет за собой появление другой? «Зависимую диф-^еренцировку», выражаясь языком современной эмбриологии, Аристотель -также отрицает, как и «самодифференцировку». Импульс к развитию дает движение, заключающееся в семени, и оно в сущности не его, т. е. не воз­никает в нем самом, а сообщено ему родителем, наподобие того, как про­исходит в чудесных автоматах: достаточно дать толчок одной части, и в других частях возникают действительное движение, продолжающееся и в ^отсутствие лица, сообщившего импульс.

Если здесь Аристотель высказывается за эпигенез раньше Гарвея и Вольфа! и ставит вопросы о дифференцировке, формулированные ла наших глазах Ру и Гербстом, то в другом месте он намечает нечто Аналогичное закону Бэра, предтечи биогенетического закона раз­вития. Зародыш в своем развитии специфицируется: он получает после­довательно родовые черты живого существа вообще (животно-растения), яатем животного, затем видовые, например, человеческие, и под самый конец индивидуальные.

Древних, как мы видели, очень интересовал вопрос о причинах возникновения мужского и женского пола. Ари­стотель в книге IV уделяет ему много внимания, подвергая критике взгля­ды Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита. Их главный недостаток заключа­ется, по его мнению, в том, что они не связывают выдвигаемые ими причины «с образованием соответствующих половых частей. Аристотель всецело ^отвергает какое-либо участие в определении пола правой и левой стороны как несогласное с действительностью, что доказывают многочисленные наблюдения при вскрытиях, но, отвергая учение Эмпедокла (участие тепла ги. холода) и Демокрита (преобладание семени одного из родителей), он эти причины удерживает, комбинируя их. В общих чертах его учение та-тсово. При решении этого вопроса следует исходить из первых причин и некоторых общих положений. Прежде всего самец, благодаря своей теп-.лоте, дает хорошо сваренное, сильное семя, самка, вследствие холодности своей природы, — не поваренное выделение; им обоим соответствуют ор­ганы различного рода: яички и матка. Результаты смешения семени и жен­ского выделения определяются тремя положениями: 1) природа одновре­менно дает каждому существу определенную способность и соответствую­щий орган; 2) все возникает из ему противоположного и 3) то, чье обра­зующее начало не может победить, переходит в свою противоположность. Таким образом, если образующая сила семени не может одолеть выделение ж сообщить ему мужское начало, возникает слабый женский пол, а вместе «с тем матка и общий вид самки. Общий вид, т. е. вторичные половые



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: