double arrow

Понятие и виды обязательств по оказанию услуг

Лекция № 25. Возмездное оказание услуг.

Рассматривая вопрос об отнесении отдельных видов договоров к услугам, заметим, что и в настоящее время в учебно-правовой и юридической литературе он вызывает споры.

Так Кабатов В.А.[1] считает, что в отечественной доктрине термин “обязательства по оказанию услуг” употребляется в широком смысле, как родовое понятие, охватывающее различные договоры.

Признаком, объединяющим и, в то же время отличающим их от подрядных отношений, обычно называют отсутствие в овеществлённой форме результата выполненной работы. Исходя, главным образом, из этого критерия, одни авторы к числу обязательств по оказанию услуг относят договоры хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Другие включают сюда также транспортные договоры, обязательства по страхованию, расчётные и кредитные обязательства.

К числу первых можно отнести О.С. Иоффе[2]. Он выделяет эти договоры из общей системы обязательственного права по одному признаку - все они характеризуются тем, что действия обязанного лица влекут за собой не материальные, а юридические последствия.

Из современных авторов можно назвать М.В. Кротова[3], который приходит к выводу, что обязательство по оказанию услуг может быть определено как такое гражданское правоотношение, в силу которого исполнитель (услугодатель) обязан совершить те или иные действия, результат которых не имеет овеществлённого выражения и не может быть гарантирован, а заказчик (услугополучатель) обязан оплатить оказанные услуги. Таким образом, наличие или отсутствие овеществлённого результата по мнению этой группы авторов кладётся в основу отграничения договоров по оказанию услуг от других, в частности, от договоров подряда.

Такой подход не лишён основания. Так, например, Глава 7 Германского Гражданского уложения в п.2 параграфа 631 даёт следующее определение: “предметом договора подряда может быть как изготовление или изменение вещи, так и иной результат, достигнутый путём выполнения работы или оказания услуги”.

Что касается других, то среди них можно назвать Е.Д. Шешенина, относящего к сфере оказания услуг, помимо перечисленных выше, и некоторые другие договоры, например, “заключаемые с органами транспорта и связи”.[4] При этом Шешенин также противопоставляет договор подряда договору по оказанию услуг. Тем не менее и О.С. Иоффе и Е.Д. Шешенин и М.В. Кротов едины в одном, что “предметом всех договорных обязательств по оказанию услуг являются услуги как деятельность, не имеющая вещественного результата”, что сам результат “выражается не в материальных, а в юридических последствиях - в приобретении прав и обязанностей по сделке тем субъектом, для которого она была совершена”.[5]

По иному регулирует этот вопрос законодательства западной Европы. В современный период всё большее значение приобретает подряд на исполнение научно-технических работ - научно-исследовательских и проектно-конструкторских, - получивших наименование “инжиниринг” (engineering). Сферой применения договора подряда становятся именуемые “консалтингом” консультационные и информационные услуги в сфере научной организации и управления производством и торговлей, в частности, осуществление инженерного контроля за проведением работ, маркетинговые исследования рынка и т.д.[6]

Для подобных услуг, как мы видим, в любом случае необходим не только тот или иной материальный результат.

Упомянутая нами Глава 7 Германского Гражданского уложения помимо договора подряда регулирует и “иные подобные договоры”. К таким “подобным договорам” относится договор о туристическом обслуживании. Параграф 651а гласит, что “по договору о туристическом обслуживании лицо, организующее путешествия, обязуется предоставить туристу совокупность всех услуг по организации путешествий. Представляется, что такие услуги не всегда будут иметь какой-то определённый результат.

Руководствуясь, наверное именно последним пониманием этого слова, многие современные учёные трактуют услугу, исходя из отличий от работы. По их мнениюуслуга представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата. Вместе с тем, они добавляют, что некоторые услуги всё же могут иметь и материальный результат. Однако, такой результат в любом случае неотделим от самого действия или деятельности.[7]

Е.А. Суханов,[8] например, говоря о договоре транспортной экспедиции, верно заметил, что последний оформляет “оказание услуг клиенту не только юридического, но и фактического характера, тесно связанных между собой сферой перевозки грузов”.

В дополнение к точки зрения Суханова Е.А., надо отметить, что О.С Иоффе, М.В. Кротов и Е.Д. Шешенин всё же не всегда последовательны при определении границ обязательств по оказанию услуг. Так все эти авторы относят к обязательствам по оказанию услуг договор экспедиции.[9]

О.С. Иоффе, например, отмечает, что, в отличие от указанных им обязательств по оказанию услуг в договоре подряда (обязательства по производству работ) характерным является “достижение определённого материального результата, выражающегося в создании вещи, её преобразовании (при выполнении, например, ремонтных работ) или, по крайней мере, в её перемещении (при выполнении, например, погрузочно-разгрузочных работ).[10] Между тем, как верно замечает Ю.Х. Калмыков в своей статье “совершение погрузочно-разгрузочных действий - это типичные для договора экспедиции действия, которые, тем не менее, автор относит не к подряду, а к услугам”[11]. Поэтому признание того, что и фактические действия, имеющие овеществлённое выражение, могут входить в предмет обязательств по оказанию услуг представляется нам более обоснованным.

Вместе с тем, даже учитывая изложенное выше, взгляды этих авторов вызывают и другие существенные возражения. Здесь уместно вспомнить, что ещё Ю.Х. Калмыков в своей статье отмечал, что “при определении границ обязательств по оказанию услуг более верным представляется исходить прежде всего из общеэкономической категории сферы обслуживания. Гражданско-правовые нормы регулируют область имущественных отношений, поэтому и гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг регулируют не все отношения, возникающие в этой сфере, а лишь отношения имущественного порядка. Иные отношения в сфере обслуживания регулируются другими отраслями права. Так отношения в области организации здравоохранения, просвещения и т.д. регулируются правом административным”[12].

Вообще, само слово “услуги” (conditional deposit) - английского происхождения. В Юридической энциклопедии[13] под услугами понимается предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

В учебнике гражданского права под редакцией А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого[14] под услугами понимаются действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности.

В словаре С.И. Ожёгова под услугой понимается действие, приносящее пользу, помощь другому, или же как бытовые удобства, предоставляемые кому-либо.[15]

Новый ГК РФ 1994г. рассматривает услуги как самостоятельный объект гражданского права. В ст. 128 ГК РФ говорится, что наряду с другими, объектами гражданского права являются работы и услуги. В самом Гражданском ГК РФе мы не найдём трактовки такого понятия как “услуга”. Законодатель не пошёл по пути исключения различного рода договорных отношений путём выработки понятия услуги, существенно отличающейся от аналогичного понятия в социально-экономической сфере. Это лишний раз свидетельствует о несостоятельности желания некоторых авторов, мнения которых были рассмотрены нами выше, исключить из сферы обязательств по оказанию услуг действия, результат которых не имеет овеществлённого выражения и (или) не может быть гарантирован. Законодатель, на наш взгляд, руководствовался соображением создать законодательную базу для тех услуг, которые отдельно не урегулированы в Гражданском ГК РФе. Поэтому он исходит из социально-экономического понятия услуги, как действий (деятельности), приносящих пользу, помощь другому или же как бытовые удобства предоставляемые кому-либо, изначально направленных, как и любое обязательство, на “удовлетворение материальных и культурных потребностей населения”[16].

Правильность такого понимания услуги, на наш взгляд, можно усмотреть и в самом гражданском ГК РФе. Так, используя трактовку ст. 779 ГК РФ хорошо видно, что договорные отношения, основанные на правилах о подряде; выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; перевозке; транспортной экспедиции; банковском вкладе; банковском счёте; расчётах; хранении; поручении; комиссии; доверительном управлении имуществом в любом случае следует относить к обязательствам пооказанию услуг.

Таким образом, под обязательством по оказанию услуг, следует понимать такое гражданское правоотношение имущественного порядка в силу которого одна из сторон (услугодатель) обязуется по заданию другой стороны (услугополучателя) совершить определенные действия или осуществлять определенную деятельность в её интересах, а услугополучатель обязуется эти услуги оплатить.

Предметом договора являются нематериальные услуги. Вместе с тем, некоторые услуги всё же могут иметь и материальный результат. Однако, такой результат в любом случае неотделим от самого действия или деятельности.


Сейчас читают про: