Металлистическая теория денег — это обобщающее название всей совокупности взглядов, высказанных в разное время различными исследователями, которые отождествляли деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривали их как богатство общества. Одним из первых представителей металлистической теории считают французского ученого XIV века Николо Орезме, автора первого систематизированного труда на эту тему — трактата о деньгах. Дальнейшее свое развитие эта теория получила в XVI-XVII веках, в эпоху зарождения капиталистических отношений, и сформировалась окончательно в рамках экономического учения меркантилистов, отражающего интересы торговой буржуазии.
Меркантилизм не является единым учением, а представляет собой совокупность отдельных взглядов, мнений, представлений, высказанных деятелями в сфере торговли, финансов, промышленности в их произведениях. В центре внимания меркантилистов были вопросы обогащения государства посредством развития торговли, а их политика была направлена на обеспечение чистого притока металлических денег в страну в результате превышения экспорта над импортом.
|
|
Эти взгляды развивали в Англии У. Стэффорд (1554-1612), Т. Мэн (1571-1641), Д. Норе (1641-1691), Дж. Чайлд (1630-1690), во Франции - А. Монкретьен (1575-1622), Ж. Б. Кольбер (1618-1683), в Германии - И. Юсти (1717-1771), в Италии - Г. Скаруффи (1519-1584), Ф. Галиани (1728-1787). Меркантилисты признавали товарную сущность денег, усматривая их ценность в естественных свойствах золота и серебра, и поэтому выступали против порчи монет, часто происходившей в то время.
Ранние меркантилисты (до середины XVI в.) ключевой функцией денег считали функцию накопления (образования сокровища). Их главные теоретические позиции были основаны на идее активного «денежного баланса», обеспечивающего изобилие золота и серебра в стране на основе положительного сальдо внешней торговли.
Поздние меркантилисты (со второй половины XVI в. до конца XVII в.) противопоставили идее «денежного баланса» идею «торгового баланса», считая, что в условиях достаточно развитой и регулярной торговли между государствами можно допустить импорт товаров (при условии положительного сальдо) и вывоз денег в целях выгодных торговых сделок.
Характерной чертой меркантилизма как исторически первой школы экономической мысли был акцент на сферу обращения, поскольку решающая роль отводилась деньгам и торговле как источнику богатства общества. Это имело большое значение, так как в конечном счете привело к осознанию важности неотъемлемого механизма рынка — кругооборота денежных доходов.
|
|
Первыми критиками меркантилистов стали представители классической школы политической экономии, которые, придерживаясь товарно-металлистической теории денег (металлизма), тем не менее уже не отождествляли деньги с богатством, а напротив, считали их, по сути, техническим орудием обмена и выделяли в качестве основной функцию денег как средства обращения. А. Смит (1723-1790) называл деньги великим колесом обращения но не более того. Источники богатства общества классики видели в производительном труде в сфере материального производства.
На анализе металлического денежного обращения основана марксистская теория денег. К. Маркс (1818-1883), однако, объясняет товарную природу денег не естественными свойствами золота и серебра, а их способностью функционировать в качестве всеобщей меновой стоимости. При этом стоимостная сущность денег обосновывалась с позиций трудовой теории стоимости. Маркс рассматривал деньги как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира в качестве всеобщего товара-эквивалента.
Металлизм в теории денег был вполне естественным на протяжении всего XIX века. Хотя в это время во многих странах появляются бумажные деньги и кредитные средства обращения, основой денежных систем (как национальных, так и мировой) продолжает служить металлическое денежное обращение.
После Первой мировой войны сторонники металлизма, признавая невозможность восстановления золотомонетного стандарта, выступили за сохранение золотого стандарта в его «урезанной» форме — золотослиткового и золотодевизного стандарта.
После Второй мировой войны некоторые экономисты отстаивали идею восстановления золотого стандарта во внутреннем денежном обращении. Сторонники неометаллизма пытались обосновать необходимость восстановления золотого стандарта и после крушения Бреттонвудской валютной системы в 70-х годах XX века. Однако современная практика денежного обращения показывает, что возврат к золотому стандарту в той или иной форме уже невозможен.
Номиналистическая теория денег противостоит металлистической теории в трактовке сущности денег, поскольку отрицает товарную природу денег и саму необходимость их внутренней стоимости. Номиналисты рассматривают деньги как условные знаки и отвергают какую-либо их связь с благородными металлами.
В XVIII веке в Англии номиналистические идеи развивали религиозный философ Джордж Беркли (1685-1753) и видный экономист Джеймс Стюарт (1712-1780). Они рассматривали деньги как условную счетную единицу, используемую для выражения меновых пропорций как идеальный масштаб цен. По их мнению, и металлические, и бумажные деньги, по сути, просто «счетные знаки», поэтому выступают лишь как «простые названия отношений» (Беркли) или «показатели пропорций» (Стюарт).
Наиболее ярким представителем номинализма в этот период является немецкий экономист Г. Кнапп (1842-1926). опубликовавший в 1905 году книгу «Государственная теория денег».
Основные положения этой теории сводятся к следующему:
- деньги — это «продукт правопорядка», творение государственной власти: «Сущность денег заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление»;
- основная функция денег — служить средством платежа;
- государство наделяет деньги платежной силой.
Государственную теорию денег Кнаппа поддерживал Дж.М. Кейнс (1883-1946), который в своем «Трактате о деньгах» (1930 г.). Вытеснение из обращения золота более «эластичными» бумажными денежными знаками он рассматривал как победу теории Кнаппа. Именно такие деньги, по его мнению, способны обеспечить процветание общества. В XX веке номиналистическая теория денег становится господствующей.
|
|
Количественная теория денег — это экономическая доктрина, объясняющая зависимость между количеством денег в обращении, уровнем товарных цен и стоимостью самих денег. Ее суть заключается в утверждении, что количество денег в обращении является первопричиной пропорционального изменения уровня товарных цен и стоимости денег. Это положение сначала применялось к металлическим деньгам, а затем и к бумажным.
Эти идеи в XVII и XVIII веках находят отражение в трудах английских философов Дж. Локка (1632-1704) и Д. Юма (1711-1776), французского философа Ш. Монтескье (1689-1755) и других мыслителей. Количественная теория денег получила свое дальнейшее развитие в трудах представителей классической школы политической экономии.
К началу XX века количественная теория денег становится господствующей и выступает важнейшей составной частью неоклассического направления политической экономии. Наибольшую популярность получили два ее варианта: трансакционный и кембриджский.
Большой вклад в развитие количественной теории денег внес американский экономист И. Фишер (1867-1947), опубликовавший в 1911 году книгу «Покупательная сила денег», в которой он представил трансакционную версию этой теории. Суть его подхода заключается в выражении функциональной зависимости факторов, влияющих на покупательную способность денег, с помощью уравнения обмена:
MV=PQ
Уравнение обмена представляет собой двоякое выражение суммы товарообменных сделок (трансакций) за. определенный период:
1) как произведение количества денег (М) на среднюю скорость их обращения (V);
2) как произведение количества реализованных товаров (Q) на их среднюю
цену (Р).
При этом Фишер вводит некоторые допущения: он исключает из рассмотрения банковские депозиты и чековое обращение, а также устраняет влияние двух факторов: скорости обращения денег (V) и объема реализованных товаров (Q). предполагая их в качестве неизменных величин.
Подводя итоги, Фишер делает вывод о том, что «при наличии принятых условий» уровень цен изменяется:
|
|
1) прямо пропорционально изменению количества денег в обращении (М);
2) прямо пропорционально изменению скорости их обращения (V);
3) обратно пропорционально изменению объема торгового оборота (Q).
Первое отношение он считает наиболее важным и выражающим суть количественной теории денег.
В отличие от И. Фишера экономисты кембриджской школы в лице А. Маршалла (1842—1924) и его последователей (А. Пигу, Р.Д. Хоутри, Д.X. Робертсона и др.) сосредоточили свое внимание не на обращении денег, а на их накоплении у хозяйствующих субъектов, на анализе «реальных кассовых остатков». При этом они использовали методы не макроэкономического, а микроэкономического анализа, направленного на изучение мотивов поведения хозяйствующих субъектов и факторов, формирующих их спрос на кассовые остатки.
Экономисты кембриджской школы преобразовали уравнение Фишера, введя коэффициент k, выражающий долю годового дохода (У), которую хозяйствующие субъекты предпочитают хранить в денежной форме:
М = kРY.
Вместо трансакционной версии Фишера, основанной на скорости движения денег в товарообменных сделках, была предложена новая концепция скорости обращения денег в доходах, которая отражает процесс превращения кассовой наличности в расходуемые доходы. Коэффициент k как величина, обратная скорости обращения денег (k = 1/V), выражает отношение между расходами и кассовой наличностью, где V — скорость обращения денег относительно дохода. Этот подход означает, что изменение цен обратно пропорционально скорости, с которой происходит восстановление кассовой наличности после ее уменьшения в результате произведенных расходов. Таким образом, экономисты кембриджской школы разработали две версии количественной теории денег: первая базируется на категории кассовых остатков, вторая — на категории дохода.
Идеи кембриджских экономистов развивал Дж.М. Кейнс, положив их в основу своей теории предпочтения ликвидности, в которой выделяются три мотива хранения денег в виде кассовой наличности (спроса на деньги):
1) трансакционный мотив — потребность в деньгах для текущих сделок;
2) мотив предосторожности — потребность в деньгах на случай непредвиденных обстоятельств;
3) спекулятивный мотив — стремление к хранению богатства в наиболее
ликвидной форме.
Исходя из этого Кейнс утверждал, что общий спрос на деньги для текущих сделок и на непредвиденные расходы (L1) определяется уровнем доходов (Y), а спрос на деньги для спекулятивных целей (L2) обратно пропорционален ставке процента (r). Таким образом, функция спроса на деньги (М) иммет следующий вид:
М = L1(Y) + L2 (r)
В отличие от классической количественной теории денег в кейнсианской теории спроса на деньги главная роль отводилась норме процента.
С середины 50-х годов XX века наблюдается возрождение интереса к количественной теории денег благодаря работам М. Фридмена и его последователей, представляющих чикагскую школу экономической мысли, которая получила название монетаризма.
Современный монетаризм является альтернативным кейнсианскому подходом и представляет собой усложненный вариант классической монетарной теории. Сторонники монетаризма утверждают, что спрос на деньги не является функцией только ставки процента и дохода, а на него влияет также норма прибыли от всех видов реальных и финансовых активов. В отличие от кейнсианской теории деньги рассматриваются как субститут не только финансовых, но и всех остальных видов активов.
Монетаристы видят в деньгах и денежной политике важнейший фактор экономического развития и отдают предпочтение денежно-кредитной политике по сравнению с бюджетной. Их главное правило (правило денежной массы) состоит в том, что денежная масса должна расти с постоянной скоростью, приблизительно равной скорости увеличения объема производства. Они считают, что для стимулирования производства необходимо в нормальных условиях стремиться к постоянному низкому темпу увеличения денег в обращении на уровне 3-5%. По их мнению, важнее контролировать количество денег в обращении, чем норму процента и объем кредита.