Семантический анализ в консультировании — это в большей степени подход к проблемам коммуникации, нежели группа методов. Основной постулат семантического подхода заключается в том, что эмоциональные нарушения возникают по большей части из-за неправильного употребления слов, недостаточно ясного понимания и из-за искажения смысла, вызванных расстройствами процессов символьного мышления у клиента. С помощью таких средств, как прояснение, переформулировка и методы интерпретации, клиенту помогают скорректировать его языковые навыки.
Применяя семантический подход в беседах с клиентом, консультант способен исправить ошибки клиента, которые могли возникнуть в связи с нереалистическими, идеализированными ожиданиями. Тем самым консультант может предотвратить фрустрацию и разочарование, которыми кончаются усилия клиента достичь «успеха». Джонсон [158] называет склонность ставить перед собой нереальные цели «I FD-синдромом» — от слов «идеализация, фрустрация, деморализация». Помогая клиенту точнее определить свои цели, консультант тем самым помогает ему избежать указанных семантических тупиков.
|
|
Клиенты, испытывающие трудности с подбором точных обозначений для чувств и идей, демонстрируют еще один тип коммуникационных проблем. Одним из главных достоинств консультирования является то, что оно обеспечивает вербальные средства для выражения эмоций. Клиент приобретает, например, способность вербализовать амбивалентные чувства и понимает, что вполне возможно осмысление своего «я» в качестве структуры, где уживаются два противоположных чувства к одному и тому же человеку в одно и то же время.
Консультанты могут применять семантический анализ для коррекции неупорядоченного мышления — еще одной коммуникационной проблемы. Неупорядоченность мышления обычно сопровождается «гипервербализацией» и характеризуется неуемным поиском смыслов. Человек с чрезмерной вербализацией фактически уклоняется от мышления. Консультант способен помочь клиенту мыслить строже — часто переспрашивая его, что он хотел этим сказать, или стараясь переформулировать и прояснять мысли, только что высказанные клиентом, или поощряя долгие задумчивые паузы.
Иногда ригидное мышление, наряду с недостаточной вербализацией, является симптомом семантических трудностей. Приверженность к стереотипам, предвзятость, догматизм, поиск примитивных причин, абсолютизация и сведение проблем к вопросу «или-или» являются примерами такого типа затруднений в мышлении. Консультант помогает клиенту понять, например, что человеческие качества не являются черно-белыми, а существуют во всех формах и сочетаниях.
|
|
Семантика, таким образом, является подходом к устранению затруднений в выражении чувств посредством более точной их формулировки, чтобы клиент смог урегулировать их в стиле «решения проблем» и чтобы смог увидеть взаимосвязь между своими мыслями и своими чувствами. Семантика также помогает консультанту прояснять смыслы, делать мышление клиента строже и глубже, чтобы он осознал свои тенденции к абстрагированию и смешению символов с реальностью. Консультант может преодолеть эти эмоциональные затруднения клиента, когда тот прекращает задавать туманные вопросы и принимать неопределенные ответы.