Терапевтическая функция чтения

В своем обзоре литературы по библиотерапии Брауэр [42] ука­зывает, что существует мало данных, подтверждающих полезность библиотерапевтических методов. Однако многие психотерапев­ты ссылаются на их полезность для определенного типа клиен­тов. Интеллектуально развитые клиенты, по-видимому, извлека­ют из этого подхода наибольшую пользу.

Существует два рода библиотерапевтической литературы. Ли­тература первого рода — беллетристика, биографии и духовная ли­тература — позволяет многое узнать о разнообразных проявлениях человеческого опыта. Шроудс [278], например, составила книгу «Психология через литературу», представляющую собой собрание выдержек из хорошо известных литературных источников. Мате­риалы скомпонованы в разделы, посвященные, например, семей­ной жизни, финансовым проблемам и эмоциональным коллизиям. Такой подход к чтению на тему человеческих проблем с использо­ванием мировой литературы помогает клиенту расширить свои представления о человеческой мотивации и культурных конфлик­тах. Существует мнение, чтолитература предоставляет клиенту воз­можность познакомиться сдуховным опытом, который можетиметь терапевтическое значение. Многие клиенты находят, что чтение Библии и другой религиозной литературы оказывается для них се­рьезной эмоциональной поддержкой.

Библиотерапевтическая литература другого рода — о психиче­ской гигиене — предназначена для того, чтобы дать полезную информацию о решении человеческих проблем, и освещает во­просы проблем адаптации. Примерами таких брошюр служат буклеты SRA Life-Adjustment Booklets и серии брошюр Public Affairs pamphlet.

Одним из достоинств библиотерапии при консультировании является экономия времени. Материалы для чтения, соответству­ющие проблеме клиента, служат толчком для его размышлений о своих чувствах. Нередко клиенты так жаждут получить инфор-маци ю, что консультант может этому сопроти вляться, чтобы пре­дотвратить установление взаимоотношений на слишком интел­лектуал изирован ной основе. Предложение некоторого количест­ва сугубо специальных материалов удовлетворяет тягу клиента и защищает раппорт, при этом позволяя консультанту избежать втя­гивания в нескончаемую последовательность вопросов и ответов. Подобные стремления клиента зачастую являются его защитны­ми средствами.

Другое достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно позволяет клиенту лучше ознакомиться с терми­нологией тестирования, психической гигиеной, защитой и эмо­циями в целом. Чтение правильно подобранной литературы, по-видимому, имеет дополнительную семантическую ценность для клиента, который может найти более точные способы выраже­ния своих мыслей и чувств.

Третье достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно стимулирует мышление. Клиент сталкивается с идеями, которые способны открыть ему новые пути к инсай-там. Мать, например, выясняет, что она, хотя и твердит ребен­ку, как любит его, на самом деле не признает многие из прису­щих ему свойств и качеств. Ребенок, в свою очередь, трактует поведение матери не как любовь, а как отвержение. Чтение о подобных проблемах зачастую побуждает человека соотнести со своими проблемами нечто дополнительное по сравнению с ин­терпретациями психолога-консультанта.

И наконец, библиотерапия помогает консультанту оказывать поддержку. Если клиент в связи со своими проблемами испыты­вает тревожность, ему может помочь чтение о сходных пробле­мах. Он узнает, чтоудругихлюдей встречаются точно такие же чув­ства и точно такие же проблемы. Он, например, обнаруживает, что его семейные проблемы далеко не так уникальны, как он думал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: