Примечания. Чении). Подробно об этом трактует «физика» (III, 1—3)



чении). Подробно об этом трактует «Физика» (III, 1—3). Возникновение вообще составляет предмет особых книг, служащих продолжением «Фи­зики» («О возникновении и уничтожении»; русского перевода нет).

Учение о частях излагается сравнительным мето­дом: каждая часть рассматривается у представителей различных родов животных, что, конечно, предполагает их классификацию. Сле­дует иметь в виду, что каждую обособленную группу животных Аристо­тель обозначает термином «род» (y«vo$), изредка употребляя «вид» (Шо<;); поэтому он говорит безразлично о роде насекомых и роде пчел или ос, о роде четвероногих и роде ослов и т. д. Иерархических подразде­лений современной систематики у него еще нет, хотя он выделяет главные группы (наши типы и классы), называя их «величайшими родами». В ос­нове сравнения разнородных представителей животного царства, подчас совершенно непохожих друг на друга, лежит учение об аналоги ч-н№х частях (аналогах), систематическое проведение которого со­ставляет величайшую заслугу Аристотеля. Оно совершенно естественно вытекает из его общей концепции живого существа, единого по своей сущ­ности. Единство это зиждется на единстве основных жизненных функций: питания, роста и размножения, свойственных как животным, так и расте­ниям; у животных к ним прибавляется еще функция ощущения. Каждая функция требует особых частей для ее выполнения; они не тождественны, но соответствуют друг другу в целом организме, т. е. аналогичны. Глав­ной двигательной силой в организме является тепло, существующее в каждой особи в виде «природного» или «врожденного» тепла, источником которого является для земли солнце. Центральный орган тепла — с е р д-ц е; оно само или его аналог имеется у всех животных. Чтобы докончить общую концепцию Аристотеля, следует упомянуть о главном регуля­тивном принципе строения живых существ — корреляции час­тей, который Кювье прямо заимствовал у Аристотеля: «что природа отнимает от одной части, она дает другой» и вообще «природа не делает ничего лишнего». Все эти замечания необходимо иметь в виду при чтении Аристотеля, аначе многие места останутся непонятными и пропадут для читателя.

2 Аристотель здесь имеет в виду рыб: эритрина (Ipo^plvoi;) и
х а н н у (x«vvt)), как видно из последующих книг (примечание 107).

3 Мягкотелые (цсОлтил) — головоногие моллюски; мягко-
скорлупные (цаХахоотрог/л, malacostraca) — ракообразные.

4 Аристотель не признает актуальной бесконечно­
сти и подробно разбирает этот вопрос в «Физике» (III, 4—8).

бЧерепокожие (острау.оог'рцата)—моллюски с раковиной; сюда же причисляются морские ежи и асцидии. «Те, которые всю жизнь прира­щены»—г у б к и (gtcov,oi); Аристотель различает 4 вида их.

6 Смоковница и дикая смоковница; у греков для них существо­
вали различные названия (сихга и Ipivso;). Смоковница принадлежит к
двудомным растениям.

7 Омела (t£o$, Viscum album) — паразитическое растение, расту­
щее на деревьях.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: