Семантика

Семантический анализ в консультировании — это в большей степени подход к проблемам коммуникации, нежели группа методов. Основной постулат семантического подхода заключа­ется в том, что эмоциональные нарушения возникают по боль­шей части из-за неправильного употребления слов, недостаточ­но ясного понимания и из-за искажения смысла, вызванных расстройствами процессов символьного мышления у клиента. С помощью таких средств, как прояснение, переформулировка и методы интерпретации, клиенту помогают скорректировать его языковые навыки.

Применяя семантический подход в беседах с клиентом, кон­сультант способен исправить ошибки клиента, которые могли возникнуть в связи с нереалистическими, идеализированными ожиданиями. Тем самым консультант может предотвратить фру­страцию и разочарование, которыми кончаются усилия клиен­та достичь «успеха». Джонсон [158] называет склонность ставить перед собой нереальные цели «I FD-синдромом» — от слов «иде­ализация, фрустрация, деморализация». Помогая клиенту точ­нее определить свои цели, консультант тем самым помогает ему избежать указанных семантических тупиков.

Клиенты, испытывающие трудности с подбором точных обо­значений для чувств и идей, демонстрируют еще один тип ком­муникационных проблем. Одним из главных достоинств кон­сультирования является то, что оно обеспечивает вербальные средства для выражения эмоций. Клиент приобретает, напри­мер, способность вербализовать амбивалентные чувства и по­нимает, что вполне возможно осмысление своего «я» в качестве структуры, где уживаются два противоположных чувства к од­ному и тому же человеку в одно и то же время.

Консультанты могут применять семантический анализ для коррекции неупорядоченного мышления — еще одной комму­никационной проблемы. Неупорядоченность мышления обыч­но сопровождается «гипервербализацией» и характеризуется не­уемным поиском смыслов. Человек с чрезмерной вербализацией фактически уклоняется от мышления. Консультант способен по­мочь клиенту мыслить строже — часто переспрашивая его, что он хотел этим сказать, или стараясь переформулировать и прояс­нять мысли, только что высказанные клиентом, или поощряя дол­гие задумчивые паузы.

Иногда ригидное мышление, наряду с недостаточной верба­лизацией, является симптомом семантических трудностей. При­верженность к стереотипам, предвзятость, догматизм, поиск примитивных причин, абсолютизация и сведение проблем к вопросу «или-или» являются примерами такого типа затрудне­ний в мышлении. Консультант помогает клиенту понять, на­пример, что человеческие качества не являются черно-белыми, а существуют во всех формах и сочетаниях.

Семантика, таким образом, является подходом к устранению затруднений в выражении чувств посредством более точной их формулировки, чтобы клиент смог урегулировать их в стиле «ре­шения проблем» и чтобы смог увидеть взаимосвязь между свои­ми мыслями и своими чувствами. Семантика также помогает консультанту прояснять смыслы, делать мышление клиента строже и глубже, чтобы он осознал свои тенденции к абстраги­рованию и смешению символов с реальностью. Консультант может преодолеть эти эмоциональные затруднения клиента, когда тот прекращает задавать туманные вопросы и принимать неопределенные ответы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: