Финансовые и инвестиционные институты: их виды и функции

Под финансовым институтомпонимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института — организация посредничества, т.е Эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды. Финансовые институты выполняют следующие функции: (1) сбережение финансовых ресурсов (2) собственно посредничество, (3) финансовая трансформация, (4) передача риска,(5) организация валютных операций (6) содействие ликвидности (7) организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний

Инвестиционные институты представлены хозяйствующими субъектами (или физическими лицами), которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускается ее совмещение с другими видами деятельности. К инвестиционным институтам относят определенные виды специальных финансово-кредитных институтов (инвестиционные банки первого вида, инвестиционные компании и фонды), а также фондовые биржи, инвестиционных брокеров, дилеров, консультантов и др.

Инвестиционный институт представляет собой юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Он может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда. Они могут функционировать в виде финансовых групп, холдинговых и финансовых компаний. Инвестиционные фонды учреждаются в форме акционерного общества.

Инвестиционные институты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою деятельность с ценными бумагами как исключительную. Именно инвестиционные институты являются теми финансовыми посредниками, которые запускают механизм фондового рынка, осуществляют перераспределение денежных ресурсов от тех, кто обладает денежными средствами, к тем, кто нуждается в дополнительных финансовых ресурсах для осуществления коммерческих проектов.

Деятельность инвестиционной компании осуществляется по двум основным направлениям: (а) организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; (б) операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т. е. объявления цены продавца и цены покупателя, по которым компания обязуется соответственно продавать и покупать определенные ценные бумаги.

135 Виды планов, содержание и последовательность их разработки.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).

Таблица 1. Классификация планов

Классификационный признак Виды планов
Время реализации Долгосрочные — от 10 до 25 лет Среднесрочные — от 3 до 10 лет Краткосрочные — от 1 года до 3 лет Оперативные — до 1 года
Тип целей Тактические Оперативные Стратегические Нормативные
Степень точности Укрупненные Уточненные
Масштабность целей Стратегические — предусматривают глобальные цели Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки Бизнес-операции
Уровень управления (сфера применения) Корпоративные Бригадные Цеховые
Конкретная установка Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности
Содержание План производства и реализации продукции План по материально-техническому снабжению План по труду и кадрам План по издержкам производства План инвестиций Финансовый план План по социальному развитию
Метод обоснования Рыночные (индикативные) Административные (централизованные)
Стадия разработки Предварительные Окончательные
Ориентир планирования Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы

При разработке планов используется следующая информация: новые оптовые и закупочные цены; новые тарифы; договорные и свободно складывающиеся на рынках цены; система налогообложения, налоговые льготы и экономические санкции; порядок кредитования; порядок осуществления внешнеторговых финансовых операций; лимиты государственных централизованных капитальных вложений и основных видов материальнотехнических ресурсов.

Структура и содержание плана производства продукции зависит от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода, на который составляется план.

Содержание плана производства продукции должно обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, т.е. должна быть построена последовательная логическая цепочка; включены основные показатели, регламентирующие работу предприятия; выделены определенные виды лимитируемых ресурсов.

Производственный план содержит следующие разделы:

- исходные данные для планирования;

- портфель заказов;

- план производства и реализации продукции;

- материальнотехническое обеспечение;

- план по труду и заработной плате;

- организационнотехнические мероприятия;

- финансовый (бюджетный);

- охрана окружающей среды;

- внешнеэкономические связи.

136 Финансовое планирование в системе планирования текущей деятельности предприятия. Характеристика бюджета и бюджетирования. Состав генерального бюджета, хозяйствующего бюджета (операционный и финансовый бюджеты).

Финансовое планирование -это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Цель финансового планирования -повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее. Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от финансового планирования. Для того, чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:1.непрерывностью планирования; 2. научностью; 3. нацеленностью планов на рационаальное использование всех ресурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли; 4.взаимной увязкой и координацией.

Бюджет – финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами.

Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.

Хорошо поставленная бюджетная система очень важна для предприятия, особенно крупного. Она поможет усовершенствовать координацию всех его подразделений, избежать кризисных ситуаций, улучшить мотивацию, повысить ответственность управленцев всех уровней, предсказать финансовый результат, предотвратить нежелательные ситуации.

Структура генерального бюджета Генеральный бюджет -это всестороннее представление разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах. Он охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель -объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного бюджета - включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации; финансового бюджета -включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Денежный оборот на предприятии. Принципы организации безналичных расчетов. Характеристика и схемы расчетов платежными поручениями, аккредитивами, чеками, расчетов по инкассо, платежными требованиями.

Денежный оборот совершается с помощью денежных единиц (в налично-денежном и безналичном оборотах), не обладающих стоимостью, равной их номиналу. Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решает денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:

- денежный оборот, перераспределяя деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы, рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь;

- в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности в них всех сфер рыночных отношений.

Принципы организации безналичных расчетов.

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главным регулирующим органом платежной системы является - Банк России, который должен обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов.

2. осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика необходимая предпосылка расчетов.

3. обеспеченность платежа. Последний должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита.

4. наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип означает, что списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

5. срочность платежа, что означает осуществление расчетов строго в соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или контрактных, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств должен знать точные сроки их зачисления на свой счет.

6. контроль всех участников за правильностью совершения расчетов. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

Платёжное поручение - это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определённую сумму со своего счёта. Поручения действительны в течение десятка дней, день выписки не учитывается. При проведении расчётов платёжными поручениями плательщик сдаёт поручение в трёх экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя. Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей: 1 - направление пакета платежных поручений в банк для совершения платежа; 2 - перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщика; 3 - сообщение поставщику о поступлении денежных средств плательщика; 4 - поставка товарно-материальных ценностей после получения платежа.

Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных, т.е. специально отложенных, на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы гарантированной банком.

Расчёты аккредитивами. Аккредитив - это обязательство данное банком, возникающее в следствие необходимости произвести поставщику платёж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчётов платёж не производится в банке, обслуживающем покупателя, а непосредственно по месту нахождения поставщика Т.е. при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счёте. Банк, открывший аккредитив, по поручению плательщика-покупателя переводит средства в банк поставщика. Деньги на счёт поставщика будут зачислены при выполнении всех условий, предусмотренных аккредитивом. Исполнение аккредитива производится только банком, обслуживающим поставщика - получателя денег. Схема расчетов посредством аккредитивов при предварительной оплате товарно-материальных ценностей: 1 - извещение поставщика о готовности к отгрузке заказанных товарно-материальных ценностей; 2 - направление пакета документов для перевода денежных средств в банк поставщика; 3 - банковский перевод денежных средств поставщика для оплаты заказанных товарно-материальных ценностей; 4 - извещение поставщика о поступлении денежных средств и оплате расчетных документов по отгрузке товарно-материальных ценностей; 5 - отгрузка ценностей после их оплаты за счет аккредитива покупателя.

Расчёты платёжными требованиями. Платёжные требования применяются при акцептной форме расчётов тогда, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платёжное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, какова его цена, сортность, время отгрузки и прочее. Схема расчетов платежными требованиями при последующей оплате товарно-материальных ценностей: 1 - поставка товарно-материальных ценностей в соответствии с заключенными договорами; 2 - направление пакета платежных требований в банк для совершения платежа; 3 - направление платежных требований в банк покупателя для оплаты; 4 - извещение банка о согласии покупателя на совершение платежа; 5 - перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщик.

Расчеты по инкассо представляют собой Банковскую операцию по получению от плательщика платежа Инкассо - это поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно используются при принудительном взыскании средств. Взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда и исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих подлинных исполнительных документах или их дубликатах. В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя с плательщика, размер взыскиваемой суммы, наименование счёта плательщика, с которого сумма подлежит списанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: