double arrow

Глава 1. Тебе

Наташа много читает, и очень любит коллекционировать интересные высказывания, впрочем, не только из книг, но и услышанные от одноклассников или родителей. Как только что-то ее заинтересует, хватает первую попавшуюся бумажку и записывает. Таких заметок в пластмассовом сундучке с замочком уже полно, и Наташа перечитывает их время от времени, чтобы запомнить наизусть самые умные мысли. А над теми фразами, которые не были серьезными, просто смеется, а посмеявшись, сразу же забывает. И в следующий раз они снова кажутся ей новыми.

Сочи – изящный курортный городок, где восхищает буквально все, но сейчас зима – обычная сочинская зима без снега, сырая и холодная, хотя на градуснике плюс пять. А Наташа – теплолюбивое существо, и потому предпочитает отлёживаться дома на диване, завернувшись в пухлый оранжевый плед и перебирая листки с цитатами. Это уже стало для нее ритуалом: в тишине, при задернутых портьерах и закрытой двери, скрючившись под пледом в немыслимой позе, перебирать свое богатство. И сейчас Наташа обнаружила на одном из обрывков бумаги такую:

Учи, мальчишка, физику,

Ведь физика важна -

При поцелуе с девочкой

Энергия нужна.

Наташа хихикнула: вспомнила о молодом учителе физики, в которого были влюблены все девчонки в ее 7 «Б» классе. Такие выводы она сделала по собственным наблюдениям: два раза в неделю после каж­дого урока физики возле стола учителя собиралась пестрая толпа двенадцатилетних красавиц. Красавицами они становились именно по вторникам и четвергам, надевая что-нибудь необычное (даже до смеха) и возводя на миниатюрных го­ловках архитектурные сооружения. Наташа от природы была человеком упрямым, но от родительского воспитания – немного застенчивым, поэтому в центре толпы около физика никогда не стояла. Она даже не ревновала, прекрасно понимая, что ни у нее, ни у одноклассниц нет никаких шансов.

Тут девочка нашла другую цитату на свернутом вчетверо листике в клеточку.

Не знаешь ты, как больно улыбаться

И прятать чувства где-то в глубине.

Пожалуй, легче просто не встречаться.

Ты никогда «люблю» не скажешь мне.

Я, кажется, сама не понимаю,

Что я хорошего нашла в тебе.

Глаза - не темные, такие, как бывают

Моря под солнцем только по весне.

Ты иногда мне кажешься мальчишкой,

Таким хорошим, милым и родным.

И своего бы первого сынишку

Я назвала бы именем твоим.

Мне хочется согреть тебя заботой,

Надеть перчатки, шарфик повязать.

Мне хочется, пусть хоть и для кого-то,

Тебя от всех забот оберегать.

Этот стишок несколько месяцев назад кочевал по записным книжкам девочек всего 7 «Б». Они перечитывали эти строки и скрупулезно переписывали, как и остальные цитаты. Наташа еще тогда пыталась выяснить, кто автор, но никто не мог вразумительно объяснить, откуда вообще появилось в их классе это стихотворение. Тогда для Наташи это были просто красивые слова, но сейчас они явно задевали какие-то струнки в душе. Здесь ни в одной строчке не указано, что это про него, но Наташа чувствовала – это письмо ему, учителю физики.

Девчонка вскочила с дивана и, удобно усевшись за массивный стол с испачканной скатертью, взяла ручку и переписала на новый лист бумаги красивым почер­ком эти слова. Красивый почерк у левши-Наташи получался, как ни странно, правой рукой, видимо, потому, что этой рукой она пишет ме-едленно, аккуратно, очень стараясь. Она уже решила, что скоро физик получит эту записку.

Утром, не вытерпев, не придумав план, Наташа взяла новоиспеченную записку в школу и поделилась своей идеей с подругой Таней, которая тоже была влюблена в учителя и не скрывала этого. Девичьи сердца давно уже жаждали каких-нибудь приключений. Воспаленный детективными сериалами ум уже давал о себе знать: девчонки страстно желали узнать домашний адрес физика и несколько раз пытались следить за ним, но ничего не получалось. Мысль о том, что они, как взрослые девушки, смогут сами заплести интригу против симпатичного мужчины, сильно льстила им, и «взрослые девушки» решили оставить это письмо именно се­годня в кабинете красавца-физика после его урока в их классе.

— А мы сможем вести себя как обычно?

Говоря «обычно», Наташа имела в виду «хохотать на уроке физики». Таня, в отличие от подруги, была больше уверена в успехе. Правда, девочки забыли решить, что они будут считать «успехом», а что – «провалом».

Урок физики – это всегда весело: молодой учитель ходит по кабинету, держа руки за спи­ной, а все девчонки в классе стараются на него не смотреть, но не могут, и у них все время скошены глаза в сторону Максима Викторовича. Наташа любит играть в детектива, наблюдая в этот момент за пацанами, и с удовольствием шепчет свои умозаключения Таньке в ухо: «Фирцев прям бесится, что Крыжовникова влюбилась в физика! Видишь, как нервно карандаш грызет! Ревнует ее!»

— Девочки! — Максим Викторович укоризненно посмотрел Таньке в глаза. — Вы смеетесь громче, чем я объясняю тему!

— Да-да, Вы слишком тихо объясняете, — прошептала Наташа подружке, и они снова нервно захохотали, по-честному пытаясь вести себя тише.

Ну, Наташа-то могла позволить себе немного повеселиться – училась она хорошо, хоть и была немного небрежной, но схватывала всё на лету. А вот Таня... Непонятно, что связывало этих двух девочек – отличницу Наташу и Таню, двоечницу с первого класса. Таню Смольченко учителя из года в год старались хоть чему-то научить, но девочка была довольна и тем, что получала неза­служенные тройки и благодаря этому переходила в следую­щий класс.

Наконец-то физик принялся что-то объяснять Аньке Крыжовниковой, сидя на свободном стуле за соседней партой. Прозвенел звонок на перемену, и, как всегда, нетерпеливые пацаны подскочили со своих мест и, создавая шумиху, принялись неаккуратно запихивать учебники в портфели. Перемена!!! В этом хаосе никто и не заметил, как откровенно Таня несла за­ветное письмо. Обе девочки неторопливо по­плелись к выходу, вливаясь в общий поток учеников, попутно сдающих учителю тетради с домашним заданием. Наташа возложила тетради на учительский стол и вместе с подругой вышла из класса.

— Ну, что? — задала свой самый обычный вопрос Наташа. У нее была такая привычка: без дела спрашивать «ну что».

Таня таинственно оглянулась по сторонам: не услышит ли их кто-нибудь.

— Пошли, посмотришь, видно записку или нет.

Наташа сначала даже не поняла, о чём говорит Таня, как-то из головы вылетело, ведь мысли уже были о том, что надо успеть повторить формулы перед самостоятельной работой по математике. Но когда увидела на пустом учительском стуле знакомый лист бумаги, у нее в глазах так резко потемнело, что, пытаясь поскорее удрать, потеряла координацию и столкнулась с дверью. И только после удара лбом мелькнула мысль: «А не будет ли потом стыдно смотреть учителю в глаза?»

Уходя домой после уроков, они не удержались и заглянули в кабинет физики сквозь замочную скважину. Записки в назначенном месте не было. Значит, он нашел ее!!!

В пятницу утром Наташа шла в школу. Последний день недели, это прекрасно, но физики сегодня нет. И это значит, что сегодня она не услышит Его голос. А у него приятный голос, спокойный. Наташа не всегда позволяет себе поднимать на него глаза, поэтому все внимание переключено на звуки. Такое ощущение, что он объясняет физику каждому из сидящих перед ним, а не самому себе, как бормочут некоторые учителя. При этом Наташа точно улавливает нотки равнодушия – физика, явно, не самый любимый его предмет. Он говорит красиво, с интонацией, но довольно скромно. Возможно, от неопытности, ведь не проработал в школе еще даже одной четверти. Интересно, он нервничает, входя в класс? Также как нервничает Наташа… Сегодня этого не будет. Конечно, она обязательно пройдет мимо Его кабинета, поздоровается с Ним, но это минута, не больше... Таня с Наташей теперь на любой урок ходили через третий этаж, мимо кабинета физики. Им почему-то казалось, что так у них больше шансов на его взаимность.

Сегодня началась весна, и мартовское солнышко хитро выглядывало из-за спин пятиэтажек, мимо которых пролегает Наташин традиционный путь в школу. Наташе приятно считать себя постоянной, верной девчонкой, и эту дорогу она не меняет вот уже полгода. Опустив голову и глядя себе под ноги, Наташа прятала нос в теплый меховой воротник желтой курточки. Она выучила наизусть все ямки на этом тротуаре, потому что низкое солнце светит прямо в лицо, и поднять голову значит ослепнуть. Вокруг нее шли какие-то люди, они были ей безразличны. Наташа никогда не смотрела на проходящих мимо людей.

Рядом кто-то что-то сказал. Она не слышала. «Надо погово­рить с Кареном, сегодня же...» — думала она. Карен был ее лучшим другом, может быть, даже единственным. Он ее сосед с пятого этажа, они выросли вместе в одной песочнице, но вот в школах учатся в разных. Этот высо­кий красивый четырнадцатилетний армянин мечтает стать вра­чом. Он чувствует в себе призвание помо­гать людям, да и Наташа считает, что он рожден для этого. В него влюбляются многие девушки, даже те, которые старше него, но сердце Карена навсегда, как он считает, отдано Наташе. Она знает об этом. Правда, год назад, когда Карен признался ей в любви, Наташа не поверила; впрочем, она вообще в любовь не верила. «Если ты подобрал слова для своего чувства, значит, оно ненастоящее. А для настоящего слов не существует», — так думала Наталья еще сов­сем недавно.

Карен всегда, с самого дня их знакомства, был в курсе Наташиной жизни, в том числе и личной: кто признался ей в любви, кто угостил шоколадкой… «Надо спросить у него, что почувствовал физик, когда нашел записку».

По ступенькам школы она поднималась медленно, за­была поздороваться с охранниками, вместо второго этажа поднялась на третий, где был кабинет физики... Рядом с ней прошел любимый учитель. Мучила совесть. Школьница не подняла на него глаза и даже не поздоровалась с ним, сделав вид, что не заметила...

***

— Таня! Нам надо поговорить! — это была первая фраза, сказанная Наташей в понедельник своей подруге.

Они отошли в сторону. Остальные девчонки с интересом за ними наблюдали – о чём может шептаться эта таинственная парочка? А Наташа просто повторяла Тане вчерашние слова мудрого Карена:

— Я должна сказать физику, что это я написала.

— Но зачем? — недоумевала Таня.

— Затем, что испортить я уже ничего не могу, но так хоть переживать не буду. Да и зачем я вообще написала, если он не знает, от кого это письмо?

— Только не говори, что я тоже в этом замешана, ладно?

В этот же день после уроков Наташа стояла у окна в школь­ном коридоре у кабинета физики и нервно теребила свои пальцы. Она не догадалась заглянуть в замочную скважину, и потому не знала, что в кабинете никого нет; просто не могла решиться постучать. Пустым взглядом рассматривала стенд на стене с объявлениями и рисунками, двери кабинета – старые, деревянные, тысячу раз крашеные белой краской с подтеками, смотрела в окно, а видела… его руки. Она редко решалась взглянуть Ему в лицо, зато хорошо запомнила руки, аккуратные, молодые, без колец и браслетов. А то, как элегантно он держит ручку, ставя подпись в дневнике, Наташа вообще считала верхом совершенства!

Откуда-то сбоку она вдруг услышала вроде бы знакомый голос, но чей – сразу не поняла: обычно он звучит более официально. Она обернулась.

— Наташа, ты ко мне? — учитель вопросительно смотрел на нее, хотя тут не могло быть никаких сомнений, ведь кабинет физики единственный возле этого окна.

«Наташа»… Он знает мое имя!!! Наташа вытаращилась ему в глаза, а сердечко заколотилось почти слышно: он рядом!!!

— Ну... Да... Я... — школьница пыталась что-то сказать, но забыла слова. А ведь только что уже почти наизусть выучила всю свою речь! Учитель подсказал ей:

— Ты по физике что-то не поняла, или..?

— Ну, вообще-то, «или»...

Он стоял рядом, ждал продолжения, а Наташа решила, что свой ход уже сделала, и теперь его очередь, и потому молчала.

— Зайдешь? — уточнил парень несмело, кивнув на дверь, и, задумавшись на мгновение, почему-то улыбнулся. — Проходи, — отомкнул дверь, пропустил девушку войти первой и подождал, пока она сядет. — Я тебя слушаю. Что случилось?

Его приятный голос действовал на Наташу успокаивающе. Она не отвечала, и он не переспрашивал, не торопил ее. Ей хотелось подождать, пока голос и руки перестанут дрожать, но казалось невежливым отнимать у Максима Викторовича время.

— Я просто хотела кое-что сказать... — начала она, потупив взгляд. Где-то в глубине души всё же надея­лась, что он сам задаст ей более конкретный вопрос. Но учитель молчал. Медленно продолжала: — Помните ту записку с названием «Тебе»?

— Стишок, который я нашел на стуле пару дней назад, — добавил он. — Помню.

— Это я написала... — на одном дыхании выпалила ученица. Максим Викторович немного подождал, скажет ли она еще что-нибудь, и признался:

— Я знаю. Твоя подруга только что сказала мне это.

Наташу как током шарахнуло. Она вдруг резко взглянула ему прямо в глаза, но, встретившись с теплым океаническим взором, смутилась.

— Когда? — рассеянно переспросила Наташа.

— Только что. Она поджидала меня возле учительской. Теперь ясно: чтобы сообщить мне это раньше тебя.

Он улыбался с едва заметным налетом высокомерия, но Наташа этого не видела, стыдливо опустив голову. Тема явно не была ему интересна, он даже не садился, стоял, держа руки в карманах брюк, прислонившись к своему учительскому столу на подиуме и периодически поглядывая в окно, но терпеливо попытался продолжить нужный девчонке разговор:

— Ты знаешь, не советовал бы тебе дружить с такими, как она.

— Таня, да? А то, может, мы с Вами разных людей подразумеваем…

— Да, кажется, Таня. Я еще не запомнил все ваши имена. С тобой за одной партой сидит. Знаешь, если бы не Таня, я даже и не подумал бы, что это письмо для меня. Я решил, что просто из чьей-то тетрадки выпало – там же ни подписи, ни обращения не было, просто стихотворение. Я его сохранил на всякий случай, вдруг кто-нибудь искал бы свою пропажу. Я тебе верну его, вложу в твою тетрадку.

Наташа ужасно покраснела, наверное. Сама себя и подставила! Переживала, боялась, в сотнях вариантов представляла себе его реакцию, когда он читал эту бумажку… Почему-то представляла себе, что он сидит и сравнивает почерк на записке с почерками в тетрадях, пытаясь выяснить, кто написал… Успокаивала себя тем, что ее обычный «левый» почерк совершенно ужасен, а в записке все довольно красиво: буковка к буковке. И все равно опасалась, что он ее вычислит. Она даже и мысли не допускала, что для него эта записка ничего не значит.

Можно было промолчать – и все осталось бы как прежде. Осталось бы тайной.

Или так даже лучше? Поговорила с ним – и многое узнала. Про Таньку, например.

— Да не нервничай ты, всё хорошо, — подколол учитель, глядя на ее нервные попытки отодрать себе ногти. — Еще Таня сказала, что ты меня лю­бишь.

Он развлекается после рабочего дня, практически смеется над ней, над ее смущением – Наташа разгадала это и не знала, как себя вести. С одной стороны, готова была позволить ему все, что угодно, но с другой – ее чувства заслуживают уважения! Уязвленная гордость требовала мести.

— Таня сказала, что я Вас люблю? А с чего она это взяла? — Наташа подняла голову и так естественно изобразила удивление, не страшась его взгляда, не боясь его опыта, его возраста или школьного статуса, что Максим Викторович кивнул одобрительно:

— Вот и мне это показалось странным.

Она, не отрываясь, смотрела ему в лицо, не зная, как правильно играть в эту игру, опасаясь, что он поставит ее в неловкое положение, а учителю, наоборот, все меньше хотелось издеваться над ней. Да, эти девчонки с их пылкими любовными записочками уже вызывают лишь тяжкий вздох «ну вот опять», но сейчас он был уже на шаг от того, чтобы предложить ей «ничью» - за смелость.

— Давай поговорим по душам, — предложил он. — Мне часто пишут записки, — поняв, что вечеринка будет долгой, Максим Викторович сел напротив нее с другой стороны парты. — Здесь, в школе, мне безразлично, кто автор. Вы все мои ученики, к тому же всего лишь седьмой класс! Но ты отличаешься от остальных. Ты же и сама ощущаешь себя взрослее, я прав? Понимаешь, я же слышу, о чем вы шушукаетесь – вы же не внимаете моим просьбам сидеть тихо. Я слышу, как ты рассуждаешь о жизни, о людях. Да, твои рассуждения чаще всего незрелые, совсем неправильные, но факт налицо – ты не поверхностный человек. Ты любишь размышлять, анализировать. Поэтому меня и удивили Танины слова. Ты меня совсем не знаешь. А умные девчонки не влюбляются только во внешность.

Вдруг Наташа вспомнила, что он красивый… А когда она умудрилась забыть об этом?!

— А как же любовь с первого взгляда? — стремление к истине всегда вело Наташу к знаниям. — Это же только во внешность!

— Я не верю в любовь с первого взгляда, — ответил Максим Викторович.

— Я тоже, — кивнула она. Теперь Наташа уже смело разговаривала с ним, и чем больше они общались, тем больше этот человек ей нравился.

Он тряхнул головой, откинув с лица свою длинную челку, и облокотился на стол, став Наташе значительно ближе.

— А зачем тогда ты написала мне записку?

Наташа растерялась: он загнал ее в тупик. Она обдумала его вопрос, обдумала весь предыдущий разговор и поняла, что не находит ответа. Можно сказать, что хотела порадовать его, сделать ему приятное, но ведь это неправда!

— Я не знаю, — тихо призналась она. — Это было импульсивно.

— Тогда пообещай, что больше не будешь совершать бесцельных поступков. Понимаешь, как-то немножко нелепо выглядит со стороны: ты сделала «что-то», а зачем – не знаешь. Не делай ничего необдуманно, чтобы не жалеть потом об этом.

— Хорошо, — послушно согласилась девочка.

— Пойдем по домам, — предложил Максим Викторович. — Поговорим по дороге. Мне с тобой по пути.

Когда они вместе вышли из школьных дверей, Наташа спросила:

— А откуда Вы знаете, где я живу?

— Дело в том, что я живу на твоей улице, и каждый день мы с тобой сталкиваемся плечом к плечу и идем в школу. Ты не заметила?

— Нет. Для меня вообще сама дорога в школу – это так, досадная необходимость, поэтому я и не замечаю, что тво­рится вокруг меня.

— Досадная необходимость?! — возмутился мужчина. — Дорога прямо в Солнце – это досадная необходимость?! Люди вокруг тебя – досадная необходимость? Посмотри, мелкий полез в лужу, его мама в панике, а мелкий по-настоящему счастлив! А ты можешь быть счастливой, стоя в луже? Ты хорошо учишься, и я считал тебя любознательной. А тебе, оказывается, не важно, что творится вокруг тебя. Ты ведь любишь свой город, но вряд ли полностью осознаешь его красоту, да? Ты сама себя ограничиваешь, не позволяешь себе прочувствовать масштаб. В двенадцать лет это неудивительно, — поправил он сам себя. — Ты будешь становиться старше, и мир заиграет сотнями красок – для тебя! С каждым годом ты будешь видеть его все четче. Сначала выйдешь за пределы школы, потом за пределы своего района…

— Ну почему же, я уже бывала даже в других городах! — возмутилась защитница истины.

— Да я не об этом, — улыбнулся учитель. Она не поймет его сейчас – ей еще рано. — Ты съездила и посмотрела, но не почувствовала. Потому что нельзя почувствовать то, что снаружи, пока не научишься чувствовать то, что внутри. Короче, познание мира начинается с познания себя. Во как!

— А Вы романтик! — хмыкнула школьница со знанием дела.

— Наташа, мир лучше, чем кажется.

Девчонка самодовольно шла рядышком с Ним, чувствуя себя нереально счастливой и взрослой. Только вот она сегодня без каблуков, и задирая голову, чтобы взглянуть учителю в лицо, чувствовала, как впервые в жизни в душе зарождается комплекс неполноценности. Казалось, что именно из-за того, что она ему ниже плеча, все прохожие понимают, что она ему не пара. Учитель по-отечески взял ее за руку, когда они переходили дорогу.

Наташа призналась:

— На улице я постоянно замечаю, что меня кто-то разглядывает. Особенно противно, когда это какие-нибудь крашеные девчонки. Поэтому предпочитаю смотреть под ноги.

— Ну, то, что тебя разглядывают, это понятно. Вот вспомни, ты когда-нибудь останавливала взгляд на девушке с обыкно­венной внешностью? Нет. Твое внимание привлекает только что-то очень красивое, либо очень некрасивое. Ты можешь назвать себя очень некрасивой?

— Пожалуй, нет.

— Вот именно. Отсюда вывод?..

—...Что я очень красивая? — засмеялась школьница.

— О, браво! За свои двадцать пять лет я не встречал более догадливой девушки!

— Спасибо, — скромно ответила Наташа сразу на два ком­плимента.

А потом до самого вечера носилась по квартире вприпрыжку: это свидание! Это было их самое настоящее свидание!

*

Во вторник Таня, переживая скорее за себя, а не за подругу, в ожидании худшего чуть не дала обещание больше никогда не заниматься глупостями типа любовных интриг. Но на уроке учитель сказал:

— Интересно, кто у вас будет вести физику в следующей чет­верти?

Девчонки всего 7 «Б» класса, ежеурочно окружавшие физика якобы для того, чтобы узнать оценки, возмутились:

— Вы!!!

— Нет...

Наташе показалось, что учитель произнес эти слова с неко­торой издёвкой, даже с удовольствием. Таню это только успокоило – теперь он никогда не выдаст ее.

По дороге домой воспоминания вперемежку с грустью предстоящей разлуки теснили все остальные мысли против Наташиной воли.

Один раз физик задал классу вопрос:

— Почему острые кнопки...

Все непонимающе смотрели на него (Какие «острые»? На них ведь пальцем нажимают! Они плоские и квадратные!)

—...Я имею в виду те кнопки, которые вы друг другу на стул кладете...

Класс одобрительно кивнул, дескать, поняли, а На­таша шепнула соседке:

— Не друг другу, а учителям... — и девочки разразились своим обычным ежефизичным хохотом.

И тут Наташа подумала о Тане. О том, что надо ей как-то отомстить...

*

В среду Наташа и Таня пошли в школьную столовую, сели за отдельный, самый дальний столик.

— А почему мы так липнем к физику? — спросила Таня в расчете на вполне конкретный ответ.

— Это любовь... — глубокомысленно заявила Наташа, в лю­бовь совсем не верившая. — Но от нее надо избавляться.

— Почему?

Наташа с некоторым удовольствием заметила в глазах бывшей подруги страх.

— Потому что он мне сам позавчера сказал, что скоро же­нится на любимой девушке. Ее, кстати зовут... Лена, ка­жется...

Да, Наташа разводила турусы на колесах. Она издевалась. Ведь Таня обманула ее, почему же Наташа не может?

— Он сказал, — продолжала Наташа фразами из книг, которых Таня точно не читала, — что ни к кому не питал такой страсти, как к ней. А когда я призналась, что люблю его...

— Так ты ему это сказала! — восхищенно прошептала Таня.

— Да... Так вот... Тогда он ответил, что вообще ему нравятся отлич­ницы... — Наташа внимательно наблюдала за реакцией Тани. Услышав последние слова, двоечница опустила глаза и уста­вилась на стол, —...и что, хоть я и хорошо учусь, но даже у меня нет шансов.

Таня побледнела. Наташа об­радовалась, даже гордилась собой оттого, что увидела, как человек бледнеет, она так много читала об этом в книжках... Таня растерянно пробормотала:

— Слушай, я сегодня обещала маме комнату убрать... Пой­дем, а?

— Нет, я останусь, а ты иди...

Вслед уходящей Тане Наталья подумала: «Предательница...»

*

В четверг Наташа шла в школу с учителем физики, как и вчера, и позавчера. Специально караулила его, спрятавшись за кустом, и, увидев его, выходила из своего укрытия как бы совершенно случайно.

— Знаете, Вы все-таки были правы, — признала девочка, едва поздоровавшись.

— О чём это ты? Хотя я, разумеется, всегда прав.

Это наигранно-преувеличенное самомнение заставило де­вушку улыбнуться.

— Смотреть на людей очень интересно...

Сегодня физик выставлял четвертные. Он вызывал каждого ученика к своему столу и задавал ему несколько вопросов по поводу силы трения, давления и прочего физического хлама. Таня, видимо, под впечатлением вчерашнего разговора с подругой в столовой, усиленно учила физику. Наташа считала, что и так всё знает, и поэтому балдела, подсказывая сидевшему сзади однокласснику решение задачи. Эту задачу физик дал Арутюнову, чтобы хоть за ее выполнение поставить пацану в четверти тройку. Максим Викторович видел, что Арутюнов решает не сам, но замечание им с Наташей делать не стал. Все-таки, дружба и взаимопомощь – тоже хорошие качества, которые педагог должен развивать у подростков.

В классе стоял невыносимый шум. Учитель назвал оче­редную фамилию. Следующей будет Наташа...

Самое ожидаемое слово – и так внезапно: «Фролова!». Её сердце почему-то забилось сильнее. Она подошла и, как полагается, села на стул по противоположную сторону стола учителя. Эту беседу На­таша запомнила на всю жизнь. Он с нежностью посмотрел на нее и совершенно сбил с толку своим вопросом:

— Как дела?

— Вообще, хорошо, — Наташа растерялась, но лишь на какие-то доли секунды. Все-таки она отличница и учителей не боится. Только взглянула в его голубые глаза – и весь трепет исчез. Стало так просто и спокойно… В классе шумно, и учителю и отвечавшему приходится наклоняться друг к другу. Он так близко, смотрит то в ее тетрадку, то в ее душу… Это так интимно – никто не обращает на них внимания, они здесь словно одни. Еще одна диффузия взглядов – и Наташа потеряла связь с этим миром, пропала в пространстве и времени. Исчезла болтовня за ее спиной, исчез даже учитель, остался только бездонный голубой омут, а вся Вселенная превратилась в серенькую полоску, тонкой ниточкой окаймляющую эту бездну. Ощущение – как в полудреме кажется, будто падаешь с кровати. Только сейчас это ощущение длится дольше… Вечно… Хотелось схватиться за что-нибудь… Нет, хотелось проваливаться все глубже и глубже… Вздрогнула: все элементарно; она же тонет в его глазах! Она читала об этом в книжках, слышала в песнях! Он это заметил?

Наверно, после ее последнего ответа прошло всего лишь мгновение, но Наташу охватило дикое беспокойство: казалось, пролетели тысячелетия.

— Раз ты учишься на пятерки, я уверен, к опросу ты подготовилась, — как ни в чем не бывало высказал свое предположение Максим Викторович. Он ошибался, Наташа ни капельки не готовилась, ей было трудно сосредоточиться на учебе. Дал ей задание: — Напиши мне формулы для на­хождения давления, плотности, силы тяжести...

Про психологическое «давление» и «силу тяжести» она уже знала, по странному совпадению написала именно эти две формулы.

— И плотности, — напомнил учитель задание.

— Я не помню... — растерялась Наташа. Вроде, память хорошая, но сейчас именно эта формула куда-то просто исчезла! И боялась поднять на него глаза – было стыдно.

— Ладно, садись, пять, — сказал Максим Викторович тихо.

После всех уроков Наташа уже довольно смело постучала в его кабинет.

— Максим Викторович, я могу с Вами поговорить?

— Конечно, милая. Что случилось?

— Вы, правда, уходите из школы?

— Правда. Молодым учителям дают квартиры. Но это далеко отсюда, и я буду работать в другой школе. Возможно, мы с тобой еще увидимся – я ведь буду навещать своих родителей, а они живут недалеко от тебя.

— Я хочу, что бы Вы знали: Вас здесь любят все! — вдруг выпалила Наташа. — Я говорю не только о девчонках, но и о пацанах тоже. Поверьте, мнение как минимум моего класса я знаю точно.

— Верю. И мне очень приятно это слышать. Только скажи честно, у тебя ко мне точно никакого чувства нет?

— Вы о любви? Нет.

— Я хочу сказать, что те чувства, которые могут принести только боль, надо убивать в зародыше.

— Я это запишу, — улыбнулась девушка.

Потом задумалась и, подавляя в себе недавно появив­шиеся и такие новые для нее чувства, тихо сказала:

— Нет, Максим Викторович. Мне, конечно, будет Вас не хватать… Но это не любовь…

Весь вечер находилась в какой-то болезненной прострации, не могла понять, что происходит: она спит или просыпается? Вчера был сон, а сегодня реальность, или наоборот? И что это за чувства, для которых она не может подобрать слов, а потому не может поделиться даже с лучшим другом?

Вот и закончилась целая эпоха. Самая длинная четверть – и так быстро… Время отсутствия на Наташиной планете всего, кроме Его урока и Его кабинета. Что с того, что бывала в других городах, если весь мир пока сосредоточен здесь…



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: