Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Управление экономической безопасностью государства предполагает выявление и ликвидацию (либо снижение их уровня) потенциальных угроз национальным экономическим интересам. Выделяют внешние и внутренние угрозы. К внутренним источникам угроз экономической безопасности Республики Беларусь можно отнести:

· устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;

· отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;

· структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;

· низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;

· высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;

· несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;

· недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры;

· неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

· низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;

· рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;

· наукоемкость ВВП ниже критического уровня, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала;

· низкая инновационная активность и восприимчивость белорусской экономики;

· неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой (фирменной) науки;

· неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров;

· недостаточная мотивация работников к эффективному труду и хозяйственной деятельности, распространение настроений социального иждивенчества;

· неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения;

· профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;

· значительные различия в качестве жизни городского и сельского населения, жителей больших, средних и малых городов;

· снижение численности трудоспособного населения;

· недостаточный организационно-технологический уровень развития социальной сферы;

· отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня;

· недостаточное развитие правовых и экономических механизмов обеспечения экологической безопасности, систем учета природных ресурсов, мониторинга чрезвычайных ситуаций и качества окружающей среды и пр.

В качестве основных внешних источников угроз экономической безопасности Республики Беларусь рассматриваются:

Ø ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

Ø увеличение отрицательного баланса внешней торговли;

Ø рост внешнего долга белорусской экономики;

Ø принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;

Ø развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь;

Ø дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований;

Ø сложности в поиске альтернативных источников поставок сырья и энергии;

Ø ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня;

Ø эмиграция высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь;

Ø глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия и пр.

Из всей совокупности перечисленных источников угроз экономической безопасности наиболее значимыми на сегодняшний день являются факторы, связанные с обеспечением положительного внешнеторгового баланса, высокой энергетической и сырьевой зависимостью экономики, низким научно-технологическим уровнем производства, ростом социальных и региональных диспропорций в экономическом развитии. Исходя из этого Программой социально-экономического развития страны на 2011‑2015 гг. предусмотрены следующие основные задачи в сфере экономической безопасности:

‑ достигнуть уровня заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах, сохранить социально безопасные показатели безработицы и дифференциации доходов, обеспечив поддержку социально уязвимых слоев населения;

‑ существенно повысить долю затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности, увеличить вложения в технологические инновации;

‑ выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами, осуществить региональную и отраслевую диверсификации внешнеторговых операций, снизить импортоемкость производства и повысить в экспорте долю товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

‑ обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики и эффективность использования средств государственного бюджета, повысить рентабельность производства и обеспечить эффективность прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;

‑ осуществить внедрение современных энергосберегающих технологий, диверсификацию источников получения энергоресурсов, увеличить долю альтернативных источников энергии, в том числе за счет местных энергоресурсов;

‑ продолжить кооперацию и интеграцию с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса, повысить качество и безопасность продуктов питания.

В результате решения перечисленных задач ожидается повышения уровня жизни населения в Беларуси до среднеевропейских значений.

13.3 Основные критерии экономической безопасности
в Республике Беларусь

Как показано выше, экономическая безопасность является достаточно сложной многосоставной категорией. Поэтому ее уровень вряд ли возможно выразить единственным параметром, либо показателем. Управление экономической безопасностью страны, как правило, основано на определении системы критериев, которые соотносятся с основными угрозами и характеризуют ее составные элементы (производственную, финансовую, инновационную, инфраструктурную и прочие виды безопасность). Для каждого критерия устанавливается нормативное (или пороговое) значение, невыполнение которого предполагает резкое увеличение риска реализации внешних либо внутренних угроз. Нормативная величина критерия устанавливается в соответствии с опытом экономически развитых стран, требованиями международных экономических организаций, а также с учетом возможностей экономики страны.

Рассмотрим основные критерии и уровень их выполнения в разрезе отдельных элементов экономической безопасности.

Для производственной безопасности главным критерием является уровень износа активной части основных средств предприятий. Пороговое значение соответствует 60%. Его превышение увеличивает риск снижения конкурентоспособности и качества продукции, рост энергоемкости производства, увеличение потерь вследствие простоев и незапланированного ремонта оборудования.

В последние годы показатель износа в белорусской экономике стабильно снижается и на начало 2010 г. его уровень составил 57,8%, что позволяет говорить об относительной безопасности. В то же время в промышленности, где сосредоточена основная часть машин и оборудования, износ все еще превышает критический порог (на начало 2010 г. величина износа активной части основных средств составила 62,1%).

Для дальнейшего снижения степени изношенности основных средств требуется рост инвестиций. Пороговое значение доли инвестиций в основной капитал в системе производственной безопасности составляет 20%. В Беларуси данная величина в последние годы составляет около 30% (в 2009 г. этот показатель составил более 31%). Это позволяет поддерживать высокие темпы экономического роста.

Одновременно важно обеспечивать не только количество, но и эффективность инвестиций, что достигается в первую очередь внедрением новых технологий. В данном случае речь идет об инновационной безопасности, от которой существенно зависит производственная безопасность. Основным критерием инновационной безопасности является показатель расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП. Пороговое значение критерия установлено на уровне 1%. В последние годы оно не выполняется. Так, в 2009 г. данное значение составило менее 0,7% от ВВП. Если не преодолеть сложившуюся тенденцию, существенно возрастет риск разрушения интеллектуального потенциала Беларуси, усилится технологическая отсталость экономики в целом.

Еще одним критерием инновационной безопасности является показатель доли новой продукции в общем объеме выпуска. Его пороговое значение установлено на уровне 20%. Фактически данная величина почти в 2 раза меньше (в 2009 г. она составила менее 11%, в том числе доля новой продукции в промышленности – 14%), что обуславливает низкую конкурентоспособность белорусской продукции на мировом рынке.

Слабая инновационная активность в нашей экономике является главной причиной высокой материало- и энергоемкости производства. Снижение энергоемкости является одним из ключевых условий повышения экономической безопасности вообще и энергетической безопасности, в частности.

Кроме показателя энергоемкости в качестве критерия энергетической безопасности рассматривается доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства. Ее пороговое значение установлено на уровне 30%. По результатам 2009 г. данная величина не превышает 20%. Невыполнение этого показателя усиливает угрозу зависимости республики от внешних поставок энергии. С целью снижения зависимости планируется разработка отечественных месторождений бурых углей и горючих сланцев.

Вместе с тем реализация данных проектов может существенно снизить экологическую безопасность страны и ухудшить состояние окружающей среды. Поэтому в качестве основных критериев энергетической безопасности целесообразно рассматривать показатель снижения энергоемкости ВВП и долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны.

Продовольственная безопасность государства предполагает обеспеченность населения необходимым количеством продуктов питания соответствующего качества. Качество продовольствия должно гарантировать отсутствие риска для здоровья при правильном употреблении продуктов.

Среди основных критериев продовольственной безопасности рассматриваются ‑ объем производства зерна на душу населения и доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота. Пороговое значение первого показателя составляет 0,6 тонн зерна на душу населения. В Беларуси данный параметр, как правило, выполняется (в 2009 г. его величина достигла максимума и превысила 0,9 т на 1 человека). Критический уровень импорта продовольствия принят в размере 25%. Фактическое значение критерия существенно ниже (менее 20 %). Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне продовольственной безопасности в нашей республике.

Инфраструктурная безопасность страны предполагает обеспечение экономических и социальных интересов в сфере коммуникаций, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Выделяют производственную и социальную инфраструктуры.

Социальная инфраструктура включает в себя торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство, системы образования, здравоохранения, бытового обслуживания и пр. Уровень инфраструктурной безопасности в социальной сфере характеризуется развитием перечисленных отраслей.

Производственная инфраструктура представлена транспортом, связью, снабжением, другими отраслями, которые обслуживают производство. Экономическая безопасность в данной сфере определяется бесперебойностью поставок и коммуникаций, доступностью связи, транспорта. В качестве критериев производственной инфраструктурной безопасности могут рассматриваться показатели густоты автомобильных, железных дорог на единицу площади, обеспеченность страны либо региона электро-, теплосетями, канализацией и пр.

Развитие инфраструктуры требует значительных инвестиций и длительного времени. Поэтому вопросы повышения инфраструктурной безопасности носят долгосрочный, стратегический характер. В данной сфере неприменимы текущие критерии оценки ее уровня.

Внешнеэкономическая безопасность страны тесно связана с обеспечением государственного суверенитета. Экономика республики носит открытый характер. Около 60% ВВП связано с внешними рынками (экспортом товаров и услуг). Поэтому внешнеэкономический фактор играет определяющую роль в обеспечении экономической безопасности в целом.

В качестве основного критерия внешнеэкономической безопасности рассматривается сальдо внешней торговли. Пороговое значение отрицательного сальдо составляет 5% от ВВП. Хотя для обеспечения устойчивого роста в долгосрочной перспективе необходимо обеспечение как минимум нулевого сальдо, т. е. импорт товаров и услуг не должен превышать экспорт. В последние годы установленный норматив не выполняется. В 2010 г. отрицательное сальдо внешней торговли составило почти 7,5 млрд. долл., что составило более 15% от ВВП (более чем в 3 раза выше норматива). Исправление ситуации требует наращивания экспортного потенциала республики.

Финансовая безопасность страны является обобщающей характеристикой устойчивости национальной экономики. Ее уровень показывает возможности изыскания финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста. Критерии финансовой безопасности касаются как внутренней денежно-финансовой системы, как и внешнеэкономических финансовых потоков. К основным из них можно отнести уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, внутренний и внешний государственный долг, величина золотовалютных резервов.

Пороговое значение инфляции устанавливается каждый год, исходя из сложившихся условий функционирования экономики. В Беларуси, запланированные показатели инфляции не выполняются на протяжении многих лет (в 2010 г. ее уровень составил 9,9%, тогда как планировался около 8%). По итогам последнего десятилетия наша страна занимает первое место в Европе по темпам роста цен. Высокая инфляция существенно нивелирует экономические достижения, ее снижение требует ужесточения денежно-кредитной политики.

Пороговое значение бюджетного дефицита установлено на уровне 3% от ВВП. Данный показатель в республике, как правило, выполняется. Однако во многом это происходит за счет роста государственного долга и инфляционной эмиссии денег.

Показатели внутреннего и внешнего долга на данном этапе находятся в пределах нормы. Однако в последнее время наблюдается интенсивный рост внешний задолженности. При этом предельный порог внешнего долга правительство постоянно пересматривает в сторону увеличения. На 2010 г. критический уровень внешнего долга органов государственного управления установлен в размере 20% от ВВП. Его фактическая сумма на конец года составила 9,65 млрд. долларов (что фактически равно пороговому значению), а суммарный внешний долг Республики Беларусь на начало 2011 г. составил более 25 млрд. долларов.

Рост внешнего долга страны становится причиной увеличения ежегодных платежей по его обслуживанию, величина которых достигнет пика в 2013 г. составит более 2,6 млрд. долларов. Поэтому привлечение иностранных займов должно обеспечивать повышение эффективности экономики и приток валюты в страну для покрытия обязательств по долгам в перспективе.

Пороговое значение величины золотовалютных резервов должно соответствовать потребностям в иностранной валюте для оплаты трехмесячного импорта. В 2010 г. сумма импорта товаров и услуг составила более 37 млрд. долларов, тогда как сумма резервов по национальной методике расчета на конец года была равна 6,16 млрд. долларов (по методике Международного валютного фонда – еще меньше – около 5 млрд. долларов). Таким образом, можно увидеть, что норматив не выполняется.

В целом, исходя из анализа экономической безопасности Беларуси, можно сделать выводы о приоритетности вопросов внешнеэкономической устойчивости экономики республики на современном этапе. В стратегическом плане приоритетными должны стать проблемы инновационной и инфраструктурной безопасности. Их эффективное решение позволит повысить безопасность и в остальных секторах национальной экономики в перспективе.

Задания для самоконтроля и самоподготовки

1. Дайте определение национальной безопасности страны и раскройте ее структуру.

2. Определите место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства.

3. Раскройте основные внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.

4. Проведите анализ критериев экономической безопасности Республики Беларусь и оцените степень соответствия белорусской экономики нормативным значениям этих критериев.

Литература: [7, 26, 29, 37, 48, 50, 53, 68, 71]


Перечень тем рефератов
для практических занятий по дисциплине
«Национальная экономика Беларуси»

1. Общесистемные условия функционирования национальной экономики Республики Беларусь.

2. Национальное богатство Беларуси как основной источник благосостояния.

3. Сравнительный анализ современных экономических систем.

4. Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.

5. Экономический потенциал Республики Беларусь и эффективность его использования.

6. Демографический потенциал Республики Беларусь и пути его повышения.

7. Трудовой потенциал Республики Беларусь и эффективность его использования.

8. Природно-ресурсный и экологический потенциал Республики Беларусь и пути его повышения.

9. Инновационный потенциал Республики Беларусь и возможности его развития.

10. Производственный и технологический потенциал Республики Беларусь.

11. Инвестиционный потенциал Республики Беларусь и возможности его увеличения.

12. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь и способы его наращивания.

13. Инновационные факторы экономического роста в Беларуси.

14. Модель устойчивого экономического роста Республики Беларусь.

15. Проблемы структурной перестройки белорусской экономики.

16. Развитие промышленности в Республике Беларусь.

17. Развитие сельского хозяйства в Республике Беларусь.

18. Развитие транспортной отрасли в Республике Беларусь.

19. Развитие связи в Республике Беларусь.

20. Развитие торговли и общественного питания в Республике Беларусь.

21. Развитие туризма в Республике Беларусь.

22. Региональные особенности социально-экономического развития Республики Беларусь.

23. Социальная сфера в Республике Беларусь.

24. Проблемы развития средних и малых городов в Республике Беларусь.

25. Проблемы переходной экономики.

26. Эффективность рыночных преобразований в Республике Беларусь.

27. Анализ государственного управления в Республике Беларусь.

28. Роль государства в экономическом развитии Республики Беларусь.

29. Социальная защита в Республике Беларусь.

30. Развитие рынка труда в Республике Беларусь.

31. Развитие рынка капитала в Республике Беларусь.

32. Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь.

33. Проблемы приватизации в Республике Беларусь.

34. Проблемы демонополизации в Республике Беларусь.

35. Развитие логистики в Республике Беларусь.

36. Развитие товарных рынков в Республике Беларусь.

37. Развитие рынка недвижимости в Республике Беларусь.

38. Развитие информационной сферы в Республике Беларусь.

39. Состояние денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

40. Развитие страхование в Республике Беларусь.

41. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.

42. Бюджетная политика в Республике Беларусь.

43. Развитие налоговой системы в Республике Беларусь.

44. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

45. Реализация валютной политики в Республике Беларусь.

46. Участие Республики Беларусь в деятельности международных экономических организаций.

47. Участие Республики Беларусь в интеграционных экономических процессах СНГ.

48. Влияние процессов глобализации на экономическое развитие Республики Беларусь.

49. Управление экономической безопасностью Республики Беларусь.


Список литературы

Законодательная литература

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 гояб. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 21 марта 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006.

2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Паратой представителей 17 июня 2008 г. – Минск: Амалфея, 2009.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 авг. 2009 г. – Минск: Амалфея, 2009.

4. Директива Президента Республики Беларусь от 30. 12. 2010 № 4 ооо

5. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 21 марта 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006.

6. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 24 февр. 2009 г. – Минск: Амалфея, 2009.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2009.

8. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: принят Палатой представителей 30 окт. 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 25 февр. 2009 г. – Минск: Амалфея, 2009.

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: принят Палатой представителей 30 окт. 2010г.: текст Кодекса по состоянию на 1 марта 2009 г.- Минск: Амалфея, 2009.

10. О естественных монополиях: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 162-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. - №1.

11. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. - № 93.

12. О защите прав потребителей: Закон респ. Беларусь, 9 января 2002 г., № 90-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 170.

13. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь, 10 дек. 1992 г., № 2034- ХII: текст по состоянию на 12 янв. 2010 г. //Нац. реестр правовых актов респ. Беларусь. – 2008. - № 14.

14. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь, 15. октября 2010 г., № 176-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - № 2.

15. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 дек. 1992 г., № 2020-ХII: тест по состоянию на 10 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. - № 18.

16. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2002 г. № 423-З: текст по состоянию на 9 марта 2004 г. – Минск: Амалфея, 2008.

17. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 сент. 2009 г. – Минск: Акад. МВД, 2009.

18. Указ Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь» оо

19. Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.2010 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» оо

20. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в республике Беларусь». – Минск, НРПА РБ, 2010, №3.

21. Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» оо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: