деловых игр
Различают три основных области применения ДИ:
- для решения реальных производственных проблем или обучению навыкам принятия решений в различных производственных ситуациях:
- для исследовательских целей по обработке нововведений в системе управления:
- для обучения студентов, подготовке и переподготовке управленческих кадров.
Особый интерес представляет группа учебных производственных деловых игр, в которых моделируется управление процессами добывания или изготовления продукции, строительства или транспорта, а также группа учебных проектировочных игр, в которых отрабатываются вопросы целеполагания, возникающие при создании новых организационно-экономических и технических систем.
До настоящего времени учтены деловые игры, применяющиеся в следующих отраслях народного хозяйства:
- машиностроение и приборостроение;
- металлургия;
- химическая промышленность;
- деревообделочная и лесная промышленность;
- промышленность стройматериалов;
|
|
- текстильная и лесная промышленность;
- рыбная промышленность;
- мясомолочная промышленность;
- строительство;
- транспорт, воздушный, автомобильный, речной, морской, железнодорожный;
- разведка и добыча полезных, ископаемых;
- сельское хозяйство.
Основными направлениями исследовательских ДИ являются:
1) проработка конкретных мероприятий по совершенствованию рыночного механизма;
2) проработка перспективного развития крупных корпораций;
3) усиление направленности материала деловых игр на развитие творческой активности руководителей и специалистов;
Направлениями совершенствования профессионального содержания деловых игр являются:
1) расширение применения в играх реальной технологии, используемой в современных цехах, на механизированных стройплощадках, автомобильном, речном, морском транспорте и пр.;
2) расширение ролевого диапазона в направлении охвата деятельности руководителей и специалистов не только высшего, но и среднего звена, низовых руководителей, а также инженерного персонала - конструкторов, технологов и пр.;
3) объединенное воспроизведение в некоторых производственных играх (например, аварийных) не только управленческой деятельности но и некоторых производственных процессов в имитированных ситуациях с включением в игру рабочих;
4) масштабное расширение некоторых игр в направлении охвата тренировкой целых трудовых коллективов и с проведением управленческих учений;
5) повышение научно-технического уровня игровой деятельности
в направлении применения оптимизационных расчетов, сетевого планирования, осуществления научно-обоснованного прогнозирования и
|
|
Направлениями методического совершенствования современных советских производственных и проектировочных деловых, игр являются:
1) создание и расширение применения типовых методик разработки, оформления и проведения игр;
2) переход от индивидуальных игр к системным игровым комплексам, состоящим из нескольких ДИ, каждая из которых освещает какую-то из сторон общей проблемы;
3) применение контурных игр, охватывающих однотипные производственные объекты в разных областях;
4) создание и применение игр сопровождения, сопутствующих внедрению типовых проектов;
5) создание специальных игр сопровождения для облегчения внедрения самих деловых игр;
6) игровая отработка вопросов управления сложными комплексами на их небольших производственных аналогах (организационно-производственных моделях);
7) диалоговое построение машинных деловых игр (при наличии видеотерминального оборудования);
8) расширение применения в игре эпизодов, протекающих в реальное время с высоким уровнем насыщения сигналами внешней среды;
9) увеличение психологической напряженности игры;
10) совершенствование способов контроля и стимулирования в игре.