Понятие об экономическом ущербе и его учет

В 1994 году Государственной думой принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федеральный закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.(часть пятая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Целями настоящего Федерального закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ)

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

- федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации;

- регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

- в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Экономический ущерб – это величина, характеризующая размер негативных последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах от стоимости оцениваемого объекта или в денежных единицах.

Оценка опасности и возможного экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций являются одной из важнейших проблем в деятельности по предупреждению ЧС (Н) и ликвидации их последствий. Ее решение позволяет государству обосновано формировать политику в этой области, определять приоритеты и главные направления деятельности полномочных органов, а ее учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.

Ущерб от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), как правило, слагается из потерь в результате:

- разрушений и возгораний зданий и сооружений;

- остановки производственных процессов;

- нарушений в транспортных и снабженческих связях;

- прямых людских потерь и потерь материальных ценностей.

Кроме этого он зависит от потерь, связанных с расходами на восстановление зданий, сооружений, транспорта, энерго-водо-теплоснабжения и дополнительными расходами на отселение персонала объектов экономики и членов их семей из зоны чрезвычайных ситуаций ЧС.

Во всех чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, проводимые мероприятия, связанные с дезактивацией или дегазацией, очень трудоемки, малоэффективны и требуют больших затрат. Как показывает опыт выполнения мероприятий при аварии на АЭС, эффективность дезактивации составляет 5 % от вложенных средств. Так, например, прямой ущерб от Чернобыльской катастрофы составил 16 млрд. рублей по ценам 1986 года.

Основными критериями, определяющими степень тяжести чрезвычайных ситуаций (ЧС), являются:

- число пострадавших в чрезвычайной ситуации ЧС (N), чел.;

- величина материального ущерба (У), руб.;

- кратность превышения ПДД;

- масса сбрасываемых ядовитых (вредных) веществ.

Взаимосвязь их можно проследить на следующих примерах (цены 1990 г.):

1. Пожары, взрывы с горением, в том числе на радиационно-химических опасных объектах экономики, при числе работающих N более 25 человек; ущерб (У) составит более 1 млн. рублей.

2. Аварии с выбросом СДЯВ за пределы санитарно-защищенной зоны на объектах экономики при числе работающих N более 10 человек; ущерб (У) составит более 1 млн. рублей.

3. Аварии с выбросом радиактивных веществ с превышением ПДД, при числе работающих N более 10 человек; ущерб (У) составит более 1 млн. рублей.

4. Аварии в системах КЭС при числе работающих N более 25 человек; ущерб (У) составит более 1 млн. рублей.

5. Внезапное обрушение зданий при числе работающих N более 10 человек; ущерб (У) составит более 1 млн. рублей.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в целях проведения объективной и независимой оценки возможного и фактического ущербов от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на опасных производственных объектах должна быть организована независимая аудиторская и оценочная деятельность за наличием и достаточностью материальных и финансовых ресурсов промышленных объектов для предупреждения чрезвычайных ситуаций и возмещения ущерба физическим и юридическим лицам при возникновении аварий, усиления контроля за целевым использованием финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, ускоренного внедрения системы страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью или имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде при возникновении аварий и катастроф.

Оценочная деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС в случае аварии на опасном производственном объекте предусматривает:

1. Проведение независимой оценки возможного ущерба от техногенных аварий и катастроф на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов.

2. Проведение независимой оценки фактического ущерба, нанесенного природными и техногенными авариями и катастрофами.

Аудиторская проверка и независимая оценка ущерба проводятся на основании договора между промышленным объектом (заказчиком) и аудиторской или оценочной фирмой.

Аудиторская проверка, аудиторское сопровождение и независимая оценка ущерба осуществляется аудиторскими фирмами, обладающими опытом работы с промышленными предприятиями и имеющими лицензии на осуществление общего, банковского аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудита страховых организаций, экологического аудита, и оценочными фирмами, имеющими опыт работы в области безопасности, оценки рыночной, страховой стоимости промышленных объектов.

Срок проведения аудиторской деятельности не должен превышать 2 месяцев со дня заключения договора о проведении аудита.

Результатом проведения аудиторской деятельности и независимой оценки ущерба является заключение, подготовленное в соответствии с требованиями.

Порядок проведения независимой оценки возможного ущерба от техногенных аварий и катастроф на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов предусматривает:

1. Независимая оценка возможного ущерба проводится при проектировании, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (приложение N 1 к указанному Федеральному закону).

2. Возможный ущерб определяется для всех лиц, являющихся субъектами гражданского права, включая граждан, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российскую Федерацию, а также для лиц, являющихся субъектами международного права.

3. При определении ущерба учитываются все виды нарушений прав лиц, к которым относятся повреждение материального и нематериального имущества, ограничения и нарушения деятельности, нарушения личных неимущественных прав или посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

4. Независимой оценке подлежит потеря стоимости имущества, затраты на восстановление нарушенных прав, неполученный доход (упущенная выгода), моральный неимущественный вред.

5. Исходной информацией для оценки возможного ущерба являются прогнозируемые сценарии чрезвычайных ситуаций, в которых отражаются данные о повреждении имущества, ограничениях и нарушениях деятельности лиц и других нарушениях прав, а также сведения о вероятностях каждого сценария чрезвычайных ситуаций.

6. Оценка ущерба производится в натуральных показателях и денежном исчислении.

7. Показатели ущерба приводятся в пересчете на один год, на срок службы объекта и/или вывода объекта из эксплуатации.

8. Экономическая оценка ущерба проводится на базе рыночной стоимости.

9. Отдельным разделом выделяется стоимость аварийно - спасательных, аварийно - восстановительных работ, восстановительных работ.

10. Оценка возможного ущерба проводится по инициативе собственника опасного промышленного объекта или по решению МЧС России, других уполномоченных на это органов исполнительной власти.

Заключение по оценке ущерба должно содержать:

- дату составления и порядковый номер;

- основание для проведения оценки ущерба;

- юридический адрес оценщика и сведения о наличии свидетельства МЧС России о возможности осуществления деятельности по оценке ущерба;

- точное описание возможных сценариев чрезвычайных ситуаций, а в отношении фактического ущерба - описание фактической ситуации на дату оценки ущерба;

- указания на используемые стандарты оценки, обоснование их использования при проведении оценки ущерба;

- перечень использованных при проведении оценки ущерба данных с указанием источников их получения;

- принятые при проведении оценки допущения;

- последовательность определения ущерба;

- ущерб отдельным субъектам гражданского права и суммарный ущерб;

- ограничения и пределы применения полученного результата;

- дату определения ущерба;

- перечень использованных документов, устанавливающих количественные и качественные характеристики чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Заключение может также содержать иные сведения, являющиеся существенно важными для полноты отражения примененного метода расчета ущерба.

Для проведения оценки отдельных видов объектов законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные и обязательные для использования формы отчетов.

Заключение не должно допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В заключении должны быть указаны дата проведения оценки, указания на использованные стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, субъекты гражданского права, для которых проводится оценка ущерба, а также иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Величина ущерба, содержащаяся в заключении, составленном на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, считается достоверной и может быть оспорена только в судебном порядке.

Таким образом, для разработки мероприятий с целью планирования ЗН и Т в ЧС, имея в виду принцип упреждения воздействий поражающих факторов ЧС, в том числе обоснование финансового обеспечения мероприятий, которые определяются по разработанным методикам экономического обеспечения планов гражданской защиты объектов экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: