double arrow

Теории денег


Металлистическая теория денег — это обобщающее название всей совокуп­ности взглядов, высказанных в разное время различными исследователями, кото­рые отождествляли деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривали их как богатство общества. Одним из первых представителей металлистической теории считают французского ученого XIV века Николо Орезме, автора первого систематизированного труда на эту тему — трактата о деньгах. Даль­нейшее свое развитие эта теория получила в XVI-XVII веках, в эпоху зарождения капиталистических отношений, и сформировалась окончательно в рамках эконо­мического учения меркантилистов, отражающего интересы торговой буржуазии.

Меркантилизм не является единым учением, а представляет собой сово­купность отдельных взглядов, мнений, представлений, высказанных дея­телями в сфере торговли, финансов, промышленности в их произведениях. В центре внимания меркантилистов были вопросы обогащения государства посредством развития торговли, а их политика была направлена на обеспе­чение чистого притока металлических денег в страну в результате превы­шения экспорта над импортом.

Эти взгляды развивали в Англии У. Стэффорд (1554-1612), Т. Мэн (1571-1641), Д. Норе (1641-1691), Дж. Чайлд (1630-1690), во Франции - А. Монкретьен (1575-1622), Ж. Б. Кольбер (1618-1683), в Германии - И. Юсти (1717-1771), в Италии - Г. Скаруффи (1519-1584), Ф. Галиани (1728-1787). Меркантилисты признавали товарную сущность денег, усматривая их цен­ность в естественных свойствах золота и серебра, и поэтому выступали против порчи монет, часто происходившей в то время.

Ранние меркантилисты (до середины XVI в.) ключевой функцией денег считали функцию накопления (образования сокровища). Их главные теорети­ческие позиции были основаны на идее активного «денежного баланса», обеспе­чивающего изобилие золота и серебра в стране на основе положительного саль­до внешней торговли.

Поздние меркантилисты (со второй половины XVI в. до конца XVII в.) противопоставили идее «денежного баланса» идею «торгового баланса», считая, что в условиях достаточно развитой и регулярной торговли между государствами можно допустить импорт товаров (при условии положительного сальдо) и вывоз денег в целях выгодных торговых сделок.

Характерной чертой меркантилизма как исторически первой школы эко­номической мысли был акцент на сферу обращения, поскольку решающая роль отводилась деньгам и торговле как источнику богатства общества. Это имело боль­шое значение, так как в конечном счете привело к осознанию важности неотъемле­мого механизма рынка — кругооборота денежных доходов.

Первыми критиками меркантилистов стали представители классической школы политической экономии, которые, придерживаясь товарно-металлистической теории денег (металлизма), тем не менее уже не отождествляли деньги с богатством, а напротив, считали их, по сути, техническим орудием обмена и выделяли в качестве основной функцию денег как средства обращения. А. Смит (1723-1790) называл деньги великим колесом обращения но не более того. Источники богатства общества классики видели в производительном труде в сфере материального производства.

На анализе металлического денежного обращения основана марксистская теория денег. К. Маркс (1818-1883), однако, объясняет товарную природу денег не естественными свойствами золота и серебра, а их способностью функционировать в качестве всеобщей меновой стоимости. При этом стоимо­стная сущность денег обосновывалась с позиций трудовой теории стои­мости. Маркс рассматривал деньги как особый товар, стихийно выделив­шийся из товарного мира в качестве всеобщего товара-эквивалента.

Металлизм в теории денег был вполне естественным на протяжении всего XIX века. Хотя в это время во многих странах появляются бумажные день­ги и кредитные средства обращения, основой денежных систем (как нацио­нальных, так и мировой) продолжает служить металлическое денежное обращение.

После Первой мировой войны сторонники металлизма, признавая невоз­можность восстановления золотомонетного стандарта, выступили за сохранение золотого стандарта в его «урезанной» форме — золотослиткового и золотодевизного стандарта.

После Второй мировой войны некоторые экономисты отстаивали идею вос­становления золотого стандарта во внутреннем денежном обращении. Сторонники неометаллизма пытались обосновать необходимость вос­становления золотого стандарта и после крушения Бреттонвудской валютной системы в 70-х годах XX века. Однако современная практика денежного обра­щения показывает, что возврат к золотому стандарту в той или иной форме уже невозможен.

Номиналистическая теория денег противостоит металлистической теории в трактовке сущности денег, поскольку отрицает товарную природу денег и саму необходимость их внутренней стоимости. Номиналисты рассматри­вают деньги как условные знаки и отвергают какую-либо их связь с благо­родными металлами.

В XVIII веке в Англии номиналистические идеи развивали религиозный философ Джордж Беркли (1685-1753) и видный экономист Джеймс Стюарт (1712-1780). Они рассматривали деньги как условную счетную единицу, используемую для выражения меновых пропорций как идеальный масштаб цен. По их мне­нию, и металлические, и бумажные деньги, по сути, просто «счетные знаки», поэто­му выступают лишь как «простые названия отношений» (Беркли) или «показатели пропорций» (Стюарт).

Наиболее ярким представителем номинализма в этот период является немецкий экономист Г. Кнапп (1842-1926). опубликовавший в 1905 году книгу «Государственная теория денег».

Основные положения этой теории сводятся к следующему:

- деньги — это «продукт правопорядка», творение государственной власти: «Сущность денег заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регули­рующих их употребление»;

- основная функция денег — служить средством платежа;

- государство наделяет деньги платежной силой.

Государственную теорию денег Кнаппа поддерживал Дж.М. Кейнс (1883-1946), который в своем «Трактате о деньгах» (1930 г.). Вытесне­ние из обращения золота более «эластичными» бумажными денежными знаками он рассматривал как победу теории Кнаппа. Именно такие деньги, по его мнению, способны обеспечить процветание общества. В XX веке номиналистическая теория денег становится господствующей.

Количественная теория денег — это экономическая доктрина, объясняющая зависимость между количеством денег в обращении, уровнем товарных цен и стоимостью самих денег. Ее суть заключается в утверждении, что количе­ство денег в обращении является первопричиной пропорционального изме­нения уровня товарных цен и стоимости денег. Это положение сначала при­менялось к металлическим деньгам, а затем и к бумажным.

Эти идеи в XVII и XVIII веках находят отражение в трудах английских философов Дж. Локка (1632-1704) и Д. Юма (1711-1776), французского фило­софа Ш. Монтескье (1689-1755) и других мыслителей. Количественная теория денег получила свое дальнейшее развитие в трудах представителей классической школы политической экономии.

К началу XX века количественная теория денег становится господствующей и выступает важнейшей составной частью неоклассического направ­ления политической экономии. Наибольшую популярность получили два ее варианта: трансакционный и кембриджский.

Большой вклад в развитие количественной теории денег внес американ­ский экономист И. Фишер (1867-1947), опубликовавший в 1911 году книгу «Покупательная сила денег», в которой он представил трансакционную версию этой теории. Суть его подхода заключается в выражении функциональной зави­симости факторов, влияющих на покупательную способность денег, с помощью уравнения обмена:

MV=PQ

Уравнение обмена представляет собой двоякое выражение суммы товаро­обменных сделок (трансакций) за. определенный период:

1) как произведение количества денег (М) на среднюю скорость их обращения (V);

2) как произведение количества реализованных товаров (Q) на их среднюю
цену (Р).

При этом Фишер вводит некоторые допущения: он исключает из рассмотре­ния банковские депозиты и чековое обращение, а также устраняет влияние двух факторов: скорости обращения денег (V) и объема реализованных товаров (Q). предполагая их в качестве неизменных величин.

Подводя итоги, Фишер делает вывод о том, что «при наличии принятых условий» уровень цен изменяется:

1) прямо пропорционально изменению количества денег в обращении (М);

2) прямо пропорционально изменению скорости их обращения (V);

3) обратно пропорционально изменению объема торгового оборота (Q).
Первое отношение он считает наиболее важным и выражающим суть количе­ственной теории денег.

В отличие от И. Фишера экономисты кембриджской школы в лице А. Маршалла (1842—1924) и его последователей (А. Пигу, Р.Д. Хоутри, Д .X. Робертсона и др.) сосредоточили свое внимание не на обращении денег, а на их накоплении у хозяйствующих субъектов, на анализе «реальных кассовых остатков». При этом они использовали методы не макроэконо­мического, а микроэкономического анализа, направленного на изучение мотивов поведения хозяйствующих субъектов и факторов, формирующих их спрос на кассовые остатки.

Экономисты кембриджской школы преобразовали уравнение Фишера, введя коэффициент k, выражающий долю годового дохода (У), которую хозяй­ствующие субъекты предпочитают хранить в денежной форме:

М = kРY.

Вместо трансакционной версии Фишера, основанной на скорости движе­ния денег в товарообменных сделках, была предложена новая концепция скорости обращения денег в доходах, которая отражает процесс превращения кассовой наличности в расходуемые доходы. Коэффициент k как величина, обратная скорости обращения денег (k = 1/V), выражает отношение между расходами и кассовой наличностью, где V — скорость обращения денег относительно дохода. Этот подход означает, что изменение цен обратно пропорционально скорости, с которой происходит восстановление кассовой наличности после ее уменьшения в результате произведенных расходов. Таким образом, экономисты кембриджской школы разработали две версии количественной теории денег: первая базируется на категории кассовых остатков, вторая — на категории дохода.

Идеи кембриджских экономистов развивал Дж.М. Кейнс, положив их в осно­ву своей теории предпочтения ликвидности, в которой выделяются три мотива хранения денег в виде кассовой наличности (спроса на деньги):

1) трансакционный мотив — потребность в деньгах для текущих сделок;

2) мотив предосторожности — потребность в деньгах на случай непредви­денных обстоятельств;

3) спекулятивный мотив — стремление к хранению богатства в наиболее
ликвидной форме.

Исходя из этого Кейнс утверждал, что общий спрос на деньги для текущих сделок и на непредвиденные расходы (L1) определяется уровнем доходов (Y), а спрос на деньги для спекулятивных целей (L2) обратно пропорционален ставке процента (r). Таким образом, функция спроса на деньги (М) иммет следующий вид:

М = L1(Y) + L2 (r)

В отличие от классической количественной теории денег в кейнсианской теории спроса на деньги главная роль отводилась норме процента.

С середины 50-х годов XX века наблюдается возрождение интереса к коли­чественной теории денег благодаря работам М. Фридмена и его последова­телей, представляющих чикагскую школу экономической мысли, которая получила название монетаризма.

Современный монетаризм является альтернативным кейнсианскому под­ходом и представляет собой усложненный вариант классической монетарной тео­рии. Сторонники монетаризма утверждают, что спрос на деньги не является функ­цией только ставки процента и дохода, а на него влияет также норма прибыли от всех видов реальных и финансовых активов. В отличие от кейнсианской теории деньги рассматриваются как субститут не только финансовых, но и всех осталь­ных видов активов.

Монетаристы видят в деньгах и денежной политике важнейший фактор экономического развития и отдают предпочтение денежно-кредитной политике по сравнению с бюджетной. Их главное правило (правило денежной массы) состоит в том, что денежная масса должна расти с постоянной скоростью, при­близительно равной скорости увеличения объема производства. Они считают, что для стимулирования производства необходимо в нормальных условиях стремиться к постоянному низкому темпу увеличения денег в обращении на уровне 3-5%. По их мнению, важнее контролировать количество денег в обращении, чем норму процента и объем кредита.


Сейчас читают про: