Характеристика рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», идеальному рынку.

Следует выделить черты рынка совершенной конкуренции:

1. Большое число небольших фирм, производящих однородную продукцию: рациональное поведение всех участников, любая форма сговора исключена, отсутствие влияния фирмы на цену.

2. Однородность продукции разных фирм в составе сектора, т.е. все ее единицы абсолютно равны в представлении покупателя. На его выбор не влияет информация о том, кем, где и когда была произведена продукция. Таким образом, отсутствует неценовая конкуренция.

3. Отсутствие входных барьеров вступления в отрасль новых производителей и наличие возможностей свободного выхода из нее.

4. Таким образом, существует свободный перелив капиталов из одной отрасли в другую, или абсолютная мобильность факторов производства.

5. Равный доступ ко всем видам информации, т.е. все покупатели имеют полную информацию о характеристике продукта и его цене, а производители располагают информацией о производственной технологии и ценах на факторы производства.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, фирмы в условиях совершенной конкуренции не могут воздействовать на цену продукции и принимают ее как заданную рынком, т.е. любая фирма выступает «ценополучателем». Это определяет вид кривой спроса на продукцию фирмы совершенного конкурента.

Кривая рыночного спроса показывает, сколько купят все потребители по каждой возможной цене. Кривая рыночного спроса имеет наклон вниз, так как больше товара потребители купят по более низкой цене. Кривая спроса отдельной фирмы, однако, представляет собой горизонтальную линию, потому что объём её производства никак не повлияет на рыночную цену.

Кривая спроса является абсолютно эластичной.

Абсолютно эластичный спрос свидетельствует о совпадении цены со средним и предельным доходом для фирмы.

………………………………………………..(8.1)

В общем случае, когда цена является переменной величиной, т.е. кривая спроса фирмы имеет отрицательный наклон, предельная выручка не равна цене при каждом возможном объёме выпуска. Однако в случае совершенной конкуренции, когда цена для фирмы является постоянной величиной, а кривая спроса с точки зрения фирмы – горизонтальная линия, предельная выручка равна цене при каждом возможном значении объёме выпуска. Действительно, предельная выручка – это изменение общей выручки в результате изменение объёма продаж на одну единицу. Если фирма может продать дополнительную единицу продукции без снижения цены, то её общая выручка увеличится как раз на величину, равную цене. Таким образом, кривая спроса будет совпадать с кривыми среднего дохода и предельного дохода. …………………………………………………………………(8.2)

Рисунок 8.1 – Кривая спроса совершенного конкурента

Итак, фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: