Психиатрию — третью специализацию в психотерапевтическом консультировании — с функциональной точки зрения трудно отличить от других консультационных специальностей. Очевидное различие связано с образованием — психиатры получают степень M.D., в то время как психологи обычно имеют степень Ph. D. («Доктор медицины» и «доктор философии» соответственно. — Прим. перев.) Медицинские виды терапии, применяемые в случае серьезных эмоциональных расстройств, составляют еще одно явное отличие.
Консультирующие психологи и психотерапевты не могут закрывать глаза на реальность того факта, что круг обязанностей врача обусловлен социальными предпосылками. Врач несет юридическую ответственность за лечение, поскольку от успешности последнего зависит жизнь больного. Существует точка зрения, что эта ответственность должна также распространяться на все проявления деятельности пациента. Однако есть и другое мнение: ответственность врача, имеющего психиатрическую подготовку, простирается только до той точки, где проблема сводится уже к недостатку знаний, плохому социальному научению пациента, а не к его болезни. Моурер, например, указывает на полезный отличительный признак в подходе к психотерапии со стороны психолога и психиатра:
|
|
«Некоторые специалисты считают, что личностные расстройства так же трудно отнести к разряду болезней, как и невежество. В обоих случаях существеную роль играет феномен научения. И если у нас как педагогов есть хоть какие-то основания работать над невежественным умом, то точно так же наше право и обязанность — заниматься умом расстроенным, помраченным» [216, р. 21].
Надо добавить, что отличие личностного невежества от болезни на практике оказывается весьма размытым.
Психотерапевтические консультации, согласно Моуреру, предполагают помощь индивидуумам, страдающим дефицитом научения или же имеющим достаточно осознанные внутренние конфликты, которые сопровождаются так называемой нормальной тревожностью. Тем самым, разумеется, на консультанта возлагается тяжкое бремя отличать «норму» от «патологии»; однако такое распознавание патологии и оценка терапевтических возможностей стали частью профессиональной подготовки психологов. Для любой профессиональной гильдии важно осознавать, что она не может быть «всем для всех».