Индустриализация в Южной Корее

Республика Корея при Пак Чжон Хи, правившем с 1961 по1979 г., достигла масштабных социально-экономических перемен. Управляя бюрократической авторитарной системой, построенной по образцу режима Мэйдзи, политики опирались на централизованное государство, использующее насильственные методы. Коалиция, в которую входили офицеры армии и службы безопасности, правительственные технократы и руководство крупного частного бизнеса, возглавила кампанию по ознакомлению населения с современными техническими достижениями и методами индустриализации экономики. За период с 1960 по1979 г. среднегодовой прирост равнялся почти 10%. К1979 г. 90%общего объема экспорта составили промышленные товары, главным образом текстиль, одежда, фанера, электронное оборудование, химикаты, сталь, станки и суда. В промышленности было занято около 30% всей рабочей силы. Между 1960 и 1980 гг. процент •грамотности среди взрослого населения увеличился с 70 до 93%.За 20-летний период число подростков, посещающих среднюю школу, возросло с 27 до 85%. Под влиянием духовного наследия Китая и Японии элита Южной Кореи проводила политику, обеспечивающую социальные преобразования.

В период правления династии Чосон (Ли) (1392-Ш0) корейская бюрократическая система функционировала как аграрное бюрократическое государство, достроенное по китайскому образцу. Принятие правительственных решений зависело от монарха его двора и центральной администраций. Государственную политику они проводили с помощью шести министерств, занимающихся подбором кадров, доходами, военными и юридическими проблемами, общественными работами и церемониалами. Зачисление в ряды администрации следовало после успешной сдачи экзамена на знание классиков конфуцианства. Ученые и старейшины стремились укрепить существующее положение. Корейское общество, изолированное от иноземных вторжений»;не занимающееся торговлей с другими странами, за время правления династии Ли претерпело мало социально-экономических, перемен.

Тем не менее особенности его монархической системы повли-яли на ход событий после второй мировой войны. Система обра-,зования, распространявшаяся лишь на наследственную, земле-владельческую аристократию, вместе с тем подчеркивала потреб-ность в знакнцих, образованных гражданских служащих. На про-ведение того или иного политического курса влияли личные отисг

шения между правителями и их сторонниками. Конфликты меж-ду кланами, а также между «материалистами» (придававшимиглавное значение материальным силам) и «идеалистами» (ориен-тированными на духовно-нравственные ценности) напоминалиспоры, происходившие в среде корейской бюрократии после вто-рой мировой войны. Династическое государство укрепляло поли-тическое единство в общекорейском масштабе. В отличие от мно-гих афро-азиатских стран Корея, начиная с XII в., сознательностремилась к национальному единству. Этнически однородноенаселение, общий язык и общепризнанные территориальныеграницы объединили Корею в сильное национальное государство.Несмотря на то что в конце XIX в. центральное правительство рас-палось, а власть землевладельческой аристократии усилилась, на-селение Южной Кореи и после второй мировой войны придержи-валось традиции, согласно которой залогом национального един-ства'является сильное государство. Элитарные взаимоотношениямежду властителями и их подданными препятствовали возникно-вению политических разногласий из-за проводимой государствомстратегии ускоренного экономического роста12.

Ослабление в начале XX в. корейского государства и усилениевлияния Японии во всей Восточной Азии приведи к завоеваниюКореи Японией, которая и управляла ею как колонией с 1910 по1945 г. В дтличие от правителей династии Ли японские колониза-торы, опираясь на свою иерархическую бюрократическую систе-му, способствовали широким социальные преобразованиям. Ко-лониальное правление, главенствующую роль 8 котором игралигенерал-губернатор, армия и флот, добилось большего контролянад Обществом, чем во время правления династий Ли. Подчинен-ная военным и полиции бюрократия исключила корейцев из уча-стия в принятии политических и экономических решений. Япон-ские промышленники, менеджеры, профессионалы и бюрократысоздали экономическую инфраструктуру: транспортные средства,коммуникации, порты, а также осуществили ирригационные про-екты, электрификацию. Развивались текстильная, металлургиче-ская, станкостроительная и химическая отрасли промышленно-сти. Большинство корейцев было занято в качестве неквалифици-рованных рабочих на японских предприятиях или у фермеров-арендаторов, у японских или корейских землевладельцев, сотруд-ничавших с колониальными властями. Противостояние японскойэлиты и корейских народных масс стимулировало движение за со-циально-политические преобразования.'Так как все корейцы бы-ли в значительной степени отстранены от управления политикойи экономикой, неравенство внутри самого корейского общества

'62

уменьшилось. Японцами принижались значение истории, языкаи самой корейской нации, что привело к возникновению движе-ния за национальную независимость. С возрождением корейскогго национализма классовое расслоение, ранее разделявшее насе-ление, понизилось. Таким образом, в конце второй мировой вой-ны укрепление единства и сглаживание неравенства внутри надирсоздали возможности для социальных преобразований..

Когда Япония в 1945 х. потерпела поражение от США, контгроль над Южной Кореей перешел к администрации США, котогрыё играли ведущую роль на протяжении всей послевоеннойэпохи. Американские военные с 1945 по 1948 г. период, когдапоявилась Республика Корея, стали проводить политику пере-распределения земли и доступности образования* В течение50-70-х годов правительство Соединенных Штатов усилило #%•рейские Профессиональные вооруженные силы путем оказаниеширокой военной поддержки. С 1962 по 1979 г. государственно^и коммерческое кредитование со стороны США способ^стеоівдооускорению промышленного развития. Широкомасштабная воєн-но» экономическая помощь американцев была нацелена на про*,тивостояние китайскому экспансионизму, сдерживание вьет-намского коммунизма и защиту Японии. ПртаерздваяЗДданідаріЙгеополитической стратегии» аодриканскдо политики цоощрф^-s импорт іде Кодов» прдоимок ш то же время торговые ограиичййф ••наэдепортнзСЩАв ЮщіуюКорек>%,•.,-.,'-'..,-„<.■,, >,.'■,,а,Ч~,

В«>йнямй переворот; щодведіции; к свержению ьЛ^-щі-щш* "-данаюгопршггельйгва» явился следеагвйемнад^-,

ДИВЩИХСЯ у іадаетподитюсов^нсш*тушс«^тичеркую согласипгельную систему. Влиятельные группировки -і,вооруженные силы, студенчество и средства! массовой информа-"ции т- считали существующий режим незаконным и яеэффекяив-,ным.. Позиций гражданского правительства были подорваны кор-рупцией, высоким уровнем инфляции и депрессией в сфере $#о~номики, Нескончаемая борьба группировок парализовала тщт? ческий процесс; чиновники оказались не в состоянии проводить*жизнь решения по преодолению экономических проблем* „Безподдержки эдиты, лишенные народного доверия, гражданскиевласти были свергнуты, в ходе военного переворота под предводи-тельством генерала Пака. Еще будучи лейтенантом японской ар- чмии, он во время корейской войны сотрудничал с американскимивоенными. Поклявшись очистить правительство Кореи от корруп-ции и провести индустриализацию страны, генерал Пак вместе сотставными армейскими офицерами управлял страной в течениепочти 20 лет14. Программа управляемого капитализма, осуществ-

ляемая государством, придерживающимся принципа дирижизма,стала движущей силой быстрого экономического роста Корей.

Политическая легитимность режима президента -Пака имела -■под собой материалистическое основание; права личности, граж-)данские свободы и политическое равенство рассматривались здеськак несущественные. Основное внимание Пак уделял промыш-ленному развитию, видя в нем оправдание собственного пребыва-ния у власти. По его мнению, государство призвано было не столь-ко расширять права индивида, сколько укреплять коллективныеначала государственности и нации. Национализм для него означалантикоммунизм, т.е. свободу от господства находящейся к северуКорейской Народно-Демократической Республики. Сохранениенезависимости предполагало создание мощного милитаризован-ного государства. При такой государственной ориентации полити-ческий элитизм не оставлял места для личных свобод и равенства.В частности, после 1972 г. президент Пак поставил на защиту сво- fего авторитарного правления военно-полицейские силы.,

В отличие от правителей династии Ли южнокорейская поли-'тическая элита управляла, опираясь на более централизованное -государство, чаще использовавшее насильственные методы, Тре-бования расширения политических свобод, выдвигаемые студен-тами, церковью и профсоюзами, подавлялись армией, полициейи Корейским Центральным разведывательным управлением(КЦРУ). В рамках жестко централизованного государства дея-тельность местных органов управления, находилась под контро-лем центрального правительства: президента, Секретариата пре-зидента, Министерства внутренних дел, Управлення по эконо-мическому планированию и КЦРУ. Чиновники на областном,'окружном и городском уровнях, а также местные органы управ-'.ления получали прямые указания из Отдела полиции и Отдела <местного управления, игравших роль передаточных звеньев дляприказов Пака и его советников.

Несмотря на централизованный и авторитарный характер уп-равления, наличие известной доли плюрализма все-таки позволя-ло диссидентам время от времени высказывать недовольство. Вотличие от ситуации в северокорейской элитистской мобилиза-ционной системе, где все общественно-политические объедине-ния находились под жестким контролем правительства и Трудо- 'вой партии Кореи, в Южной Корее газеты, церкви, студенческие ■организации и особенно крупные частные фирмы сохраняли от- 'носительную самостоятельность. У оппозиционных партий была ■возможность выдвигать своих кандидатов в.законодательные ор-,ганы и участвовать в обсуждении политических вопросов в Наци-

анальной Ассамблее. Однако особого влияния на политическийпроцесс ни политические партии, ни законодатели не имели.

При бюрократическом авторитарном режиме Пака обществен-ные объединения находились под контролем государства. Хотя чи-новники и практиковали подкуп правительства, семейно-родст-венным союзам принадлежала не столь значительная роль в приня-тии политических решений, как во времена династии Ли. Назначе-ние на должность зависело главным образом от военных заслуг ипрофессиональной пригодности назначаемого. Из экономическихобъединений наибольшее влияние на публичную политику оказы-вали крупные отечественные предприятия, а также транснацио-нальные корпорации со штаб-квартирами в Японии или в Соеди-ненных Штатах. Государственная экономическая политика благо-приятствовала национальным экспортным фирмам и инвесторамиз Японии и США. В числе отечественных социальных групи, по-лучавших наибольшие экономические преимущества, были управ-ляющие крупным бизнесом (главы находящихся в государственнойсобственности корпораций, как правило, объединявших работаю-щие на (экспорт промышленные предприятия), профессионалы игосударственные служащие, Щ мере усиления правительственногорегулированиечастногосектораи\экошмнческогопланирования,; с,

росдаЧДОИЮВ*ртгС«^^ч:■■;/,!,-.;„.;", '%

В этом тройственном союзе.пдездаодіа* национальных фирм■ 1

и транонаийоналъных корлорадий ведущая р^ь пр^адлежаяа >гражданским служащим, направляющим экономику на путь Щ? ■- г: і^ тенсИвного нромьщюеняр^^,>;n>>

наци^нїшьного капитала» бюрократическое авторитарное-„iflocy-дарство оставалось автономным как от собственных капитали-стов, так и от ТНК. При 110мощи предоставления кредитов, зай-мов, прав на торговлю, лицензий, контрактов, субсидий на разви-тие бизнеса и введения специальных тарифов государственнаябюрократия подучила господство над частными корейскими фир-мами Фактически государство создало класс капиталистов. Кчислу влиятельных правительственных ведомств, проводившихэкономическую политику, принадлежали Управление по эконо1-мическому планированию, Министерство финансов, Таможен-ное управление. Они занимались разработкой пятилетних планов,установлением соответствующих процентных ставок, утвержде-нием иностранных займов, рассмотрением заявок на инвестиро-вание за рубежом и передачу технологий, а также контролировалицены и обмен иностранной валюты. Государство являлось вла-дельцем предприятий тяжелой промышленности, создавало эко-номическую инфраструктуру, регламентировало финансовые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: