Тема 3. Наука управления. Понятие системы

Практическое занятие № 1 - 2 часа.

Цель занятия – получить представление о науке управления, объективных причинах ее возникновения, о системном характере экономических исследований, о существующих типах систем.

Основные термины и понятия: кибернетика, системные исследования, система, цель и структура, функции и работоспособность системы.

Вопросы, выносимые на практическое занятие:

1. Кибернетика – наука, изучающая процессы управления в системах различной природы.

2. Исторические этапы развития кибернетики.

3. Общие черты управления в технических, живых и социально-экономических системах.

Системные исследования К. Маркса, Ч. Дарвина, В. Вернадского.

4. Роль русских государственных деятелей и ученых в регулировании хозяйственной жизни России.

5. Принципиальная структурная схема системы.

6. Классификации систем.

Методика проведения практического занятия:

Каждый вопрос обсуждается в интерактивном режиме.

По п. 1,2.: обсуждаются представления Платона, Ампера, Винера – о кибернетике.

По п. 3.: основные положения книги Н. Винера «Кибернетика или управление и связь в животном и машине».

Процесс создания вычислительной техники: Беббедж, Нейман, Тьюринг.

По п.3: Роль системных исследований К.Маркса, Ч. Дарвина, В. Вернадского в развитии экономики, живых организмов, ноосферы Земли.

По п.4: обсуждаются труды государственных деятелей и ученых России XVIII - XX вв: Ордин-Нащокин, Петр I, И.Посошков, Екатерина II и т.д. до Канторовича.

По п.5.: обсуждается принципиальная структурная схема любой системы. Она представляется в виде:

 
 


Рис. 1 Блок – схема системы

Обсуждаются вопросы, что является входными и выходными параметрами в системах различной природы - живых, технических, социально-экономических.

По п.6.: анализируются различные типы систем и приводятся примеры детерминированных и недетерминированных, динамических и статических, естественных и искусственных, абстрактных и конкретных, закрытых и открытых, технических, биологических, и социально-экономических систем, простых, сложных и очень сложных.

Обсуждаются понятия целей, функции, структуры и работоспособности системы.

Рекомендуемая литература

1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Уч. пособие-СПб.: ГиГК "Ленизай", 1998.-573с.

2. Колпаков В. М. Методы управления. Учеб. пособие. – К.: МАУП, 1997.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

4. Нейман Дж. фон Монгештерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.

5. Основы теории оптимального управления/ Под ред. В.Ф. Кротова. М.: Высш. шк., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: