ОП изучает поведение людей в организации.
ОП это дисциплина, ориентирована на личность в организации, учитывая воздействие внешней среды. ОП изучает организацию на 3-х уровнях:
- люди
- группы (межгрупповые отношения)
- организация в целом
Методы исследования ОП:
• опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива, интервью могут проводиться и по телефону;
• сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
• наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;
• эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов;
• использование Интернета.
Направления развития: Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.
|
|
Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения. Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации. В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая (компонента), которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальным разработку современных подходов преподавания ОП при подготовке специалистов к работе в изменяющихся условиях. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Организация – спланированная координация действий группы людей для достижения некоторых общих сформулированных целей с помощью разделения труда и функций, а также иерархии власти и ответственности.
Организация – открытая система, обладающая всеми ее свойствами (системность, наличие стабильного входа и выхода, постоянный обмен инфой со внешней средой). У организации есть 4 системообразующих функции:
- реализация целей лидера,
- реализация целей персонала,
- производство продукта,
- взаимодействие со внешней средой.
Личность-самое главное в человеке, него социальный признак, жизненная позиция.
Руководство – интеллектуальная и физическая активность, направленная на подчиненных с целью выполнения предписанных им действий и решений определенных задач.
Лидерство – это способность чел-ка повести за собой людей для достижения целей; способность чел-ка оказывать влияние на др.чел-ка или группы людей.
Индивид – отдельный человек как социальное существо с уникальным сочетанием его врожденных и приобретенных качеств.