Проблема эффективности и качества управленческого решения занимает одно из центральных мест в комплексной программе по совершенствованию системы управления, народным хозяйством. Это объясняется прежде всего той важной ролью, которую выполняет решение в процессе управления производством, существованием зависимости эффективности управления от качества принимаемых решений.
Решение (в зависимости от уровня, на котором оно принято, сложности и времени действия) конкретизируется соответствующей программой действий, которая устанавливает сроки и границы действий, круг исполнителей, методы осуществления мероприятий и необходимые средства, а также результаты, которых необходимо достигнуть и критерии их оценки. Решение, как правило, носит директивный характер и является как бы сигналом, импульсом, побуждающим как отдельных лиц, так и производственные коллективы к действию.
Решения состоят из плановой стратегии и тактики поведения. Они принимаются в определенной ситуации, в объективных условиях, описываемых нерегулярными переменными. Выбор решения осуществляется по определенному критерию.
|
|
В организационном аспекте выработка к реализация решений представляют собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи.
Выявление и обоснование составных частей этого процесса, соответствующей им системы действий, их последовательности являются также одним из важных теоретические и практических вопросов, еще не получивших окончательного решения, хотя в научной литературе с различной полнотой к степенью обоснования, вопрос о стадиях процесса выработки и реализации решения ставится многими отечественными и зарубежными авторами.
Рассмотрим принципиальную блок-схему процесса выработки и реализации решений.
1. Внешнее воздействие.
2. Внутреннее воздействие.
3. Ситуация.
4. Стратегия решения:
а) определение цели действия;
б) определение способа достижения цели;
в) выработка критериев выбора решения.
5. Оценка обстановки:
а) по кадрам;
б) по ресурсам;
в) по технике;
г) по времени;
д) по технологии;
е) по эффективности.
6. Прогнозирование результатов.
7. Подготовительный этап:
а) определение места решения в управляющей системе;
б) установление функции управления, к которой относится решение;
в) установление ступени управления, на которой будет приниматься решение;
г) определение полномочий лица, принимающего решение:
д) установление права лица принимать решение;
|
|
е) определение границ решения.
8. Информационный цикл:
а) поиск информации;
б) сбор информации;
в) обработка информации;
г) анализ информации.
9. Уточнение прогноза-результата.
10. Разработка экспертной рекомендации по элементам решения:
а) выработка вариантов рекомендаций;
б) сравнительный анализ рекомендаций; б) выбор рекомендаций.
11. Разработка решения:
а) разработка вариантов решения;
б) оценка вариантов решения по установленному критерию;
в) выбор решения.
12. Оформление решения:
а) формула решения;
б) документальное оформление;
в) фиксация решения.
13. Постановка задач исполнителям:
а) что делать?
б) кому делать?
в) с кем делать?
г) последовательность выполнения задач;
д) как делать?
е) где делать?
ж) когда делать?
14. Документальное оформление задач.
15. Организация выполнения решения:
а) пропаганда решения;
б) мобилизация коллектива;
в) координация;
г) оперативное регулирование.
16. Контроль.
Предлагаемая блок-схема является в основном универсальной и может быть использована при принятии различных решений.
В процессе выработки решения главная задача состоит в рассмотрении и оценке различных вариантов достижения поставленной цели.
Необходимо разработать" несколько вариантов проекта решения и объективно оценить их преимущества и недостатки. Очевидно, первая задача руководителя состоит в определении возможного состава вариантов и формулировки заданий на их разработку. После оценки предлагаемых достоинств и недостатков отдельных вариантов решения на основе ранее выработанных критериев и предварительного отбора наиболее приемлемых вариантов обычно организуется их обсуждение на разных уровнях управляющей системны - варианты решений рассматривается, с участием профсоюзной, организаций и в рабочих коллективах! Только с учетом замечаний, предложений, которые будут получены в процессе этого обсуждения, руководитель выбирает эффективный вариант и утверждает его.
Работники управления чаще всего лишены возможности экспериментальной проверки принятых решений в реальных условиях. Слишком дорого это могло бы обойтись. Экспериментировать необходимо на моделях. Руководитель должен всесторонне исследовать пригодность своей модели, чтобы знать, соответствует ли она ситуации, возникающей в процессе развития событий, и постоянно ли это соответствие. Эксперимент позволяет исследовать поведение модели в динамике в связи с возможными изменениями ситуации и таким' образом выяснить, как реагирует модель на эти изменения.
Известным методом, содействующим улучшению управления в сложной человеко-машинных системах, является метод деловых игр, получивший широкое распространение как для средств обучения принятию решений, так и в целях исследования отдельных аспектов функционирования организационных систем и поиска решений.
Деловая игра - имитационный управленческий процесс, т. е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры.
В отличие от различных моделей хозяйственных ситуаций деловая игра позволяет учесть не поддающийся количественной оценке психологический фактор, выражающий отношения между людьми, их субъективные оценки, а также способствует самоусовершенствованию участника и в сочетании с экономико-математическими методами создает организационно-экономические условия для мобилизации его управленческих способностей.
Преимущества игровой имитации перед реальным экспериментом таковы:
- наглядность последствий принимаемых решений;
- переменный фактор времени (игра позволяет "жить быстрее");
|
|
- повторение имеющегося опыта с изменением установок (в игре можно три, пять, десять раз прорешать одну и ту же хозяйственную задачу, подходя к ней каждый раз по-новому. И чем сложнее задача, тем важнее проверить как можно больше подходов к ее решению);
- масштаб охвата (игра может воспроизводить ситуации, возникающие на любых уровнях управления).
Одной из целей игры является выработка у хозяйственных кадров (или студентов) навыков решения конкретных управленческих ситуаций, с которыми они постоянно встречаются на практике; чем типичнее будет ситуация, тем эффективнее будет ее результат. Не менее важна и другая цель - развитие способностей комплексного подхода. Имеется в виду, что руководитель, принимая решение, не должен пользоваться только информацией, характеризующей отдельное дискретное явления или состояние. Это может привести к неправильному решению. Руководитель должен мыслить значительно шире, рассматривать любое явление в органическом единстве с другими взаимосвязанными явлениями, т. е. мыслить системно или, как иногда говорят, мыслить "ситуациями". И, наконец, применение деловых игр способствует развитию творческого мышления.