Создательница

С

незапамятных времен умами и эмоциями миллионов людей во всем мире владела архетипическая мать. Даже те идеологии и религии, которые не признают за женщиной никаких прав и заслуг, с готовностью чтят ее как мать. В этом отношении люди ничем не отличаются от других биологических видов, которые готовы на все ради продолжения рода. Тут речь идет скорее об инстинкте, чем о логическом выводе, ибо значение женщины как Создательницы признавалось мужчинами задолго до того, как они осознали, что тоже играют определенную роль в зачатии ребенка. М. Эстер Хардинг отмечает:

Желание иметь детей сродни стремлению к бессмертию. Среди первобытных народов, а также на Востоке одна из важных причин, почему люди заводят детей, состоит в том, что кто-то должен совершить похоронный ритуал, а затем приносить жертвы предкам, что считается необходимым для поддержания духа умершего и обеспечения его путешествий по иному миру. Среди некоторых народов бытует мнение, что родители обретают своего рода бессмертие в детях, ибо те продолжают имя рода и несут в себе частичку предков.

Однако в некоторых первобытных мифах проводится четкое различие между частичным, ложным бессмертием, которое представляет собой жизнь в детях, и истинным бессмертием индивидуума. Идея состоит в том, что божественная творческая искра может либо реализоваться через рождение ребенка, либо быть ассимилирована самим индивидуумом, что сопровождается созданием в нем бессмертного духа.

Для многих женщин создание ребенка является кульминацией жизненного опыта, смыслом бытия. Причем многим для полной самореализации требуется не просто родить ребенка, но также вырастить и воспитать его. Поэтому нет ничего удивительного, что некоторые бездетные пары, которым почему-то не удается усыновить ребенка на законных основаниях, нередко закладывают дома и продают свое имущество, чтобы купить брошенного кем-то ребенка на черном рынке. По разным данным, каждая восьмая либо каждая пятая женщина бесплодна.

С ростом количества абортов найти приемного ребенка становится все труднее. Администрации больниц проявляют полную бесчувственность по отношению к обеим сторонам этого конфликта и, случается, даже подогревают враждебность между «имущими» и «неимущими». Мне стало известно, что в одной гинекологической клинике женщины, ожидающие своей очереди на аборт, сидят в той же комнате, где и женщины, пришедшие на процедуры для лечения бесплодия. Мне об этом рассказала женщина, которая сама лечилась там от бесплодия. После каждого визита в клинику она плакала часами.

Естественно, у каждого конфликта две стороны, и если у моей молодой подруги есть свой дом, добрый и щедрый муж и финансовый достаток, то, возможно', у женщин, ждавших своей очереди в другой кабинет, не было ни денег, ни близкого человека, ни дома, куда можно было бы принести ребенка. Я знаю одну супружескую пару, которая пыталась усыновить ребенка, оставшегося сиротой после войны во Вьетнаме, однако им отказали в этой возможности на том основании, что у них «нет соответствующего опыта». А пара, живущая по соседству и уже имеющая двоих детей, легко добилась разрешения от властей, несмотря на то, что знающие эту пару люди прекрасно понимали, что взаимоотношения в их семье едва ли были благоприятными для воспитания ребенка даже в лучшие времена. Год спустя муж нашел себе женщину помоложе и ушел из этой семьи, а ребенка пришлось забрать и передать в детский приют.

Есть два типа женщин, кому связанные с материнством проблемы могут причинить огромные душевные (а иногда и физические) страдания: те, чьим единственным стремлением является реализация архетипа Деметры, тогда как они не могут иметь детей, а поэтому им не позволяют взять детей приемных; и те, чьи дети уже выросли и разъехались. Добавьте к этим проблемам менопаузу, одиночество и растерянность, и вы получите самую плодородную почву для развития невроза или чего похуже.

Женщины, которым легко удалось создать семью, нередко бывают очень жестоки по отношению к одиноким и бездетным. Конечно, тут хуже всего приходится тем, кто не раз тщетно пытался забеременеть или сохранить плод, ибо женщины, по каким-то причинам добровольно решившие остаться бездетными, едва ли будут страдать от насмешек и пренебрежения со стороны счастливых мамаш.

