чении). Подробно об этом трактует «Физика» (III, 1—3). Возникновение вообще составляет предмет особых книг, служащих продолжением «Физики» («О возникновении и уничтожении»; русского перевода нет).
Учение о частях излагается сравнительным методом: каждая часть рассматривается у представителей различных родов животных, что, конечно, предполагает их классификацию. Следует иметь в виду, что каждую обособленную группу животных Аристотель обозначает термином «род» (y«vo$), изредка употребляя «вид» (Шо<;); поэтому он говорит безразлично о роде насекомых и роде пчел или ос, о роде четвероногих и роде ослов и т. д. Иерархических подразделений современной систематики у него еще нет, хотя он выделяет главные группы (наши типы и классы), называя их «величайшими родами». В основе сравнения разнородных представителей животного царства, подчас совершенно непохожих друг на друга, лежит учение об аналоги ч-н№х частях (аналогах), систематическое проведение которого составляет величайшую заслугу Аристотеля. Оно совершенно естественно вытекает из его общей концепции живого существа, единого по своей сущности. Единство это зиждется на единстве основных жизненных функций: питания, роста и размножения, свойственных как животным, так и растениям; у животных к ним прибавляется еще функция ощущения. Каждая функция требует особых частей для ее выполнения; они не тождественны, но соответствуют друг другу в целом организме, т. е. аналогичны. Главной двигательной силой в организме является тепло, существующее в каждой особи в виде «природного» или «врожденного» тепла, источником которого является для земли солнце. Центральный орган тепла — с е р д-ц е; оно само или его аналог имеется у всех животных. Чтобы докончить общую концепцию Аристотеля, следует упомянуть о главном регулятивном принципе строения живых существ — корреляции частей, который Кювье прямо заимствовал у Аристотеля: «что природа отнимает от одной части, она дает другой» и вообще «природа не делает ничего лишнего». Все эти замечания необходимо иметь в виду при чтении Аристотеля, аначе многие места останутся непонятными и пропадут для читателя.
|
|
2 Аристотель здесь имеет в виду рыб: эритрина (Ipo^plvoi;) и
х а н н у (x«vvt)), как видно из последующих книг (примечание 107).
3 Мягкотелые (цсОлтил) — головоногие моллюски; мягко-
скорлупные (цаХахоотрог/л, malacostraca) — ракообразные.
4 Аристотель не признает актуальной бесконечно
сти и подробно разбирает этот вопрос в «Физике» (III, 4—8).
бЧерепокожие (острау.оог'рцата)—моллюски с раковиной; сюда же причисляются морские ежи и асцидии. «Те, которые всю жизнь приращены»—г у б к и (gtcov,oi); Аристотель различает 4 вида их.
6 Смоковница и дикая смоковница; у греков для них существо
вали различные названия (сихга и Ipivso;). Смоковница принадлежит к
двудомным растениям.
7 Омела (t£o$, Viscum album) — паразитическое растение, расту
щее на деревьях.