double arrow

Тема: Роль и место технического регулирования в регулировании Российской экономики. Особенности саморегулирования


Лекция № 2

Переход России к рыночной экономике обу­словливает необходимость поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применяе­мые в мировой практике методы и формы регулирования эко­номики адаптированы к особенностям каждой страны и в то же время имеют специфические характеристики, которые могут ныть использованы и в России. Одной из таких форм государ­ственного регулирования является техническое регулирова­ние. Эта форма государственного регулирования экономики введена в России с 01.07.03 в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ.

Рассмотрим место и роль технического регулирования в государственном регулировании экономики.

В соответствии с общепринятыми нормами государствен­ное регулирование представляет собой совокупность форм участия государства в экономической жизни страны, реализуе­мого с помощью методов и рычагов воздействия на социаль­но экономические процессы, что обеспечивает эффективное формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государство регулирует процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышени­ем материального благосостояния населения. Государственное регулирование выступает главным регулятором ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительно­го нивелирования социального неравенства среди населения страны.

Целью государственного регулирования является обеспече­ние правовой базы функционирования рыночной системы, ус­тановление легитимных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка — поставщиками, производителями (исполнителями услуг) и потребителями (клиентами). Успех государственного регулирования достигается при условии ба­зирования его на объективных экономических законах обще­ственного развития. В условиях рыночных отношений — это законы спроса и предложения, закон стоимости и др.

Насыщение спроса и развитие конкуренции между произ­водителями (исполнителями услуг) создает товарный рынок, который подчиняет производство удовлетворению обществен­ных потребностей и обеспечивает надежный механизм реали­зации его целей. Одновременно он формирует экономическую основу непрерывного наращивания средств для обновления выпускаемой продукции (оказываемых услуг), внедрения но­вых технологий, оборудования и материалов в производство.

Это определяет главные задачи создания современного рынка — удовлетворение спроса на разнообразные товары про­изводственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.

Формирование современного рынка может осуществлять­ся на основе применения различных форм регулирования, в первую очередь тарифных и нетарифных. К тарифным формам регулирования можно отнести регулирование рынка на основе планируемых рыночных нормативов: цены и тарифов, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централи­зованных инвестиций и дотаций. Тарифная форма регулирова­ния успешно применялась в период планового ведения эконо­мики.

Техническое законодательство является принципиально новой формой государственного регулирования экономики. Многие исследователи теории технического регулирования называют его также «нетарифное регулирование экономики» (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Классификация форм регулировании экономики

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» под техническим регулированием понимает­ся: правовое регулирование отношений в области установ­ления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проекти­рования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации, а также в области установления и приме­нения на добровольной основе требований к продукции, про­цессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в облас­ти оценки соответствия.

Техническое регулирование так же, как и экономика Рос­сии в переходный период, носит смешанный характер: уста­навливая строгие регуляторы формирования бизнеса в части безопасности, оно в то же время предоставляет максимальную свободу для бизнеса, развивая конкуренцию по видам деятель­ности, не представляющим потенциальную опасность для по­требителей. Техническое регулирование выполняет регули­рующую функцию между спросом и предложением, защищая при этом интересы как государства, так и бизнеса. В качестве Регуляторов при этом выступают технические нормы (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Баланс интересов, устанавливаемый технической нормой между спросом и предложением

К числу технических норм могут быть отнесены: масса, цвет изделия, размеры помещения, необходимость установления очистных сооружений при проектировании предприятий и т.д.

Предлагаемая норма может носить смешанный двойствен­ный характер: с одной стороны, она может диктоваться как обя­зательная, регламентируемая государством, а с другой — может добровольно устанавливаться предпринимателем либо сообще­ством предпринимателей (ассоциацией, союзом, лигой и т.п.).

Таким образом, понятие «техническое регулирование» сов­падает с принятым понятием государственного регулирования экономики, согласно которому государство оставляет за собой право применять административные меры, направленные на защиту населения и окружающей среды, в то же время допус­кает применение косвенных (экономических) методов регули­рования (рис. 1.7).

Как форма государственного регулирования экономики тех­ническое регулирование во многом определяет антимонополь­ную политику. Его применение не дает возможности лидирую­щей на рынке группе предпринимателей диктовать свои техниче­ские нормы в ущерб остальным участникам взаимоотношений. Техническое регулирование норм качества продукции, процес­сов, работ и услуг на добровольной основе создает равные усло­вия для субъектов рынка и стимулирует формирование добросо­вестной конкуренции. Устанавливаемые обязательные нормы безопасности, исключающие причинение вреда жизни и здоро­вью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей сре­де, жизни и здоровью животных и растений, содействуют выпол­нению экологической функции государства.

Рис. 1.7. Методы государственного регулирования, применяемые при техническом регулировании

«Носители» технического регулирования — технические регламенты, стандарты, сертификаты, правила и т.д. — инфор­мируют потребителей и заинтересованных хозяйствующих субъектов о товарах, услугах, их качестве и безопасности, т.е. обеспечивают решение экономической функции государства по созданию условий для получения достоверной информа­ции, не вводящей граждан в заблуждение.

Совокупность экономических функций государства, ре­шаемых при применении технического регулирования, приве­чена на рис. 1.8. Реализация указанных функций предполагает применение административных и экономических методов и инструментов воздействия на субъекты рынка.

Можно использовать отличную от приведенной выше фор­мулировку понятия технического регулирования, которая оп­ределяет его не как правовое регулирование отношений, а как форму регулирования экономики.

Рис. 1.8. Совокупность экономических функций государства, реализуемых при применении технического регулирования

Техническое регулирование экономики — система мер законо­дательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учрежде­ниями, общественными организациями в отношении субъек­тов рынка в целях установления, применения, исполнения и оценки соответствия обязательных и добровольных требова­ний к продукции, процессам, работам и услугам и другим объ­ектам, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья граж­дан, охрану окружающей среды, сохранность имущества, а так­же развитие добросовестной конкуренции.

Суть данной формы государственного регулирования рас­сматривается с двух сторон.

Во-первых, она заключается в установлении для хозяйст­вующих субъектов жестких требований к безопасности про­дукции и процессов и их оценке, регламентируемых техниче­скими регламентами, принимаемыми на уровне государства и обязательными для исполнения всеми участниками рынка.

Во-вторых, сущность данной формы регулирования за­ключается в определении государством условий для примене­ния на добровольной основе критериев качества к продукции, процессам, работам и услугам и их оценке, способствующих развитию добросовестной конкуренции.

Вмешательство в экономику через механизм технического регулирования осуществляется в соответствии со следующими принципами, рассматриваемыми в Федеральном законе:

- применения единых правил установления требований к про­дукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития на­циональной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертифи­кации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобре­тателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и изме­рений при проведении процедур обязательной оценки соот­ветствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществле­нии аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государст­венного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государст­венного контроля (надзора) за соблюдением требований тех­нических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламен­тов.

Основными целями принятия технических регламентов в ус­ловиях рынка являются:

- защита жизни и здоровья граждан, имущества юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и рас­тений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Для экономики России техническое регулирование на ос­нове применения технических регламентов является жестким механизмом регулирования отношений между участниками рынка через установление, применение и исполнение обяза­тельных требований к продукции и процессам.

Наряду с жесткой формой регулирования рынка в «поле от­сутствия риска» или в «поле безопасности» техническое зако­нодательство определяет альтернативную жесткой форму регу­лирования — добровольное регулирование.

В централизованно управляемой экономике субъектом ре­гулирования требований к продукции и услугам, а также усло­вий их производства являются органы государственного уп­равления. В условиях рыночной экономики к ним добавляют­ся негосударственные субъекты — общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы, гильдии, лиги и т.п.) и общественные объединения потребителей (общества, конфе­дерации, союзы потребителей и т.п.), а также органы местного самоуправления и надгосударственные (международные инте­грационные институты, межгосударственные советы и т.п.). Надгосударственными субъектами регулирования требований к продукции и услугам являются международные институты и организации, устанавливающие общие «правила игры» на ме­ждународном рынке, например Всемирная торговая организа­ция (ВТО), и международные организации по стандартизации, сертификации, техническому регулированию, устанавлива­ющие требования к качеству продукции и услуг, например Международная организация по стандартизации (ИСО), Меж­дународная электротехническая комиссия (МЭК).


Сейчас читают про: