_ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г. данной ответственности были посвящены ст. 142-150. В основном в этих статьях предусматривалась замена наказания более мягким в зависимости от возраста несовершеннолетнего. Так, согласно ст. 148, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались лишь домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов *(292).
Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты *(293).
Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних были предусмотрены в ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. Так, в ч. 1 этой статьи указывалось, что "не вменяется в вину преступное деяние, учиненное несовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значения им совершаемого или руководить своими поступками". Очевидно, положение о возрастной невменяемости, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК РФ, позаимствовано с некоторыми изменениями из ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. *(294)
Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: "Для детей нет суда и тюрьмы", который нашел свое воплощение в Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния *(295).
Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед мерами уголовного наказания.
Тенденция к усилению уголовной ответственности несовершеннолетних наметилась в начале 30-х гг. Особенно резко она обозначилась с принятием постановления ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" *(296). Этот закон значительно понизил возраст, по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Так, начиная с 12-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лица, виновные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве; ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена. 31 мая 1935 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", которым были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних *(297). В указанных актах нашла отражение господствовавшая в то время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью.
Начавшаяся война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил и сосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство не жалело средств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" *(298), которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ для детей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличие от периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростков не получили такого широкого распространения.
В первые послевоенные годы основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те же беспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителям по-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. "О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии *(299).
Новым этапом в развитии советского уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г., и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. Существенным отличием нового законодательства было то, что на 2 года был повышен возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. По общему правилу уголовной ответственности, согласно ст. 10 Основ, подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За некоторые преступления ответственность наступала с 14 лет.
Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних при применении к ним положений Общей части уголовного права (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.), законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).
Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений. Так, п. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.
Проявлением гуманизма уголовного права явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. "О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1", предусмотревшей основания отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему *(300). Согласно этой статье "при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет" *(301).
Завершением развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних явилось принятие в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, которые впервые содержали специальный раздел "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних". Идея сосредоточить в одном разделе нормы, регулирующие особенности ответственности несовершеннолетних, не нова *(302).
Но ни в Основах 1958 г., ни в уголовных кодексах союзных республик 1959-1961 гг. такой раздел не был предусмотрен. Между тем уголовные кодексы стран Восточной Европы такие разделы предусматривали (например, гл. 6 УК Болгарии). Включение аналогичного раздела в Основы являлось реализацией высказанных в юридической литературе предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства и рекомендаций, изложенных в "Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)". Согласно п. 1.4 этих правил "правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" *(303).
Динамика преступности несовершеннолетних в последнее десятилетие характеризуется следующими данными. В 1987 г. несовершеннолетними было совершено 116 149 преступлений, коэффициент преступлений - 1510 (количество преступлений несовершеннолетних на 100 000 несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет) *(304). К 1993 г. количество несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось на 75,5% и составило 203 826 человек (коэффициент преступлений - 2636,6 (+74,6%). В 1996 г. произошло некоторое сокращение количества несовершеннолетних, совершивших преступления: было выявлено 192 199 человек (-5,7%), коэффициент преступлений - 2295,5 (-12,9%). Существенное сокращение числа преступлений отмечено в 1997 г. Было выявлено 161 978 несовершеннолетних, совершивших преступления (-15,7% к 1996 г.), коэффициент преступлений - 2030,2 (-11,6% к 1996 г.), в 1998 г. выявлено 164 787 несовершеннолетних, совершивших преступления (коэффициент - 20,29%) *(305). Сопоставление коэффициента преступлений несовершеннолетних с общим коэффициентом преступлений приводит исследователей к выводу, что "подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения" *(306).
Совершаемые подростками преступления характеризуются, как и ранее, корыстно-насильственной направленностью. Как отмечает И.С.Кон, подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы авторитарного воспитания, физического подавления, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что смогу! *(307)
Анализируя направленность преступных посягательств несовершеннолетних в 1990-1996 гг., Г.И.Забрянский отмечает, что по действующему законодательству несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение более 130 видов правонарушений. Четырнадцать из них составляют основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, а доля трех преступлений (кража, грабеж и хулиганство) - свыше 75% реальной совокупности *(308). В 1997 г. структура совершенных подростками преступлений не претерпела существенных изменений и выглядела следующим образом: кража - 59,7%, грабеж - 8,1%, разбой - 2,3%, хулиганство - 6,2%, убийство и покушение на убийство - 0,6%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 0,9%, незаконное изготовление, хранение, перевозка либо сбыт наркотических либо психотропных веществ - 5,6%, вымогательство - 1,9%, иные преступления - 14,7% *(309).
Несовершеннолетние, совершившие преступления в 1997 г., характеризуются следующими данными. Из 161 978 несовершеннолетних, совершивших преступления в 1997 г. (удельный вес 11,8%), к уголовной ответственности было привлечено 144 097 человек (89,0%), освобождено от уголовной ответственности 17 881 человек (11,0%), что в два с лишним раза меньше в сравнении с 1996 г., когда было освобождено 43 775 человек (22,8%). Объясняется такое уменьшение, очевидно, тем, что новый УК не предусмотрел таких, известных прежнему УК институтов освобождения от уголовной ответственности, как передача на поруки (ст. 52 УК РСФСР), передача дела в товарищеский суд (ст. 51), освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности (ст. 50.1). В 1997 г. в сравнении с 1996 г. уменьшилось на 25,2% количество несовершеннолетних женского пола, совершивших преступления (было - 17 351, стало - 12 970, однако удельный вес уменьшился лишь с 9,0 до 8,0%). Сократилось с 62 569 до 45 916, т.е. на 26,6% (удельный вес соответственно - 32,6% и 28,3%), количество подростков, совершивших преступления в возрасте 14-15 лет. Менее существенно (на 10,5%) уменьшилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте 16-17 лет: со 129 630 - до 116 062 человек (удельный вес соответственно 67,4% и 71,7%).
Как отмечается в печати, в настоящее время наиболее остро встает проблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Только по Москве состоят на учете более 14 тысяч малолетних подростков, совершивших серьезные правонарушения *(310).
В 1997 г. среди выявленных несовершеннолетних совершивших преступления, учащиеся и студенты составили 74 994 человека (46,3%), не имеющие постоянного источника дохода несовершеннолетние, достигшие шестнадцатилетнего возраста, - 47 712 человек (41,1% от общего количества лиц, совершивших преступления в возрасте 16-17 лет), 30 511 несовершеннолетних (18,8%), совершивших преступления в 1997 г., ранее также совершали преступления, 103 741 несовершеннолетний (64,0%) совершили преступления в группе. В 1997 г. в сравнении с 1996 г. уменьшилось с 50 423 до 37 237 человек (-26,2%) количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Одновременно увеличилось с 1121 до 1321, т.е. на 17,8%, количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения *(311).
_ 2. Общие положения
Принятый 24 мая 1996 г. УК Российской Федерации знаменует собой новый этап в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК были учтены опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения советской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран. В новом УК получили дальнейшее развитие принципы виновной ответственности, справедливости, гуманизма. Это проявилось в том, что, во-первых, расширены категории преступлений, за совершение которых возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия вместо наказания; во-вторых, произошло дальнейшее смягчение некоторых видов наказания, применяемых к несовершеннолетним (в частности, таких наказаний, как исправительные работы, штраф; кроме того, сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости); в-третьих, в УК впервые указано о необходимости при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
В новый УК впервые включена глава 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", воспринявшая в значительной мере положения соответствующего раздела Основ 1991 г. Сосредоточение всех относящихся к несовершеннолетним норм Общей части в одной главе дает возможность показать общие принципы уголовной ответственности этих лиц и привести в систему все нормы, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.
Глава "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" содержит общие положения, характеризующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. 87 УК), характеристику наказаний, применяемых к несовершеннолетним (ст. 88), условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера и характеристику этих мер (ст. 90-92), основания условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 93), сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости (ст. 94-95). Заключительная ст. 96 (гл. 14) предоставляет суду право в исключительных случаях применять положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.
В случае, если те или иные вопросы уголовной ответственности и наказания не предусмотрены главой 14 УК, следует руководствоваться положениями Общей части УК (например, ст. 80 УК, предусматривающая замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания).
_ 3. Система и виды наказаний несовершеннолетних
Согласно ст. 88 УК к несовершеннолетним могут применяться следующие виды наказаний:
1) штраф;
2) лишение права заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) арест;
6) лишение свободы на определенный срок.
С учетом того, что в настоящее время обязательные работы и арест не применяются, следует признать весьма ограниченным перечень мер наказания, предусмотренных УК в отношении несовершеннолетних, что противоречит упомянутым Минимальным стандартным правилам ООН, согласно п. 18.1 которых "в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при решении дела широким комплексом мер воздействия" *(312).
Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений делают необходимым разработку таких мер наказания, в которых акценты смещаются с карательных на воспитательные и предупредительные аспекты. Невысокая эффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду.
К несовершеннолетним не могут применяться такие наказания, как ограничение свободы, предусмотренное ст. 44 УК, лишение права занимать определенные должности; назначаемые только военнослужащим ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части. Неприменимы к несовершеннолетним и такие дополнительные наказания, как конфискация имущества и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина. Как и ранее, к несовершеннолетним не могут применяться исключительная мера наказания - смертная казнь, а также пожизненное лишение свободы и лишение свободы, отбываемое в тюрьме.
Штраф. УК предусмотрены пониженные размеры штрафа в отношении несовершеннолетних Это наказание, являющееся денежным взысканием, налагаемым судом в случаях и пределах, установленных законом, применяется к несовершеннолетним, имеющим самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание, и назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. В 1997 г. к штрафу было осуждено 1,8% из общего количества осужденных несовершеннолетних, в 1998 г. - 1,0% *(313).
Лишение права заниматься определенной деятельностью. Глава 14 не содержит каких-либо особенностей при применении этого наказания к несовершеннолетним, вследствие чего на несовершеннолетних распространяются общие правила применения этого наказания. Согласно ст. 47 УК лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания. В качестве дополнительного вида это наказание может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК. Применение этого наказания целесообразно с целью предупреждения совершения новых преступлений в тех случаях, когда совершенное несовершеннолетним преступление связано с выполняемой им деятельностью (например, управление транспортным средством, торговля и пр.).
Обязательные работы. Эта мера наказания в настоящее время не применяется и в соответствии с Федеральным законом от 13 июня 1996 г. положения УК, касающиеся этого наказания, будут введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этого наказания *(314). Согласно ч. 3 ст. 88 УК обязательные работы заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время.
Выполнение несовершеннолетним обязательных работ должно исполняться только в районе местожительства несовершеннолетнего и осуществляться с соблюдением норм трудового законодательства, согласно которому запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами), запрещается переноска и передвижение несовершеннолетним тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 175 КЗоТ РФ). Несовершеннолетних запрещается также привлекать к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст. 177 КЗоТ РФ).
Обязательные работы могут назначаться несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов. Лицам в возрасте до 15 лет продолжительность обязательных работ не должна превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов в день.
Исправительные работы. Исправительные работы, применяемые к несовершеннолетним, отличаются от этого наказания в отношении взрослых. Максимальный срок исправительных работ, на который может быть осужден несовершеннолетний, один год, а не два года, как это предусмотрено в отношении взрослого. Минимальный срок исправительных работ для несовершеннолетних такой же, как для взрослых - два месяца.
При применении исправительных работ, так же как при применении штрафа, следует тщательно оценивать материальное положение осужденного, имея в виду, что ухудшение этих условий может оказать отрицательное влияние на перевоспитание подростка. С учетом того, что УК РФ оставил отбывание исправительных работ только по месту работы (ст. 50), а согласно ст. 173 Кодекса законов о труде РФ на работу не могут быть приняты лица моложе 15 лет, к исправительным работам могут быть осуждены лишь подростки, достигшие 15-летнего возраста. При этом в отношении них, естественно, должны соблюдаться все нормы, регулирующие особенности труда несовершеннолетних, предусмотренные КЗоТом (гл. XII "Труд молодежи"). Исправительные работы не применяются к несовершеннолетним учащимся. В последние годы применение исправительных работ к несовершеннолетним уменьшается. Так, если в 1993 г. к исправительным работам было осуждено 3,2% из общего количества осужденных несовершеннолетних, то в 1997 г. - лишь 0,7%, в 1998 г. - 0,3%" *(315).
Арест. УК предусматривает такой новый вид наказания, как арест. Неэффективность кратких сроков лишения свободы (1-2 года) отмечается давно. Наказанием, призванным заменить неэффективное краткосрочное лишение свободы, является арест, который состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции и может быть назначен несовершеннолетнему на срок от одного до четырех месяцев *(316). Арест может назначаться только несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (ч. 5 ст. 88 УК). Как и обязательные работы, арест в настоящее время как мера наказания не применяется.
Лишение свободы. К несовершеннолетним возможно применение лишения свободы. При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы это наказание не может превышать 10 лет и отбывается в воспитательных колониях (ч. 6 ст. 88). Минимальный срок лишения свободы в отношении несовершеннолетних, как и в отношении взрослых, шесть месяцев. В "Правилах Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы", указывается, что "заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно всегда применяться в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода времени" *(317).
Наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние отбывают отдельно от взрослых в воспитательных колониях. В отличие от взрослых лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, не может быть назначено отбывание лишения свободы в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК).
В УК РФ впервые включено положение, согласно которому суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при проведении воспитательной работы особенностей личности несовершеннолетнего осужденного (ч. 7 ст. 88).
Представляется несостоятельным мнение некоторых комментаторов Уголовного кодекса о том, что предоставленное суду частью 2 ст. 69 право определять меру наказания по совокупности преступлений, если хотя бы одно из них является преступлением средней тяжести, тяжкий или особо тяжким, путем частичного или полного сложения наказаний до 25 лет, а по совокупности приговоров в соответствии с ч. 3 ст. 70 до 30 лет лишения свободы, распространяются также на несовершеннолетних. Такое расширительное толкование закона, во-первых, противоречит тенденции гуманизации ответственности и наказания несовершеннолетних как в сравнении с УК РСФСР, так и в сравнении с ответственностью и наказанием взрослых по УК РФ, и, во-вторых, лишило бы всякого смысла предусмотренное ч. 6 ст. 88 УК ограничение в отношении несовершеннолетних наказания в виде лишения свободы десятью годами, в отличие от взрослых, максимальное наказание в отношении которых по общему правилу предусмотрено в виде 20 лет лишения свободы. Г.М.Миньковский обоснованно предлагал разрешить этот вопрос законодательно *(318).
Осужденные, достигшие возраста 18 лет, по общему правилу, остаются отбывать наказание в воспитательной колонии, но не более чем до достижения ими возраста 21 года (ч. 1 ст. 139 УИК РФ). Лишь отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего отбывания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима (ч. 1 ст. 140 УИК РФ). При этом если оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится согласно ч. 3 ст. 139 УИК РФ по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором, то перевод в исправительную колонию осужденного, достигшего 18 лет, возможен в соответствии с ч. 2 ст. 140 УИК РФ лишь по решению суда.
В последние годы применение такого строгого наказания, как лишение свободы, снизилось: если в 60-70-е гг. оно применялось в 55-60% случаев, то в 1997 г. это наказание составило в отношении несовершеннолетних - 24,2%, а в 1998 г. - 25,0% *(319).
Как уже отмечалось, в 1977 г. был введен институт отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему (ст. 46.1 УК РСФСР 1960 г.). Несмотря на то, что с 1982 г. отсрочка перестала быть привилегией несовершеннолетних, применение ее к несовершеннолетним получило еще большее распространение, особенно в последние годы перед принятием нового УК. Так, если в 1977 г. она была применена в отношении 18,0% осужденных несовершеннолетних, в 1982 г. - в отношении 32,1%, то в 1996 г. - в отношении 40,5%.
Достаточно широко в судебной практике применяется в отношении несовершеннолетних также условное осуждение - в 1996 г. в 29,9% случаев.
УК РФ предусмотрел лишь условное осуждение, объединив предусмотренные ранее последствия осуждения лица к условному наказанию и применения отсрочки исполнения приговора в один институт. В 1997 г. условное осуждение было применено к 73,3%, а в 1998 г. - 73,8% осужденных несовершеннолетних, что примерно равно доли несовершеннолетних, ранее осуждаемых с отсрочкой исполнения приговора и к условному наказанию *(320).
Отличие применения этого института в отношении несовершеннолетних заключается в том, что условное осуждение возможно только при осуждении несовершеннолетних к применяемым к ним "к лишению свободы и исправительным работам, а также в том, что контроль за поведением осужденного в этих случаях осуществляется наряду с органами внутренних дел также комиссиями по делам несовершеннолетних.
_ 4. Назначение наказания несовершеннолетним
Уголовная ответственность несовершеннолетних основывается на общих принципах борьбы с преступностью: законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Однако эти принципы применительно к несовершеннолетним имеют специфику, которая определяется тем, что наказание в отношении несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправления виновных и предупреждения совершения новых преступлений *(321). Это особенно актуально в настоящее время с учетом обнищания значительной части населения и связанного с этим ухудшения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, растущей беспризорности подростков, ослабления общественного контроля за поведением несовершеннолетних.
Назначая наказание несовершеннолетнему, суд должен учитывать уровень его психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). Указанные обстоятельства принимаются во внимание не только при индивидуализации наказания, но и при индивидуализации ответственности. Правильно квалифицировав преступление, что является важнейшей предпосылкой индивидуализации ответственности, необходимо решить, какую форму реагирования следует избрать в качестве правового последствия этого преступления: 1) уголовную ответственность, вид и размер наказания либо принудительные меры воспитательного характера, назначаемые судом взамен наказания (ст. 92 УК), или 2) освобождение от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК).
Индивидуализируя наказание несовершеннолетних, суды должны отдавать предпочтение наказаниям, не связанным с лишением свободы. К несовершеннолетним имеет преимущественное отношение положение ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что "Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания" *(322). Между тем все еще имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Так, суд за участие в угоне автомашины без цели хищения осудил к 3 годам лишения свободы несовершеннолетнего П., который учился в школе, преступление совершил впервые, по месту учебы характеризуется положительно, проживал вместе с родителями.
Как указано в ст. 60 УК, суд, назначая наказание, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Положения ст. 60 УК применительно к несовершеннолетним имеют особенность. Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания" характер общественной опасности преступления в первую очередь зависит от объекта преступления, а также от формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (статья 15 УК РФ) *(323). Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, насколько подросток осознавал ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные и сложные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом; нередко, по их представлению, они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.
Касаясь различных форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершенных подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.
Еще сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления, совершенного подростком *(324). Так, при совершении преступления по легкомыслию несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно опасных последствий, а если он ее и предвидит, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно рассчитывает на то, что ему удастся предотвратить наступление этих последствий, однако расчет оказывается несостоятельным. Аналогично и в преступлениях, совершенных подростками по небрежности, довольно часто слабо бывает выражен субъективный критерий, т.е. способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершенность интеллектуального развития, особенности психики, недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступление общественно опасного последствия.
При определении характера и степени общественной опасности преступления, совершенного подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. В мотивации преступного поведения отражаются, как отмечают Г.М.Миньковский и А.П.Тузов, с одной стороны, условия нравственного формирования личности и ее социально-психологические особенности, а с другой - криминогенные элементы конкретной жизненной ситуации. Изменения, происходящие в сфере мотивации несовершеннолетних, обусловлены прежде всего изменениями условий их образа жизни и деятельности *(325).
В.Я.Рыбальская также отмечает, что преступность несовершеннолетних наиболее остро реагирует на изменения социально-экономических условий в стране, которые произошли в течение последних лет. Они связаны с новыми социальными характеристиками жизни, обучения и трудоустройства подростков, отразились на возможностях получения образования, организации и степени доступности досуга *(326).
Вместе с тем при назначении наказания несовершеннолетним следует иметь в виду, что нередко даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т.д.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 40 "степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)" *(327).
Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г., вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновному. Кроме того, Пленум обратил внимание также на то, что судам следует учитывать, что согласно п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи с чем при выяснении факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения *(328). По данным криминологических исследований, более трети преступлений (около 38%) подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых *(329).
Значительно понизить степень общественной опасности совершенного подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение; психические особенности; потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или к своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.
Указание на необходимость учета личности виновного, предусмотренное общими началами назначения наказания, применительно к подросткам конкретизируется тем, что несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК). Юридическая природа несовершеннолетия в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, заключается как в том, что подросток нередко не представляет себе ни общественной значимости своих действий и их возможных результатов, ни тех последствий, которые могут наступить лично для него вследствие совершения преступления, так и в том, что в силу возрастных особенностей, с одной стороны, несовершеннолетние более чувствительны в сравнении со взрослыми к связанным с наказанием лишениям, ограничениям, а с другой стороны, подростки значительно легче поддаются исправительному воздействию, и потому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно. Возрастные и психологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, как отмечает Г.С.Гаверов, должны учитываться в связи с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления *(330).
Относительно учета смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств необходимо прежде всего иметь в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает наказание виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает наказание меньше, чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых. Объясняется это тем, что в каждом деле подростка любое из смягчающих обстоятельств - уже совокупность минимум двух смягчающих факторов, где второй - несовершеннолетие *(331).
По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие смягчающие наказание обстоятельства, как чистосердечное раскаяние и активное способствование раскрытию преступления, совершение преступления вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств; совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица, их заменяющие, или непосредственные руководители по работе, например, бригадиры. Как и в отношении взрослых, суд вправе признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе (ст. 61 УК РФ). В приговорах по делам несовершеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие обстоятельства, как наличие взрослых подстрекателей, совершение преступления под влиянием других лиц, второстепенная роль в совершенном преступлении и т.п.
При индивидуализации наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих наказание обстоятельств. Так, относительно совершения подростками преступления в группе, являющейся отягчающим наказание обстоятельством, Г.М.Миньковский и А.П.Тузов обоснованно пишут, что это и понятно, так как совместно совершаемые правонарушения - одна из форм реализации характерного для подростков стремления к общению и подчинению нормам группового поведения. Но преобладающая часть групп несовершеннолетних преступников либо не имеет четких признаков внутренней организации (скорее, речь идет о действии "скопом"), либо организуется для совершения одного преступления *(332). Очевидно, участие несовершеннолетнего в преступлении, совершенном группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, не следует, как правило, рассматривать в качестве отягчающего наказание обстоятельства в случае, когда подросток вовлечен в преступление взрослыми и принял незначительное участие в преступлении *(333).
Суды не должны оставлять без внимания случаи, когда совершивший преступление подросток болен наркоманией или алкоголизмом. Статья 97 УК предоставляет суду право в отношении несовершеннолетнего, больного алкоголизмом или наркоманией, в случае совершения преступления наряду с наказанием применять принудительные меры медицинского характера.
Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать не только указанные в ст. 61 УК смягчающие наказание обстоятельства, но и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 392 УПК РСФСР) также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:
1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
2) условия жизни и воспитания;
3) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним;
4) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников.
Возраст 14-17 лет - достаточно длительный период, 14-летний подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего. В ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтен не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление.
Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. "при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 78 и 79 УПК РСФСР назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.
Указанные вопросы могут быть поставлены перед экспертом-психологом, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту" *(334).
В УК РФ появилось новое положение, согласно которому если несовершеннолетний достиг возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20) *(335).
Устанавливая условия жизни и воспитания, следует выяснить обстоятельства, связанные с наличием у подростка родителей, с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию подростка, его бытовое окружение и пр. Судебная практика показывает, что одним из криминогенных факторов является проживание подростков в неполных семьях. В 1998 г. из общего числа подростков, совершивших преступления, 38,9% проживали в семье с одним родителем, а 5,3% проживали вне семьи *(336). Относительно роли семьи в воспитании детей А.Б.Сахаров обоснованно отмечал, что семья - главная педагогическая арена, а родители - основные воспитатели, призванные внести необходимые педагогические коррективы в жизненные восприятия своих детей, помочь утверждению у них подлинно общественных взглядов и навыков поведения *(337). Наиболее трагично положение беспризорных детей. В настоящее время в России насчитывается два миллиона беспризорных подростков. Такое же их количество было в 1918 г. Но если тогда это стало важной проблемой для молодого государства, то сейчас, как отмечается в печати, детская тема остается в стороне *(338).
Плохие условия жизни и воспитания подростка, беспризорность, так же, как и влияние взрослых, вовлекших подростка в совершение преступления, могут только смягчить его ответственность. Иначе суд решил по делу К., который был признан виновным в совершении кражи по предварительному сговору с другими лицами. Суд в обоснование наказания в виде лишения свободы указал в приговоре, что в семье нет условий для воспитания К.; мать больна, инвалид II группы, имеет кроме К. еще двух малолетних детей, воспитанию К. внимания не уделяет, отец отбывает наказание в виде лишения свободы. К. попал под влияние взрослых, ранее отбывавших наказание, с которыми совершил преступление И, оставаясь на свободе, может опять оказаться в том же окружении и совершить новое преступление. Кассационная инстанция, указав народному суду частным определением на неправильную оценку смягчающего наказание обстоятельства, применил к К. вместо наказания принудительную меру воспитательного воздействия, поместив К. в специальное профессионально-техническое училище.
Наряду с назначением необоснованно суровых мер наказания несовершеннолетним суды допускают назначение и неоправданно мягких мер наказания, не соответствующих тяжести совершенных преступлений и личности виновных, вследствие чего у несовершеннолетних возникает чувство безнаказанности за совершенное преступление.
_ 5. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления от 14 февраля 2000 г. обратил внимание судов на необходимость более тщательно изучать возможности применения к несовершеннолетним различных видов освобождения от уголовной ответственности: ст. 75 УК - в связи с деятельным раскаянием, ст. 76 - в связи с примирением с потерпевшим; ст. 77 - в связи с изменением обстановки. Кроме того, Пленум указал судам на недопустимость случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК (п. 13) *(339).
Новый УК предусматривает освобождение несовершеннолетних как от уголовной ответственности, так и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (в дальнейшем - принудительных мер). Согласно ст. 90 УК предпосылками освобождения от уголовной ответственности являются:
1) недостижение лицом 18-летнего возраста;
2) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести;
3) возможность исправления лица путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер возможно как в ходе предварительного расследования, так и в результате судебного рассмотрения дела. Из предпосылок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности видно, что новый УК предоставил органам предварительного расследования и суду более широкие права, чем были ранее: несовершеннолетний может быть освобожден не только за преступление небольшой, но и средней тяжести.
Принудительные меры воспитательного воздействия. По своему содержанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что принудительные меры назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения.
Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
1. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК). Эта мера заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно и сознательно соблюдать установленный порядок и правила общежития.
2. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК). Эта мера заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Передача под надзор предполагает указание органа, применившего данную меру, лицам или соответствующему государственному органу о необходимости тщательного и систематического контроля за поведением подростка, устранения условий, способствующих антиобщественному поведению и т.д. Эта мера целесообразна, если родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено *(340).
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК). Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Она заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности компенсации причиненного вреда (денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом). Применение этой меры возможно только в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста. В случае избрания принудительной меры, заключающейся в заглаживании причиненного вреда своим трудом, необходимо наличие у подростка соответствующих трудовых навыков. При назначении в качестве принудительной меры обязанности возместить причиненный ущерб несовершеннолетний должен иметь самостоятельный заработок либо получать стипендию.
УК РФ, в отличие от ч. 4 ст. 63 УК РСФСР, не ограничивает размер вреда, заглаживание которого можно возложить на несовершеннолетнего. В литературе высказано обоснованное мнение о том, что в этих случаях целесообразно исходить из половины минимального размера оплаты труда, на которую ориентируются комиссии по делам несовершеннолетних, руководствуясь Законом РСФСР от 25 февраля 1993 г. "О внесении изменений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних" *(341).
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. УК наиболее подробно характеризует эту новую принудительную меру. Согласно ч. 4 ст. 91 УК указанная мера может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, и орган, применивший принудительную меру, может возложить на несовершеннолетнего и иные обязанности.
В некоторых случаях целесообразно назначение несовершеннолетнему не одной, а нескольких различных по содержанию принудительных мер (ч. 3 ст. 90 УК). Например, допустимо одновременное назначение таких мер, как предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и запрет посещения определенных мест.
Продолжительность применения таких принудительных мер, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, определяется органом, назначающим эти меры.
В случае, если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительную меру воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа может быть отменена и материалы направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК). Под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз.
Наряду с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности УК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от наказания. Такое право при совершении подростком преступления небольшой или средней тяжести предоставлено суду. При этом суд применяет к несовершеннолетнему те же принудительные меры, что и при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (п. 1 ст. 92 УК). Кроме того, суду предоставлено право при осуждении за преступление средней тяжести освободить несовершеннолетнего от наказания, если суд придет к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92). В отличие от прежнего УК суд устанавливает срок пребывания подростка в указанном учреждении, однако этот срок не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним.
Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, будет признано, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем пребывании в специальном учреждении, применение данной меры может быть прекращено. Вместе с тем в случае необходимости завершить несовершеннолетним общеобразовательную или профессиональную подготовку возможно продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока, установленного судом.
Помещение подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условия специального режима, является наиболее строгой мерой при освобождении несовершеннолетнего от наказания. Вместе с тем помещение в эти учреждения не является наказанием, так как:
1) применяется в порядке замены наказания;
2) не содержится в системе видов наказания;
3) сроки пребывания в этих учреждениях не определяются судом *(342);
4) не влечет судимости.
Специальными лечебно-воспитательными учреждениями являются специальные (вспомогательные) школы-интернаты и лечебные учреждения для умственно отсталых детей, либо для детей, перенесших тяжелые заболевания, которые отразились на их развитии, либо для детей, страдающих общими физическими или психическими недостатками. Эти своеобразные, свойственные только данной принудительной мере условия должны быть либо очевидны, либо установлены медицинским заключением. При этом обязательными остаются и остальные предпосылки применения ст. 90 УК РФ, в том числе и признание подростка виновным в совершении преступления.
Воспитательными учреждениями для подростков являются детские дома и школы-интернаты. Принудительное помещение в эти учреждения подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, применяется, если семейные условия не обеспечивают его правильного развития и воспитания и вместе с тем возможно пребывание несовершеннолетнего в обычном детском коллективе.
Самой строгой принудительной мерой является помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение. Таким учреждением является специальное профессионально-техническое училище, в которое помещаются несовершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность СПТУ регулируется "Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" *(343). Воспитательная работа в СПТУ сочетает общее политехническое обучение с производительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.
В случае, если вследствие систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры назначенная в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК мера отменяется и назначается наказание в виде лишения свободы, срок пребывания подростка в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении не засчитывается в срок отбывания наказания.
В 1999 г. в отношении 22% подростков судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия *(344). Вместе с тем в 1995 г. в стране было лишь 15 специальных профессионально-технических училищ и 32 специальные школы, в которые помещались подростки в возрасте до 14 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания. По оценке специалистов, только 9% подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995 и 1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками было совершено 2085 преступлений *(345).
Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление.
Органы правосудия в обоснование решения о применении указанных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чистосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормальные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.
_ 6. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания и замена наказания более мягким
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 93 УК). Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, рекомендуют условное освобождение несовершеннолетних из исправительных учреждений применять в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки *(346). При принятии УК РФ 1996 г. в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, были предусмотрены более краткие сроки наказания по сравнению со сроками, предусмотренными в отношении взрослых, по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение.
Однако Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации" от 9 марта 2001 г. в ст. 79 УК, предусматривающую основание условно-досрочного освобождения взрослых, были внесены изменения, в соответствии с которыми условно-досрочное освобождение взрослых стало возможным при фактическом отбытии ими такой же части наказания, что и лицами, совершившими преступление в несовершеннолетнем возрасте: в зависимости от категории преступления - 1/3, 1/2, 2/3 срока наказания.
Представляется, что при таких изменениях оснований условно-досрочного освобождения взрослых было бы справедливо также понизить сроки наказания, по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно ст. 93 УК РФ к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к исправительным работам или лишению свободы, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено после фактического отбытия: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление *(347).
В случае, если несовершеннолетний отбывает наказание за несколько преступлений, срок, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение, определяется по наиболее тяжкому преступлению.
В отличие от предпосылок условно-досрочного освобождения взрослых (ст. 79 УК) в отношении несовершеннолетних УК не содержит требования, чтобы судом было признано, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Однако совершенно очевидно, что указанное требование в равной мере относится и к условно-досрочному освобождению несовершеннолетних.
Контроль за поведением несовершеннолетнего, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, осуществляется специализированным органом социальной защиты несовершеннолетних или профилактики их правонарушений по месту жительства несовершеннолетнего.
В случае совершения условно-досрочно освобожденным несовершеннолетним в течение неотбытой части наказания нового преступления суд назначает наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК, т.е. - по совокупности приговоров. Однако, если новое преступление совершено этим лицом в несовершеннолетнем возрасте, назначенное ему по совокупности приговоров наказание не должно превышать 10 лет лишения свободы.
Глава 14 не предусматривает особенностей замены несовершеннолетнему неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Вследствие этого к несовершеннолетним применяются общие, предусмотренные ст. 80 УК положения о замене наказания более мягким. Такая замена с учетом поведения осужденного может быть применена к лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, после фактического отбытия им за преступление небольшой или средней тяжести - не менее 1/3 срока наказания; за тяжкое преступление - не менее половины срока наказания; за особо тяжкое преступление - не менее 2/3 срока наказания.
При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания, у