Утверждение о том, что терапевтическая психология — полноправная профессиональная область, следует тщательно обосновать. Как уже указывалось, многие профессиональные группы используют методы консультирования и психотерапии. Разногласия между психологами вероятны тогда, когда они склонны рассматривать себя в качестве либо ученых, либо практикующих профессионалов. Хьюгс [151] предостерегает от «преждевременного обособления сферы деятельности», считая, что сперва должны быть подтверждены методы, используемые в «профессии». Пепински [232] скрупулезно анализирует эту проблему в рамках своей концепции «ученого-практика», в которой консультант или психотерапевт выступает в первую очередь в роли ученого, использующего методы гипотезно-дедуктивного мышления, и лишь во вторую — в роли практика. Такой подход важен, потому что психологическое знание все еще недостаточно развито.
Ниже обсуждаются следующие существенные характеристики профессии: 1) оказание общественно полезных услуг, которые индивидуумы не могли бы предоставлять себе сами; 2) специфические приемы и процедуры; 3) определенный порядок и стандарты профессиональной подготовки (в том числе процедуры профотбора); 4) профессиональные общества и журналы, посвященные достижениям в профессиональной деятельности и ее фундаментальным научным основам; 5) программа планируемых исследований; 6) сертификация и лицензирование; 7) этический кодекс; 8) рабочие взаимоотношения с другими профессиями; 9) вопросы профессиональной свободы.
|
|
Развернутое обсуждение перечисленных выше характеристик осуществлено с точки зрения практикующих психологов. Отличия можно обнаружить в психотерапевтической подготовке психиатров, социальных работников и священнослужителей. Нижеследующие материалы о подготовке, аттестации, публикациях и организационных моментах приведены для того, чтобы дать широкую панораму различных областей психологии. Эти подробности должны также послужить строгим напоминанием о том, что изучение данной книги еще не превратит читателя в психотерапевта или консультанта. Для такой сложной деятельности в сфере человеческих взаимоотношений необходимо серьезное образование.