Авторы выпущенной в 1986 году телепрограммы о проблемах бесплодия подчеркивают тот факт, что во многих случаях нервные срывы и другие психосоматические заболевания у бездетных женщин вызваны не столько неспособностью или нежеланием женщины иметь ребенка, сколько до сих пор бытующим в обществе (особенно в некоторых его сегментах) неодобрительным отношением к бездетным женщинам (и мужчинам). Некоторые мужчины даже уходят от своих жен исключительно из-за их неспособности родить ребенка и женятся на более молодых. В некоторых мужчинах настолько сильна потребность «не отбиваться от стада», что они просто не могут поддерживать глубокие, длительные взаимоотношения с партнершей, чье здоровье или физическая конституция не позволяет ей выносить ребенка.

Один из факторов, причиняющих страдание бесплодным женщинам, — неспособность управлять собственным организмом. Способная к деторождению женщина может решать, зачать ей или нет; а бесплодная такого выбора лишена.

В связи с этим у меня возникает вопрос: материнство — это предмет выбора или случая? Мне не раз приходилось слышать: «Знаете ли, мы тогда не планировали ребенка, и Джеймс (Джулия) свалился нам как снег на голову. Но теперь мы и представить себе не можем, как бы мы без него (без нее) жили». Кому-то такие «маленькие неожиданности» приносят радость, кому-то — проблемы. Современные законы позволяют прерывать нежелательную беременность, тогда как в прошлом девушка, решившаяся на аборт, рисковала угодить за решетку. А теперь многие женщины расценивают недавнее сокращение срока легальных абортов с 26 до 22 недель как вопиющее ущемление личных прав.

С другой стороны, есть немало женщин, ставших матерями-одиноч- ками по доброй воле, — они сознательно решили выполнять нелегкую работу матери самостоятельно, без помощи партнера. Я также знала немало одиноких женщин, которые с удовольствием взяли бы на воспитание ребенка, однако закон не дает такого права одиночкам, сколь бы устойчивым ни было их социальное и финансовое положение.

Представление, что каждая женщина должна стать матерью, основано на мифе о материнском инстинкте. Многие биологи, психологи, психиатры и социологи ныне придерживаются мнения, что стремление стать матерью является следствием социо-культурного программирования, а не биологической потребностью, как это считалось прежде. Иными словами, такое стремление закладывается в сознание женщин как одно из социальных благ. В детстве девочка получает игрушки, специально разработанные для того, чтобы приучить ее к репродуктивной роли в будущем. Затем в школе девочку поощряют заниматься более «женскими» предметами, а не точными науками. Родители, сверстницы, средства массовой информации — все они постоянно ориентируют девочку в этом направлении. А тех женщин, которые не вписываются в насаждаемый таким образом стереотип, считают либо «чудачками», либо просто эгоистками. Триша Столингс очень метко высказалась по этому поводу в своей статье для Guardian (15 декабря 1987 г.) «Природа не делала нас матерями»:

Ни в одной другой сфере нет такого всеобъемлющего и настойчивого программирования. И параллельно нам твердят, что стремление к воспроизводству основано на неком врожденном «материнском инстинкте». Высшая степень тирании социального диктата достигается за счет утверждения, что этот диктат берет начало в законах природы. Именно это происходит в случае так называемого материнского инстинкта.

Поддавшись этому программированию, многие женщины затем обнаруживали, что чувствуют себя в роли матери исключительно некомфортно. Необходимо помогать девочкам с самого детства определять их архетип, ибо ныне каждая девочка с детства искусственно ориентирует себя на архетип Деметры, чтобы быть как все, а потом выясняется, что ей ближе Афина или Артемида и следовало строить свою жизнь совсем иначе. В результате страдает не только сама женщина, но и ее семья. Как астролог, я могу сказать, что одной из эффективных подсказок относительно того, каким путем нам не следует идти по жизни, является натальная карта. Однако толковать натальные карты бывает нелегко, ибо они обычно указывают на целый набор альтернативных путей, которыми можно пойти, чтобы наша истинная сущность отчетливо отразилась в зеркале жизни.

Итак, мы волей-неволей движемся вслед за толпой. Выходим замуж или живем с мужчиной в гражданском браке (как кому нравится), рожаем детей, поскольку все наши подруги катают колясочки и нам не хочется оставаться в стороне. А потом выясняется, что это не наш путь... но, пока ребенок не подрастет, о том, чтобы вернуться к учебе или работе, которая действительно по душе, не может быть и речи. Бывают женщины, ухитряющиеся реализовать себя в обоих мирах одновременно, но, насколько я знаю из опыта, необходимо быть человеком совершенно особого склада, чтобы суметь позаботиться одновременно и о семье, и о серьезной карьере.

