double arrow
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИВОТНЫХ. если бы семя отделялось от всего?



если бы семя отделялось от всего? Ведь от одного сово­купления и одного выделения семени необходимо дол­жно происходить отхождение одного ребенка, а происхо­дить этому разделению в матке — невозможно: это было бы отхождением не от семени, а от молодого животного или растения» Далее, отводки сами из себя производят семена, ясно, таким образом, что прежде даже, чем быть отсаженными, они в пределах своей величины вынаши­вали плод, и семя отошло не от всего растения. Но самое сильное доказательство мы с достаточной ясностью по­черпаем из рассмотрения насекомых, ибо, если не у всех, то у большинства из них во время совокупления самка вводит в самца какую-то часть своего тела. Поэтому и совокупление, как мы сказали раньше, они производят так: насекомое, находящееся снизу, вводит от себя что-то в верхнее; правда, не у всех, но у большинства, над ко­торыми производилось наблюдение.з4 Отсюда ясно, что даже у самцов, изливающих семя, порождение про­исходит не путем отхождения семени от всего тела, а каким-то иным способом, которым мы займемся впослед­ствии, ибо, происходи отхождение даже от всего тела, как это утверждается, то незачем все-таки было бы при­нимать во внимание отхождение от всего, а только от производящего, сказать для примера, от плотника, а не от материала; тут же высказывается нечто, близкое к тому, что семя якобы может образоваться из обуви, так как сын, похожий на отца, носит схожую обувь. Причиной того, что при половом общении возникает сильное наслаждение, заключается не в том, что от всего тела исходит семя, а от сильного зуда; поэтому, если это общение происходит часто, то для сближающихся удо­вольствие становится меньше. Далее, сладострастие по- 724а является в конце; а оно должно бы проявляться в каж­дой части не одновременно, а в одних — раньше, в дру­гих -— позже. А что от увечных рождаются увечные, причина этому та же, почему дети похожи на родителей. От увечных рождаются и неувечные, как и непохожие на родителей дети; причину этого мы рассмотрим впо­следствии, так как проблема в том и в другом случае одинакова. Далее, если самка не изливает семени, то на






АРИС^бТЕЛЬ


том же основании семя не отходит от всего. А раз оно не отходит от всего, нет ничего странного в том, что она не отходит от самки: самка является причиной порожде­ния каким-то другим способом. Это следует рассмотреть в ближайшее время, так как очевидно, что семя отделяет­ся не-от всех частей. Началом и этого и последующих исследований должно быть выяснение вопроса о семени, что оно собой представляет; таким именно способом лучше всего можно усмотреть, в чем заключаются его действия и что с ним происходит. 35 По своей природе семя таково, что из него, как из первого возникают есте­ственно составленные тела, — но не в том смысле, что из него происходит нечто созидающее, как из человека:36 если что возникает из него, то это потому, чточшо есть семя. Одно возникает из другого многообразно. 37 Один способ — это, так сказать, возникновение дня из ночи и из мальчика мужа, одного вслед за другим; другой способ — образование целого из содержимого в нем и получившего форму, как из меди — статуи, из дерева— ложа, и всего прочего, что мы называем возникающим из материи. Дальше возникновение из даровитого без­дарного, из здорового — больного и, вообще, противо­положного из противоположного. И еще, кроме того, по образцу того, как Эпихарм делает свою надстройку: из клеветы возникает оскорбление, а отсюда — распря; ясе же это — из того, что является началом движения.3.8 Во всех подобных случаях начало движения иногда ле­жит в самих вещах, как, например, в только что упомя­нутом, ибо клевета является частью всей распри; иногда же — во внешнем, карим являются, например, искус­ства по отношению к произведенному ими и свеча по от­ношению к сожженному дому. Что касается семени, оно, очевидно, относится к одной из следующих двух возмож­ностей: или возникающее происходит из него, как из ма­терии, цли как из первого движущего. Конечно, оно 724ь происходит не в том смысле, что одно возникает после другого, как, например, отплытие судов после Панафи-ней, 39 и не так, как возникает что-либо из противополож­ного, ибо противоположное возникает из своей противо­положности путем ее уничтожения, причем в основе дол-









Сейчас читают про: