double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Теория межкультурной коммуникации – яркий пример дисциплины, вобравшей в себя достижения и методы практически всех гуманитарных наук: философии

Теория межкультурной коммуникации – яркий пример дисциплины, вобравшей в себя достижения и методы практически всех гуманитарных наук: философии, психологии, лингвистики, этнологии, социологии, а также их производных – психолингвистики, этнопсихологии, социопсихолингвистики и т.д. Подобный двойной синтез уязвим с точки зрения научной самоидентификации. Но он дает дополнительные ресурсы для достижения целей предмета. И цели эти благие: с одной стороны – понимание других (как результат – минимизация конфликтных ситуаций), с другой – понимание себя, крепкая культурная идентичность, которая так важна в эпоху поголовной глобализации и унификации.

Необычность положения межкультурной коммуникации (ММК) среди других гуманитарных (а значит, посвященных изучению человека) дисциплин состоит еще и в том, что и появление, и развитие МКК связано с насущными практическими потребностями. Межнациональное общение в наши дни становится обыденным явлением. Интернет, доступность туризма, интенсивная миграция – всё это приводит к тому, что, пожалуй, трудно найти человека, ни разу в жизни не побывавшего в ситуации межкультурной (в частности, межэтнической) коммуникации. Тем более это касается студентов языковых факультетов, чьё владение иностранным языком ищет своего применения. С другой стороны, именно те, кто владеет языком, в первую очередь замечают, что в межкультурном общении этого недостаточно. Корректное употребление слов и грамматических конструкций, даже благожелательное расположение к собеседнику вовсе не страхует от возникновения конфликтных ситуаций. Нужно ещё представление о культурных различиях. В числе первых это осознали американские бизнесмены и чиновники, которые после Второй мировой войны проводили политику США в других странах. Множество конфликтных ситуаций возникало, например, в Японии, где чувство коллективной ответственности и приоритет мнения старшего столкнулись с американской ориентацией на инициативность, соревновательность, лидерство.

Отсутствие понимания, межкультурный конфликт при индивидуальном общении – вещь неприятная. Но гораздо более вредоносным является массовый конфликт, когда недостаток понимания и толерантности приводит к международной войне. Потому очень важно вооружить современных студентов как минимум знаниями, а как максимум – навыками*, позволяющими адекватно вести себя в ситуации межкультурной коммуникации, уметь всегда находить подходящую стратегию общения.

«Введение в теорию межкультурной коммуникации» – один из самых молодых предметов в российской системе вузовского образования. Осознание необходимости его преподавания произошло в середине 1990-х гг., а повсеместное введение в учебную программу – только в первом десятилетии XXI века. И сразу же стало ясно: картину мира, которую формирует МКК, не создает в той же целостности ни экономическая и политическая география стран изучаемого языка, ни философия, на культурология, ни общее языкознание (хотя в большой степени объекты этих дисциплин пересекаются). Предмет «Введение в теорию межкультурной коммуникации» занял нишу, которая давно пустовала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: