double arrow

Политические структуры


В функционировании шведских политических институтов цент-рализация сочетается с децентрализацией. Управляя единым го-,сударством, шведские политики вместе с тем передают ряд власт-ных полномочий региональным администрациям, муниципаль-,ным ведомствам и общественным объединениям. На уровне цен-:трального правительства кабинет и государственные органы вы- .-рабатывают важнейшие политические решения. Эти ведомства ■отвечают за работу общественного транспорта, судебной систе-мы, полиции, за программы развития рынка труда и политику в,сфере занятости. Правительство контролирует осуществлениеполитики на уровне региональных и местных органов, чтобы ихдеятельность соответствовала национальным правовым стандар-там. Если на региональные советы возложена забота о здравоох-ранении, то городские руководят учреждениями народного обра-зования (начального и среднего), детскими учреждениями и про-граммами ухода за престарелыми. Оба типа советов имеют в сво-ем распоряжении средства, поступающие в виде местных про-порциональных подоходных налогов; правда, закон 19911992 гг.ограничил размеры этих налогов. В муниципальных структурах50% государственных служащих; в региональных 30% от общегочисла служащих. Проводя в жизнь государственную политику,чиновники высшего и местного уровней участвуют в обсуждениинаиболее эффективных путей решения проблем. Лишь незначи-тельная часть директивных распоряжений исходит от централь-ной бюрократии, обладающей правом делать исключения из об-щенациональных правил. В реализации пенсионных, связанныхс занятостью, здравоохранением и жильем программ принимаютучастие также общественные объединения: профсоюзы и ассоци- '

ации промышленников и бизнесменов. Национальная служба за-нятости, состоящая из государственных чиновников, представи-телей бизнеса и профсоюзных лидеров, принимает решения, ка-сающиеся профессиональной подготовки, профориентации мо-лодежи, выделения средств на переподготовку, обмена трудовы-ми ресурсами и трудоустройства инвалидов. Выдача пособий добезработице, несмотря на то, что финансируются они правитель-ством, находится в ведении профсоюзов. Для создания новых ра-бочих мест представители частного бизнеса работают в сотрудни-честве с региональными и муниципальными администрациями14.Политика в Швеции снижает потенциальное напряжениемежду либеральным плюрализмом (дифференциацией) и инсти-туциональной координацией (интеграцией). Этнические, рели-гиозные и экономические объединения функционируют внесферы правительственного контроля. Многочисленные обще-ственные организации выражают групповые, интересы турок,югославов, христиан, мусульман, промышленных рабочих, «бе-лых воротничков», представителей свободных профессий, рабо-тодателей, банкиров, фермеров, потребителей, собственников,арендаторов, студентов, молодежи, домохозяек, автоводителёй,наркоманов и даже заключенных. В современной Швеции такиегруппы отличаются высокой степенью ролевой дифференциа-ции. Как же Швеция добивается интеграции этих многочислен-'ных групп? Выработкой политического консенсуса занимаютсянесколько политических институтов суды, парламент, коали-ционные политические партии и общеобразовательные школы!Придерживаясь шведской поговорки «страна должна строитьсяпо закону», суды занимаются улаживанием споров. В главных су-дебных инстанциях, таких, как Верховный суд, работают высоко-профессиональные юристы с университетским образованием. ВСудах по трудовым спорам, прерогативой которых является со-гласование противоречивых толкований тех или иных пунктовтрудовых договоров, заседают представители ассоциаций бизне-са и профсоюзов. Опираясь на правовые процедурные нормы ипредоставляя общественным объединениям возможность участ-вовать в политическом процессе, институты права вносят свойвклад в достижение консенсуса. Аналогичным образом сплоче-нием плюралистического общества занимаются общеобразова-тельные школы. В частности, в средних общеобразовательныхшколах шведских подростков учат нормам жизни в обществе рав-ных возможностей, принятию решений на основе консенсуса,использованию гражданских свобод и правовых процедур приразрешении споров. Индивидуальная конкуренция протекает в

соответствии с нормами консенсуса, с которыми частично знако-мятся в школе15.

• Институционализацйей конфликта также занимаются коали-ционные политические партии, играющие ключевую роль в зако-нодательных органах: однопалатном парламенте (риксдаге), ре-гиональных и муниципальных советах. Правящая Социал-де-мократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), стоявшая увласти самостоятельно или в составе коалиции с 1932 по 1991 г,(за исключением шестилетнего периода), всегда особое значениепридавала согласованию различных интересов. В ряды своих из-бирателей она привлекла представителей разных классов; основуее электората составили промышленные рабочие, «белые ворот-нички», профессионалы и даже люди, имеющие собственныйбизнес. Из-за того, что закон о выборах опирается на принциппропорционального представительства, социал-демократы редкоДобивались большинства мест в парламенте. В период с 1932 по1988 г. они обычно получали от 44 до 48% голосов избирателей; илишь на выборах 1940,1944 и 1968 гг. они имели более 50% мест взаконодательных органах страны16. Это означает, что социал-де-мократы нуждались в создании коалиций и компромиссах с дру-гими партиями. В начале 50-х годов. СДРПШ вступила в союз сПартией центра. На протяжении 70*х и 80-х годов левая партия Кдм&унисты выступала вместе с СДРПШ против «буржуазно-го блока» (консервативной партии Союз умеренных, либераль-ной Народной партии, Партии центра), несмотря на то, что ком-мунисты вовсе не получили мест в кабинете правительства. Все-ми партиями были продекларированы политические расхожде-ния с их оппонентами, но одновременно признана необходи-мость диалога, консенсуальных процедур и переговоров. Основ-ным предметом дискуссий явилось соотношение между социа-лизмом и обществом, ориентированным на рыночную экономи-ку. Как и ожидалось, коммунисты и социал-демократы с наи-большим жаром отстаивали равенство доходов и развитие сферысоциального обеспечений. В отличие от них Партия центра, ли-faepatfbi, и особенно консервативная партия Союз умеренных,тфедпочитади рыночную политику: уменьшение равенства в до-ходах, снижение ставки подоходного налога, приватизация ряданациональных корпораций и больниц. Несмотря на разногласияпо этим вопросам, правящие социал-демократы часто Приходилик компромиссным решениям с Партией центра, либералами ипредставителями частного бизнеса, в результате чего всё участни-цей политического процесса получили определенные выгоды17.


Сейчас читают про: