double arrow

В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ


Проблема эффективности и качества управленческого решения занимает одно из центральных мест в комплексной программе по со­вершенствованию системы управления, народным хозяйством. Это объ­ясняется прежде всего той важной ролью, которую выполняет реше­ние в процессе управления производством, существованием зависимости эффективности управления от качества принимаемых решений.

Решение (в зависимости от уровня, на котором оно принято, сложности и времени действия) конкретизируется соответствующей программой действий, которая устанавливает сроки и границы дей­ствий, круг исполнителей, методы осуществления мероприятий и не­обходимые средства, а также результаты, которых необходимо до­стигнуть и критерии их оценки. Решение, как правило, носит дире­ктивный характер и является как бы сигналом, импульсом, побужда­ющим как отдельных лиц, так и производственные коллективы к дей­ствию.

Решения состоят из плановой стратегии и тактики поведения. Они принимаются в определенной ситуации, в объективных условиях, описываемых нерегулярными переменными. Выбор решения осуществ­ляется по определенному критерию.

В организационном аспекте выработка к реализация решений представляют собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи.

Выявление и обоснование составных частей этого процесса, со­ответствующей им системы действий, их последовательности явля­ются также одним из важных теоретические и практических вопро­сов, еще не получивших окончательного решения, хотя в научной литературе с различной полнотой к степенью обоснования, вопрос о стадиях процесса выработки и реализации решения ставится многими отечественными и зарубежными авторами.

Рассмотрим принципиальную блок-схему процесса выработки и реализации решений.

1. Внешнее воздействие.

2. Внутреннее воздействие.

3. Ситуация.

4. Стратегия решения:

а) определение цели действия;

б) определение способа достижения цели;

в) выработка критериев выбора решения.

5. Оценка обстановки:

а) по кадрам;

б) по ресурсам;

в) по технике;

г) по времени;

д) по технологии;

е) по эффективности.

6. Прогнозирование результатов.

7. Подготовительный этап:

а) определение места решения в управляющей системе;

б) установление функции управления, к которой относится реше­ние;

в) установление ступени управления, на которой будет прини­маться решение;

г) определение полномочий лица, принимающего решение:

д) установление права лица принимать решение;

е) определение границ решения.

8. Информационный цикл:




а) поиск информации;

б) сбор информации;

в) обработка информации;

г) анализ информации.

9. Уточнение прогноза-результата.

10. Разработка экспертной рекомендации по элементам решения:

а) выработка вариантов рекомендаций;

б) сравнительный анализ рекомендаций; б) выбор рекомендаций.

11. Разработка решения:

а) разработка вариантов решения;

б) оценка вариантов решения по установленному критерию;

в) выбор решения.

12. Оформление решения:

а) формула решения;

б) документальное оформление;

в) фиксация решения.

13. Постановка задач исполнителям:

а) что делать?

б) кому делать?

в) с кем делать?

г) последовательность выполнения задач;

д) как делать?

е) где делать?

ж) когда делать?

14. Документальное оформление задач.

15. Организация выполнения решения:

а) пропаганда решения;

б) мобилизация коллектива;

в) координация;

г) оперативное регулирование.

16. Контроль.

Предлагаемая блок-схема является в основном универсальной и может быть использована при принятии различных решений.

В процессе выработки решения главная задача состоит в рассмотрении и оценке различных вариантов достижения поставленной цели.

Необходимо разработать" несколько вариантов проекта решения и объективно оценить их преимущества и недостатки. Очевидно, первая задача руководителя состоит в определении возможного со­става вариантов и формулировки заданий на их разработку. После оценки предлагаемых достоинств и недостатков отдельных вариан­тов решения на основе ранее выработанных критериев и предвари­тельного отбора наиболее приемлемых вариантов обычно организуется их обсуждение на разных уровнях управляющей системны - вари­анты решений рассматривается, с участием профсоюзной, организаций и в рабочих коллективах! Только с учетом замечаний, предложений, которые будут получены в процессе этого обсуждения, руководитель выбирает эффективный вариант и утверждает его.



Работники управления чаще всего лишены возможности экспери­ментальной проверки принятых решений в реальных условиях. Слиш­ком дорого это могло бы обойтись. Экспериментировать необходимо на моделях. Руководитель должен всесторонне исследовать пригод­ность своей модели, чтобы знать, соответствует ли она ситуации, возникающей в процессе развития событий, и постоянно ли это со­ответствие. Эксперимент позволяет исследовать поведение модели в динамике в связи с возможными изменениями ситуации и таким' образом выяснить, как реагирует модель на эти изменения.

Известным методом, содействующим улучшению управления в сложной человеко-машинных системах, является метод деловых игр, получивший широкое распространение как для средств обучения при­нятию решений, так и в целях исследования отдельных аспектов функционирования организационных систем и поиска решений.

Деловая игра - имитационный управленческий процесс, т. е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факто­ров, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатыва­емой в ходе игры.

В отличие от различных моделей хозяйственных ситуаций де­ловая игра позволяет учесть не поддающийся количественной оцен­ке психологический фактор, выражающий отношения между людьми, их субъективные оценки, а также способствует самоусовершенство­ванию участника и в сочетании с экономико-математическими метода­ми создает организационно-экономические условия для мобилизации его управленческих способностей.

Преимущества игровой имитации перед реальным экспериментом таковы:

- наглядность последствий принимаемых решений;

- переменный фактор времени (игра позволяет "жить быстрее");

- повторение имеющегося опыта с изменением установок (в игре можно три, пять, десять раз прорешать одну и ту же хозяйствен­ную задачу, подходя к ней каждый раз по-новому. И чем сложнее задача, тем важнее проверить как можно больше подходов к ее ре­шению);

- масштаб охвата (игра может воспроизводить ситуации, возникаю­щие на любых уровнях управления).

Одной из целей игры является выработка у хозяйственных кадров (или студентов) навыков решения конкретных управленческих ситуа­ций, с которыми они постоянно встречаются на практике; чем ти­пичнее будет ситуация, тем эффективнее будет ее результат. Не менее важна и другая цель - развитие способностей комплексного подхода. Имеется в виду, что руководитель, принимая решение, не должен пользоваться только информацией, характеризующей отдель­ное дискретное явления или состояние. Это может привести к не­правильному решению. Руководитель должен мыслить значительно ши­ре, рассматривать любое явление в органическом единстве с други­ми взаимосвязанными явлениями, т. е. мыслить системно или, как иногда говорят, мыслить "ситуациями". И, наконец, применение де­ловых игр способствует развитию творческого мышления.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: