Тема 1.4 Рынок его законы и конкуренция

План: 1 Взаимодействие субъектов и объектов на рынке

2 Классификация рынка по признакам

3 Условия возникновения рынка

4 Функции рынка

5 Достоинства и недостатки рынка

6 Виды рынков

7 Конкуренция

1 Взаимодействие субъектов и объектов на рынке

РЫНОК — это система эко­номических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Рынок развивается вместе с развитием товарного произ­водства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорасту­щий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обраще­ния), в которой осуществляется связь между агентами обществен­ного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производите­лей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинст­во субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от раз­вития всех его составляющих.

Главная цель экономической деятельности –это потребление, а оно невозможно без производства. Без развития производства не может быть и рынка, т.к. именно производство порождает экономический продукт. Все изменения и в других стадиях экономики начинается с производства.

За производством следует распределение, т.е. система, определяющая кому достанутся результаты производства, кто станет собственником производственной продукции, эта стадия играет большую роль в формировании социальных отношений между людьми и в определении материального положения различных слоев общества. А с другой стороны, от того как распределяются результаты труда во многом зависит эффективность производства.

ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – ОБМЕН – ПОТРЕБЛЕНИЕ.

2 Классификация рынка по различным признакам

Рынок исторически развивается и видоизменяет­ся. Современный рынок характеризуется богатой и сложной струк­турой. Его можно классифицировать по различным признакам:

· по общественному разделению труда — рынок местный, нацио­нальный и международный;

· по формам собственности — частный, кооперативный, государ­ственный рынок;

· по объектам рыночного обмена — товарный (средств производ­ства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);

· по организации рыночного обмена — оптовый (биржа, государ­ственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

· по видам конкуренции — рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Существует еще много других признаков классификации рын­ков. Однако деление рынков на виды в определенной степени ус­ловно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать раз­ные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции — государственным или частным.

3 Условия возникновения рынка

Рыночная экономика - это прежде всего товарное производство, а для возникновения товарного производства необходимы определенные условия:

1 общественное распределение (разделение) труда, которое требует обмена товара, а развитие обмена привело к появлению денег.

2 экономическая обособленность производителей, т.е. каждый производитель и предприятие само распоряжается необходимыми факторами производства (такая особенность исторически возникла на основе частной собственности)

3 самостоятельность производителя и свобода предпринимательства, т.е. производители сами решают основные экономические вопросы.

4 Функции рынка

Рынок выполняет важные функции:

1 Через рынок осуществляется регулирование общественного производства.

2 Через рынок происходит учет затрат на производство продукции.

3 На рынке устанавливается цена на основе спроса и предложения.

4 Рынок деферинциирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма у которой затраты на производство продукции, меньше рыночной цены и она получает прибыль.

Дифференциация производителей означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

5 Достоинства и недостатки рынка

Достоинства:

1 Гибкость и высокая приспособленность к изменяющимся условиям.

2 Оперативное использование новых технологий для снижения издержек и повышения прибыли.

3 Независимость производителей и потребителя принятия решений.

4 Способность удовлетворить разные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Недостатки:

1 Рынок не гарантирует права на труд и доход, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.

2 Рынок не создает стимулы для производства товара и услуг коллективного пользования.

3 Рынок ориентирован на удовлетворение запросов тех кто имеет деньги. Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики. Несовершенство рынка должно компенсироваться функциями государства.

6 Виды рынков

Различают следующие виды рынков:

1 По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства труда, ценные бумаги инвестиции.

2 По географическому положению различают, местный, региональный, национальный и мировой.

3 По типу конкуренции рынок бывает монополистический, олигополистический, свободный смешанный.

4 По отраслям различают: Автомобильный, зерновой, текстильный.

5 По характеру продаж: оптовый розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры т.е. вспомогательной отрасли и организаций.

Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений государственных и коммерческих фирм обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

- биржи

- банки

- рекламы

- информационные и консультативные службы

- аудит

7 Конкуренция

КОНКУРЕНЦИЕЙ называется - любая ситуация, при которой на рынке некоторого блага действуют много продавцов и покупателей.

Состояния конкуренции бывают самыми разными в зависимости от других характеристик рынка. В качестве отправного пункта выделяется следующий идеальный вариант.

СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ называется такая ситуация, при которой в отрасли:

1) существует большое количество фирм, каждая из которых производит очень маленький выпуск по сравнению с выпуском отрасли,

2) все фирмы производят однородный продукт,

3) количество фирм может легко измениться.

Рассмотрим эти характеристики

1 Относительно небольшой выпуск любой фирмы означает, что ни одна фирма не может заметно повлиять на равновесную цену. Как бы она ни изменяла свой выпуск снижала до нуля или увеличивала до максимально возможного значения, это не приведет к значительному изменению рыночного предложения, а следовательно, не повлияет на цену продукта.

2 Однородность продукта означает, что различий в продукте фирм не существует. Отсюда следует, что покупателям все равно, продукт какого производителя покупать.

3 Возможность изменения числа фирм в отрасли означает, что любой предприниматель в хозяйстве может организовать в этой отрасли новую фирму и начать производство без каких-либо препятствий. Как говорят экономисты, существует свободный "вход" в отрасль.

Это значит также, что владелец любой фирмы, которая существует в отрасли, может решить прекратить производство этого продукта без значительных потерь (существует свободный "выход" из отрасли).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: