Клиническая психология. Клиническая психология в значительной мере сформиро­валась на основе программ тестирования умственных способ­ностей в период с 1912 по 1930-й год

Клиническая психология в значительной мере сформиро­валась на основе программ тестирования умственных способ­ностей в период с 1912 по 1930-й год. Клиническая психоло­гия и консультативная психология имеют много общего, по­скольку обе изучают предысторию личности, используют сходные инструменты оценивания и психотерапевтические опросные методы. Имеются, тем не менее, важные историчес­кие и функциональные различия. Густад [132], после скрупу­лезного изучения отличий консультативной психологии от кли­нической, пришел к выводу, что обе они относятся, в сущнос­ти, к одной и той же области профессиональной деятельности, но имеют разные акценты. Аналогичное по сути заключение высказывает и Уотсон:

«Характерная окружающая обстановка обучения и тот факт, что кон­сультирующий психолог работает, главным образом, со здоровыми людь­ми, вероятно, и выступают в качестве основных демаркационных линий, а отнюдь не уровень подготовки или объем обязанностей... Консультиру­ющие и клинические психологи отнюдь не участвуют в борьбе двух проти­востоящих лагерей, а напротив, всерьез и без лишнего пафоса стараются выработать для своих внутрипрофессиональных проблем обоюдно удов­летворительное решение» [314, р. 9—10].

Умение клинического психолога участвовать в постановке диагноза психически больным пациентам и, соответственно, его уникальная роль в штате клиники или больницы — это еще одно существенное отличие. Как указал Супер [298], консультации больше сосредоточены на «психогигиене», а не на психопатоло­гии поведения. Психогигиена — это изучение проблем у здоровых людей и предотвращение у них серьезных эмоциональных затруднений. С другой стороны, клинические психологи зачас­тую работают влечебницах и клиниках, где корректируется пато­логическое поведение.

Институционная обстановка, в которой проводятся консуль­тации или сеансы психотерапии, определяет другое отличие кон­сультантов от клиницистов. Как полагает Уильямсон [319], пси­хотерапевтические консультации естественным образом осуще­ствляются в обстановке обучения, то есть в школе, что предполагает социальную функцию научения и личностного раз­вития. А клинические психологи работают в больницах, клини­ках и все чаще занимаются частной практикой. Правда, иногда консультирующие психологи работают в больницах и имеют частную практику [211]. Работая в учебных заведениях, консуль­танты в основном имеют дело с проблемами взросления у детей школьного возраста. В частной практике или внешкольной ин­ституционной обстановке клинический психолог больше стал­кивается с проблемами супружеских отношений, социальной ре­абилитации, с гериатрическими и другими, в основном нешколь­ными, проблемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: