Значение анализа и контроля в менеджменте

Анализ – сбор, обработка, классификация, систематизация и хранение инф-ии с целью выявления отклонений. Собираемая инф-ия должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему,т.е. инф-ия по существу. Инф-ия, полученная при анализе имеет первостепенное значение для менеджеров, как для управленческого персонала. Целью управленческого анализа яв-ся разработка эффективных управленческих решений на основе оценки процессов произ-ва и реализации прод-ии, результатов финансово-хоз-ой деят-ти, эффективности использ.основных средств. На основе данных управленческого анализа многие специалисты вырабатывают тактику и стратегию развития предприятия

Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью обеспечения достижения организацией своих целей и принятия необходимых мер при отклонениях. Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. При этом решаются следующие задачи:

• определение достигнутого уровня;

• анализ причин отклонения от намеченных ориентиров;

• решение о внесении необходимых изменений в деятельность организации;

• оценка роли контроля при принятии решений;

• анализ позитивных и негативных воздействий контроля;

• накопление опыта для последующей выработки целей.

Объектом контроля служат как результаты деятельности (отклонения между плановыми и фактическими показателями по различным причинам), так и сами методики осуществления планирования и контроля, призванные максимально реалистично отражать деятельность организации в прошлом и будущем. Различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется государственными органами, общественными организациями, партнерами по бизнесу, покупателями. Он обеспечивает соответствие параметров деятельности торговой организации требованиям потребительского рынка, законодательства, условиям партнерских взаимоотношений, защиту прав потребителей. Внешний контроль во многом определяет организацию внутреннего контроля. Внутренний контроль является составляющей менеджмента предприятия, органично встроенной во все системы его функционирования. Субъектами внутреннего контроля выступают собственники, менеджеры предприятия, персонал организации и его представительные органы. Внутренний контроль обеспечивает адаптацию организации к требованиям внешней среды. Правильно организованный контроль позволяет своевременно выявить проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, как они приведут к падению доходности

Выделяют следующие виды контроля:
По объекту проверки:

  • финансовый
  • контроль качества
  • контроль экономической деятельности
  • контроль санитарно-эпидемиологического режима

По времени:

  • предварительный
  • текущий
  • заключительный

Этапы контроля:

1. Выработка стандартов и критериев оценки

2. Сопоставление достигнутых результатов с установленным стандартом

3. Принятие необходимости корригирующих действий

Эффективность контроля определяется следующими требованиями к его осуществлению.

1. Объяснение персоналу сущности проводимого контроля как корректирующего процесса. Недопущение чрезмерного контроля, который воспринимается персоналом как тактика давления и ограничитель свободы.

2. Обеспечение гибкости, т.е. выбор наилучшего при данных обстоятельствах «стиля контроля», в целях избегания неточности и деспотичности и преодоления сопротивления людей. Не только слабые исполнители противодействуют контролю (чтобы не выявились результаты их плохой работы), но и добросовестные работники сопротивляются контролю, когда оценивают его как неточный, плохо организованный, деспотичный. С другой стороны, гибкость означает своевременное включение в процесс контроля новых факторов и приспособление к происходящие изменениям.

3. Организация взаимосвязей процессов планирования и контроля таким образом, чтобы исключить использование непригодной информации. Это явление наблюдается, например, при подаче завышенных заявок на ресурсы, при установлении заниженных целей и т.д. Все то может привести к упущению важных возможностей для развития организации в связи с практической невозможностью оценки ее реального потенциала.

4. Обеспечение стратегического характера контроля, основанного на абсолютном контроле приоритетных направлений деятельности, даже если они с трудом поддаются измерениям, и специальном механизме контроля в областях, не имеющих стратегического значения.

5. Ориентация контроля на результаты и задачи, стоящие перед организацией, и оценка эффективности контроля с точки зрения достижения целей и возможности осуществления стратегического планирования.

6. Формирование механизма контроля, соответствующего контролируемому виду деятельности и обеспечивающему своевременность. Значение временного интервала определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и их анализ.

7. Контроль должен быть простым и основываться на несложных, но оригинальных методах. Избыточная сложность помимо увеличения затрат ведет к тому, что персонал не понимает и не поддерживает систему контроля.

8. Общие затраты на систему контроля не должны превосходить создаваемые ею преимущества, в противном случае организации следует отказаться от данной системы. Обязательно следует учитывать, что затраты на контроль состоят не только из затрат времени, расходуемого менеджерами и всеми работниками на сбор, передачу и анализ информации, на все виды используемого при этом оборудования и т.п. В контроле скрыто много побочных затрат, например рабочего времени и ресурсов, которые можно направить на решение других задач. Следовательно, контроль экономически оправдан, если отношение затрат к возможной прибыли остается достаточно низким.

Значение контроля в менеджменте

Эффективно функционирующие системы контроля являются важной составляющей менеджмента организации. Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Он дает возможность оценить качество планирования и соответствие параметров организации требованиям среды. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития. Контроль позволяет оценить эффективность делового и управленческого общения. Он служит средством формирования трудового поведения работника и стимулирования его деятельности. И наконец, контроль обеспечивает сохранность и эффективность использования ресурсов организации, ее товарно-материальных ценностей.

Значение:

· необходим для нормального функционирования управленческой системы

· предупреждение возникновения кризисных ситуаций и своевременное выявление ошибки

· сопоставление реально достигнутых результатов, определение, где добились успеха, где потерпели неудачу.

Контроль является фундаментальным элементом процесса управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: