Наряду с такими традиционными проявлениями МЭО, как торговля, международное движение капитала и рабочей силы, во второй половине 20 века возникает и развивается такая форма как международный обмен научно-техническими знаниями. Предпосылками проявления этой формы стало развитие НТР и потребностей в применении новых технологий, углубление МРТ в сфере научных исследований и НИОКР. Результаты НИОКР, представляющие новые технологические решения, превратились в самостоятельный объект международного обмена. Специфика знаний как особого производственного ресурса заключается в том, что в отличие от машин и оборудования они быстро распространяются с помощью современных средств информации, причем здесь легче использовать опыт многих стран мира.
В главных капиталистических странах расходы на НИОКР стали соизмеримы с расходами на капиталовложения, а в ряде случаев и превосходят их (например, в авиакосмической промышленности США в 6 раз). Исторический опыт определенно свидетельствует об ускорении НТП, вызванном, прежде всего ускорением темпов развития и накопления научных знаний. Известно, что половина всей имеющейся информации сегодня получена за последние 15 лет. Удвоение числа научно-образовательных публикаций происходит в среднем за каждые 13-15 лет.
|
|
Понятие международного обмена научно-техническими знаниями (НТЗ) трактуется двояко.
В широком смысле под ним подразумевается проникновение любых НТЗ и обмен производственным опытом между странами. Он осуществляется в некоммерческих формах – научно-технические публикации, выставки, ярмарки, симпозиумы, обмен делегациями и встречи ученых, миграции специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.
В узком смысле это передача НТЗ и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов. Он осуществляется, как правило, в коммерческих формах – передача на условиях лицензионных соглашений, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование и др.
Таким образом, технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование этого в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль. Это преимущество исчезает, как только технические совершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология.
|
|
Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают ее жизненный цикл.
1. Уникальная технология. К ним относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. При определении цены такой технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
2. Прогрессивная технология. К ним принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями – аналогами. В отличие от уникальной технологии, преимущество данного вида технологий носит относительный характер. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества гарантируют их покупателям дополнительные прибыли.
3. Традиционная (обычная) технология. Представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Она не обеспечивает покупателю значительные преимущества, и рассчитывать на дополнительную прибыль не приходится. Ее преимуществом для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и проверенность в производстве. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.
4. Морально устаревшая технология. Относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование такой технологии закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.
Основными видами передаваемой технологии являются:
1. Знания и опыт, опубликованные и защищенные охранными документами. К данному виду относятся:
· лицензии – разрешение, выдаваемое владельцем технологии заинтересованной стороне на использование данной технологии на протяжении определенного времени за определенную плату.
· патенты – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом исследователю и которое свидетельствует о его монопольном праве на использование данного изобретения. Термин действия патента 15-20 лет и только на территории той страны, где он выдан.
· копирайты – эксклюзивные права автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.
· товарные знаки – символ определенное организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца.
· промышленные образцы
· модели – уменьшенная копия технологического новшества.
2. Знания и опыт научно-технического, производственного, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, применяемые в процессе научно-исследовательских разработок, изготовления, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, не защищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично – ноу-хау.