Существует теория, что женщины от природы больше заботятся о завтрашнем дне, поскольку им необходим дом и средства к существованию для обеспечения потомства. Не думаю, что это главная причина заботы о завтрашнем дне, поскольку многие одинокие, бездетные или гомосексуальные женщины думают об этом не меньше, а то и больше, чем их сестры-Деметры. Независимо от того, есть у женщины дети или нет, в случае крушения брака ее материальное положение, как правило, оказывается более шатким, чем у мужчины.

В газете Guardian от 15 декабря 1987 г. в рецензии на книгу Сильвии Энн Хьюлет «Маленькая жизнь: Миф об освобождении женщин» журналистка Поли Тойнби пишет:

Нарисованная ею картина жизни женщины весьма уныла. Ныне положение женщины и ребенка хуже, чем когда бы то ни было. «Освобождение» принесло свободу мужчинам, а женщинам и детям — бедность. Половина браков распадается (в Британии — треть), и женщине приходится воспитывать детей одной, тогда как ее средний заработок составляет всего 64 % среднего заработка мужчины (в Британии — 66 %).

Перспективы карьеры, открытые перед молодой женщиной, рассыпаются в прах, как только она рожает ребенка. Женщины, желающие быть равными мужчине, вынуждены выбирать (совсем как в викторианскую эпоху): либо любовь и семья, либо жизнь бездетной старой девы. Но половина из тех, кто выбрал семью, все равно ее теряют и превращаются в «уволенных домохозяек» — одинокие, нищие и безработные.

Семья пребывает в кризисе. После развода женщинам приходится работать, приходится поддерживать квалификацию. Женщины стали жертвами таких тенденций, как культ материнства 50-х годов и воз-

никшая в 70-е годы практика оставлять их с детьми без средств к существованию. Лишь 10 % разведенных женщин получают алименты и лишь 30 % — пособие на детей, причем суммы этой помощи столь малы, что прожить на них невозможно... Женщины с детьми быстро становятся новыми бедняками, ибо даже матери из зажиточных семей после развода переходят вместе с детьми в класс бедняков. В результате расторжения брака женщины становятся на 73 % беднее, тогда как мужчины — на 42 % богаче.

Негативные черты материнства могут служить причиной соответствующих отклонений у ребенка. В своей работе «Материнский комплекс» Юнг пишет следующее:

В основе так называемого «материнского комплекса» лежит архетип матери. Может ли материнский комплекс развиться без участия матери в качестве доказуемого каузального фактора — вопрос открытый. Исходя из собственного опыта, я полагаю, что мать всегда играет активную роль в зарождении этого нарушения, особенно в случае детских неврозов или неврозов, происхождение которых определенно берет начало в раннем детстве. В любом случае, инстинкты ребенка оказываются нарушены, а это констеллирует архетипы, которые, в свою очередь, порождают фантазии, встающие между ребенком и его матерью как чуждый и нередко пугающий фактор. Поэтому если ребенку излишне беспокойной матери регулярно снится, что она — страшный зверь или ведьма, это указывает на расщепление психики ребенка, могущее стать причиной невроза.

Как проницательно указывает Юнг, у материнства есть определенные проблемы. Например, в США, где феминистское движение исключительно сильно, некоторые женщины, подобно матерям Древней Греции, склонны бросать новорожденных девочек. Конечно, они не оставляют своих малышек умирать от холода где-нибудь на открытом всем ветрам склоне горы, а просто избавляются от плода женского пола, как только удается определить пол будущего ребенка. В новоорлеанском Институте оплодотворения женщины могут заранее определять пол будущего ребенка. И женщины, отдавшие предпочтение мальчикам, намного превышают число тех, кто выбрал девочек. В стране, где многие бесплодные пары вынуждены покупать себе детей в государствах третьего мира, все вышеперечисленное кажется несколько неуместным.

У материнства, как мы видели, есть свои плюсы и минусы. В мире, где большинство мужских и женских коллективов ожидают от женщин, что они будут соответствовать устаревшему материнскому стереотипу, хочется, чтобы враждебности к нам не проявляли хотя бы представительницы нашего пола. Иными словами, нужно дать возможность каждой отдельной женщине выбирать свой путь в жизни, не опасаясь гнева со стороны тех женских сообществ, члены которых с умилением дарят своим дочерям кукол на Рождество.

ГЛАВА 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: