Договор возмездного оказания услуг: понятие, содержание, классификация. Порядок правового регулирования договора возмездного оказания услуг гражданским законодательством

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п.1 ст.779 ГК). Данный договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Договор, по которому исполнитель, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, оказывает гражданину-заказчику услугу, предназначенную для удовлетворения личных (бытовых) потребностей последнего, является публичным (ст.730, 783 ГК).

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). В качестве сторон могут выступать любые субъекты (физические и юридические лица, публично-правовые образования), с учетом их объема и характера право- и дееспособности. Вместе с тем применительно к отдельным разновидностям данного договора законодатель устанавливает специальные требования, касающиеся прежде всего фигуры исполнителя. Так, деятельность по оказанию определенных видов услуг подлежит обязательному лицензированию. Особые требования предъявляются к исполнителям аудиторских услуг, услуг по оценке и некоторых других.

Предметом договора являются услуги, оказываемые исполнителем. Условие о предмете имеет характер существенного. Оно считается согласованным, если в договоре перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить.

Цена в договоре возмездного оказания услуг, как правило, определяется сторонами и является свободной. Однако в некоторых случаях размер цены регулируется государством.

Срок исполнения договора возмездного оказания услуг устанавливается по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения определяется по правилам п.2 ст.314 ГК. Однако зачастую специфика оказываемой услуги придает условию о сроке характер существенного. Так, в договорах на оказание услуг по проведению концертов, театральных, спортивных или музыкальных представлений в отсутствие согласованного сторонами срока исполнения договор должен считаться незаключенным.

Во многих договорах, предусматривающих в качестве предмета не действие, а деятельность исполнителя (образовательные услуги, так называемые абонементные и другие длительные услуги), срок договора определяет временные границы, в рамках которых будут оказываться услуги, а потому указание этого срока является необходимым.

Видовое деление договоров возмездного оказания услуг может строиться по различным критериям. Согласно ст. 783 ГК наряду с общими положениями о подряде к договору возмездного оказания услуг применяются и положения о бытовом подряде, если заказчиком выступает гражданин-потребитель.

Это дает основания для выделения в качестве его видов:

- договора возмездного оказания бытовых услуг;

- договора возмездного оказания услуг в сфере предпринимательской деятельности.

Анализ п. 2 ст. 779 ГК, а также законодательства, регулирующего особенности возмездного оказания услуг, дает возможность также провести классификацию видов договора возмездного оказания услуг по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности. В ст. 779 ГК дается примерный перечень такого видового деления, включающий услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные.

Ввиду разнообразия оказываемых возмездных услуг их регулирование, даваемое в нормах гл. 39 ГК, является кратким и общим (всего 4 статьи) и содержит нормативное предписание, согласно которому общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде ГК применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Ввиду близости отношений подряда и услуг это правило позволяет устранять пробелы в правовом регулировании оказываемых на практике услуг.

На основе норм ГК разработана и введена в действие система законов и постановлений Правительства РФ об отдельных видах услуг, отражающих особенности их оказания.

Договор перевозки: понятие, содержание, виды. Отличие договоров перевозки от иных договоров на транспорте. Место транспортных уставов, кодексов, правил перевозки в системе правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере транспортных услуг

В соответствии с п.1 ст.784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки одна сторона (перевозчик) обязуется доставить груз либо пассажира и его багаж в пункт назначения и выдать груз либо багаж управомоченному на его получение лицу, а другая сторона (отправитель или пассажир) обязуется уплатить провозную плату.

Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК (гл. 40), а также транспортными уставами и кодексами (Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г., Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства 14 февраля2009 г.). Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами - правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств.

Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и состоит в следующем. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК).

В ГК не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке, ибо это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуя традиции кодифицированных гражданско-правовых актов, ГК содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794), а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).

Среди многочисленных оснований классификации перевозок следует выделить те, с которыми связаны наиболее существенные особенности правового регулирования перевозочных отношений. Важнейшим из таких оснований является объект перевозки, в зависимости от которого договор перевозки подразделяется на договор перевозки груза и договор перевозки пассажира.

Договоры перевозки традиционно разделяются по видам транспорта на договоры перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом. На морском транспорте перевозки внутри страны называются каботажем; при этом различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов). На автомобильном транспорте выделяют городские (в пределах черты города), пригородные (за пределами черты города, но не более 50 километров), междугородные (более 50 километров за чертой города), межреспубликанские и международные перевозки.

Наряду с этим выделяются перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными перевозками являются перевозки в пределах действия одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.); прямыми - перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта и по одному транспортному документу; к прямым смешанным относят перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта, но на основе одного транспортного документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: