если бы семя отделялось от всего? Ведь от одного совокупления и одного выделения семени необходимо должно происходить отхождение одного ребенка, а происходить этому разделению в матке — невозможно: это было бы отхождением не от семени, а от молодого животного или растения» Далее, отводки сами из себя производят семена, ясно, таким образом, что прежде даже, чем быть отсаженными, они в пределах своей величины вынашивали плод, и семя отошло не от всего растения. Но самое сильное доказательство мы с достаточной ясностью почерпаем из рассмотрения насекомых, ибо, если не у всех, то у большинства из них во время совокупления самка вводит в самца какую-то часть своего тела. Поэтому и совокупление, как мы сказали раньше, они производят так: насекомое, находящееся снизу, вводит от себя что-то в верхнее; правда, не у всех, но у большинства, над которыми производилось наблюдение.з4 Отсюда ясно, что даже у самцов, изливающих семя, порождение происходит не путем отхождения семени от всего тела, а каким-то иным способом, которым мы займемся впоследствии, ибо, происходи отхождение даже от всего тела, как это утверждается, то незачем все-таки было бы принимать во внимание отхождение от всего, а только от производящего, сказать для примера, от плотника, а не от материала; тут же высказывается нечто, близкое к тому, что семя якобы может образоваться из обуви, так как сын, похожий на отца, носит схожую обувь. Причиной того, что при половом общении возникает сильное наслаждение, заключается не в том, что от всего тела исходит семя, а от сильного зуда; поэтому, если это общение происходит часто, то для сближающихся удовольствие становится меньше. Далее, сладострастие по- 724а является в конце; а оно должно бы проявляться в каждой части не одновременно, а в одних — раньше, в других -— позже. А что от увечных рождаются увечные, причина этому та же, почему дети похожи на родителей. От увечных рождаются и неувечные, как и непохожие на родителей дети; причину этого мы рассмотрим впоследствии, так как проблема в том и в другом случае одинакова. Далее, если самка не изливает семени, то на
|
|
АРИС^бТЕЛЬ
том же основании семя не отходит от всего. А раз оно не отходит от всего, нет ничего странного в том, что она не отходит от самки: самка является причиной порождения каким-то другим способом. Это следует рассмотреть в ближайшее время, так как очевидно, что семя отделяется не-от всех частей. Началом и этого и последующих исследований должно быть выяснение вопроса о семени, что оно собой представляет; таким именно способом лучше всего можно усмотреть, в чем заключаются его действия и что с ним происходит. 35 По своей природе семя таково, что из него, как из первого возникают естественно составленные тела, — но не в том смысле, что из него происходит нечто созидающее, как из человека:36 если что возникает из него, то это потому, чточшо есть семя. Одно возникает из другого многообразно. 37 Один способ — это, так сказать, возникновение дня из ночи и из мальчика мужа, одного вслед за другим; другой способ — образование целого из содержимого в нем и получившего форму, как из меди — статуи, из дерева— ложа, и всего прочего, что мы называем возникающим из материи. Дальше возникновение из даровитого бездарного, из здорового — больного и, вообще, противоположного из противоположного. И еще, кроме того, по образцу того, как Эпихарм делает свою надстройку: из клеветы возникает оскорбление, а отсюда — распря; ясе же это — из того, что является началом движения.3.8 Во всех подобных случаях начало движения иногда лежит в самих вещах, как, например, в только что упомянутом, ибо клевета является частью всей распри; иногда же — во внешнем, карим являются, например, искусства по отношению к произведенному ими и свеча по отношению к сожженному дому. Что касается семени, оно, очевидно, относится к одной из следующих двух возможностей: или возникающее происходит из него, как из материи, цли как из первого движущего. Конечно, оно 724ь происходит не в том смысле, что одно возникает после другого, как, например, отплытие судов после Панафи-ней, 39 и не так, как возникает что-либо из противоположного, ибо противоположное возникает из своей противоположности путем ее уничтожения, причем в основе дол-
|
|