Биография Дж.М.Кейнса

Кейнс был сыном известного английского экономиста. Он получил образование в Итоне и Кембридже. Сначала его интересовала математика и теория вероятностей, но затем он переключился на экономику.

Кроме экономики, Кейнс был главным представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во время первой мировой войны, заместителем канцлера казначейства, членом совета директоров Банка Англии, членом попечительского совета Национальной галереи, председателем Союза по поддержке музыки и искусств, казначеем в Королевском колледже, редактором кембриджского «Экономического журнала». Кроме того, он был управляющим инвестиционной компании, организовал балетную труппу Камарго (его жена Лидия Лопокова была звездой русского императорского балета) и т.д.

В своих книгах он рассматривает такой широкий круг проблемы, как проблемы теории вероятностей, монетарной экономики и последствий мирного договора, заключенного после первой мировой войны. Главный труд – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Главная рекомендация Кейнса правительству, поразившая всех в то время, состояла в том, что оно должно увеличить расходы, чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие места.

Монетаризм


Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. Эта ситуация получила название стагфляция. Кейнсианские рекомендации, например, увеличивать государственные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования, в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные интервенции только усиливали инфляцию.

Наибольшее влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Хотя их лидер Милтон Фридман выступал гораздо раньше, еще в 50-х годах, признание и популярность его теория получила позднее. Например, курс в США под названием «рейганомика» в значительной степени опирался на взгляды монетаристов.

В соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной политики (а кейнсианцы в качестве средства денежного регулирования рассматривают процентные ставки).

Основные положения концепции Фридмана и его сторонников следующие.

1. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится в стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.

2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается налоговое, бюджетное регулирование.

3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служит денежная эмиссия. Фридман утверждал, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и что денежные импульсы – самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей и фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей – к росту цен.

4. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение направлено против кейнсианского курса на текущее регулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить противоположным результатам.

Фридман исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечивать стабильность цен.

При выборе темпа роста денег Фридман предлагает руководствоваться правилом «механического прироста» денежной массы, которое бы отражало два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта.

Экономика предложения


Суть концепции сторонников экономики предложенияперенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости.

Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции – стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего, налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью

Представители этой школы считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и, в конечном счете, перекладывается на потребителей. Повышение налогов – толчок к «инфляции издержек». Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы програссивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции.

Т, % Кривая Лаффера


T – ставка налога

TR – налоговые поступления


TRmax TR

Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше но это происходит с определенным временным интервалом. Расширение налогооблагаемой базы способно компенсировать потери в поступлении налогов, вызванные снижением налоговых ставок.

Поскольку снижение налогов ведет к сокращению доходной части бюджета, предлагаются способы уменьшения бюджетного дефицита. Например, рекомендуется урезать социальные программы, сократить бюрократический аппарат, избавиться от малоэффективных федеральных расходов (например, субсидий промышленным предприятиям и т.д.).

Неолиберализм


Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, ни отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

К неолиберализму относят три школы: чикагскую (Милтон Фридман), лондонскую (Фридрих фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард).

Среди них особый интерес вызывает фигура Л.Эрхарда, при непосредственном участии которого Западная Германия в конце 40-х годов была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены денежная и экономическая реформы. Прежняя система была разрушена не сразу, а постепенно. Инфляцию удалось остановить примерно через полгода. Успех реформы обусловливался и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты), наличием сильной и авторитетной власти.

Стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы явилось необходимой предпосылкой, условием успеха, но не универсальным средством. Эрхард широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль за ними.

Фридрих фон Хайек в своих трудах отстаивает принцип максимальной свободы человека. Со стороны государства не должно быть никакого принуждения, внешнего вмешательства. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, ни государственными тарифами. Все это «административный деспотизм». Максимум, что можно допустить, - это сохранение пенсий по старости и пособий по безработице.

Основное требование сторонников подобных взглядов заключается в ограничении деятельности правительства во всех областях. Если попытаться координировать хозяйственную деятельность, то нарушится механизм передачи информации.

Лекция 12.

КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Главными задачами перехода к рынку являются следующие.

1. Либерализация, то есть снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего, путем отмены директивного планирования и обязательного государственного заказа на продукцию предприятий, перехода к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением и, наконец, отмены государственной монополии внешней торговли и разрешения всем хозяйствующим субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.

2. Приватизация, то есть изменение характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся при этом полную имущественную ответственность за ее результаты.

3. Формирование рыночной инфраструктуры, то есть новых механизмов управления хозяйственных связей, включая, в частности, товарные и фондовые биржи.

4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.

5. Перестройка структуры экономики в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, оказания разнообразных услуг, в том числе, в финансовой сфере.

6. Переход к адресной системе социальной поддержки, с тем чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.

7. Макроэкономическая, прежде всего, финансовая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью подавления инфляции, которая усиливается в период распада и крушения административно-командной системы.

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

Первая группа включает страны, имеющие наиболее значительные темпы продвижения к рыночной системе (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры национальной экономики, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с серьезными трудностями и осуществляется гораздо медленнее (Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран.

Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: