Понятие и показатели качества

В настоящее время на международных рынках имеют спрос то­вары высокого качества по относительно умеренным ценам. Про­дукция низкого качества, как правило, не находит сбыта даже по низким ценам. Это обстоятельство имеет большое значение для ор­ганизации работ по управлению качеством продукции. Отличитель­ной особенностью проблемы качества в современных условиях яв­ляется то, что с изменением условий и жизни людей она не упро­щается, а становится все более сложной.

Качество продукции должно удовлетворять общественные и лич­ные потребности. Качество и количество выпускаемой продукции являются источником национального богатства страны. Высокое ка­чество продукции — это интенсивный фактор роста национального богатства.

Общепризнанное определение качества продукции таково. Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловли­вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции — это объективная особенность, прояв­ляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

В зависимости от степени проявления того или иного свойства, составляющего качество продукции, меняется его оценка. Степень Проявления каждого свойства продукции оценивается посредством Характеристик, называемых показателями качества.

Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или по­требления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность и т.д.

В зависимости от целей оценки качества продукции существуют различные классификации показателей качества. Признаками клас­сификации являются: характеризуемые свойства, способ выраже­ния, количество характеризуемых свойств, применяемость для оценок, стадии определения значений показателей.

1. Классификационная группа, предназначенная для выбора обоснования номенклатуры показателей качества, соответствующих конкретной потребности. В эту группу входят: показатели назначе­ния, экономного использования ресурсов (сырья, материалов, топли­ва, энергии), надежности (безотказности, долговечности, ремонто­пригодности, сохраняемости), эргономические и эстетические показатели, показатели технологичности, транспортабельности, стандар­тизации и унификации, патентно-правовые, показатели экологичности и безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, оп­ределяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они ха­рактеризуют важнейшие свойства продукции.

Показатели экономного использования сырья, материалов, тоП' лива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им сырья, материалов, топлива и энергии при эксплуатации.

Показатели надежности. Определение надежности тесно свя­зано с понятиями «работоспособность» и «отказ». Работоспособное состояние — то, при котором продукция способна выполнять заданные функции или сохранять значения параметров в заданны пределах. Отказ — нарушение работоспособности продукции. Надежность характеризуется безотказностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью. Безотказность характеризуется временем наработки на отказ, т.е. до первого отказа. Сохраняемость характеризуется условиями хранения и транспортирования, а также мерами защиты от вредных воздействий и определяется временем годности продукции. Ремонтопригодность характеризуется восстановления.

Эргономические показатели характеризуют систему человек — изделие и учитывают комплекс гигиенических, антропометриче­ских, физиологических и психологических свойств человека, прояв­ляющихся в производстве и быту. К ним, в частности, относятся антропометрические показатели соответствия конструкции изделия форме тела человека и отдельных его частей, входящих в контакт с изделием, соответствия конструкции изделия распределению веса человека и т.п. Психологические показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации человеком, соответствия изделия при его использовании навыкам человека.

Эстетические показатели характеризуют информационную вы­разительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции и ста­бильности ее товарного вида.

Показатели технологичности характеризуют системно-структурные свойства продукции, определяющие возможности снижения затрат трудовых, материальных и энергетических ресурсов на ее создание и применение при достижении заданного эффекта от использования продукции в соответствии с назначением и принятыми рациональны­ми условиями производства, эксплуатации или применения.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособлен­ность продукции к перемещению в пространстве (транспортирова­нию), которое не сопровождается эксплуатацией или потреблением, а также подготовительными и заключительными операциями, свя­занными с транспортированием.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность изделий стандартными, унифицированными и ориги­нальными составными частями, а также уровень унификации с Другими изделиями. Стандартными являются составные части, выпускаемые по национальным стандартам. К унифицированным относятся составные части изделия, выпускаемые по стандартам Данного предприятия, если они используются хотя бы в двух раз-Личных изделиях, выпускаемых на данном предприятии. Оригинальными называются составные части, разработанные только для данного изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта. Он позволяет судить о воплощении в изделии отечественных технических решений, признанных изобретениями в России за рубежом.

Показатель патентной чистоты выражает степень воплощения в изделии, предназначенном для реализации только внутри стра­ны, технические решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права, а для изделий предназначенный для реализации за рубежом, — технических ре­шений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Этот показатель позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделия в России и за рубежом.

Экологические показатели характеризуют особенности про­дукции, определяющие уровень вредных воздействий на окру­жающую среду, возникающих при эксплуатации или потребле­нии продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукц­ии, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении
безопасность человека. Они должны также отражать требования, обеспечивающие защиту человека в условиях аварийной ситуа­ции, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации.

2. Классификационная группа, где классификационным призна­ком является способ выражения, служит для технико-экономического анализа качества продукте, при котором необходимо знать полезный эффект каждого свойства, всаженный как в натуральных, так и в стоимостных величинах.

3. Классификационная группа, где тарификационным при­знаком является количество характеризуемых свойств, служит для применения показателей качества в различных методах оценки уровня качества продукции. Выделяют единичные и комплексные показатели качества. Единичный показатели качества продукции относится только к одному из ее свойств. Комплексный показатель качества относится к нескольким ее свойствам.

4. Классификационная группа, где классификационным при­знаком является применяемость для оценок, служит для выбора ба­зовых образцов продукции при определении уровня качества продукции и технического уровня продукции. Под уровнем качества продукции понимается оценка полученная при сравнении показа­телей качества данной продукции с аналогичными показателями базовой продукции, принятой качестве эталона для сравнения.

Под техническим уровнем продукции понимается относитель­ная характеристика качеств продукции, основанная на сопостав­лении показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции соответствующими базовыми значениями. Техническое совершенство продукции отражают такие показа­тели, как безопасность, материалоемкость, энергоемкость, эргономичность и др.

5. Классификационная группа, где классификационным при­знаком служат стадии жизненного цикла продукции, на которых определяются значения показателей качества. Жизненный цикл про­дукции включает в себя следующие стадии: прогнозирование, раз­работка или проектирование, изготовление, обращение, эксплуата­ция или потребление, утилизация (при необходимости).

С понятиями «уровень качества продукции» и «технический уровень» тесно связано понятие конкурентоспособность. Когда речь идет об оценке качества или технического уровня продукции, то сравнению подлежат лишь однородные изделия. С позиции оценки конкурентоспособности, когда за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой различные способы удовлетво­рения одной и той же потребности.

Конкурентоспособность продукции предприятия определяется результатом конкурентной борьбы во временном периоде — заня­той долей конкретного рынка. Измерение возможно как в нату­ральных, так и в стоимостных единицах, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции. По результатам конку­рентной борьбы за рынок сбыта конкурентоспособность продукции данного предприятия может быть определена отношением зани­маемых долей рынка по объемам продукции данного предприятия к конкурирующим долям рынка продукции, занятым каждым пред­приятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: