Агрессивность

Большинство родителей детей младшего возраста обеспокое­ны проблемой управления агрессией. Вседозволенность без руко­водства может быть вредна, так же как вредн ы пренебрежен ие ил и чрезмерные запреты. Для того чтобы не произошло рационализа­ции или вытеснения, детская агрессивность нуждается в канали-зировании [22]. Эта позиция требует понимания и самоконтроля со стороны родителей. Если мать беспокоится о своем имидже матери в глазах родственников, она может попытаться заставить ребенка вписаться в некоторую идеальную модель, которая огра­ничит диапазон и спонтанность чувств ребенка. Если же она на­чинает думать о поведении ребенка как о способе освобождении желаний, обусловленных чувством фрустрации, она, вероятнее всего, поймет его причины и конструктивно оценит чувства раз­дражения. Когда она узнает о том, что кусание, хватание и нане­сение ударов являются нормальными симптомами развития двух лет, она в большей степени будет способна направлять его поведе­ние в приемлемые каналы. Осуществляется это путем обеспече­ния ребенку возможностей упражняться в его природных отправ­лениях организма, а именно, сосать, кусаться, карабкаться и пач­каться.

Родителям необходимо в большей степени осознавать важность вербализации для маленького ребенка. Тревожные родители по­стоянно задают вопросы о специфических вещах, которые могли бы ускорить позитивные изменения при терапии ребенка. Кон­сультант может поощрять родителей разговаривать с ребенком и помогать ему озвучивать свои чувства вместе с ними, включая его чувства злости. Когда родители поймут, что «возражать и дер­зить» — это нормально и здорово, они могут начать воспринимать полный спектр чувств ребенка (от любови до ненависти), не уг­рожая ему при этом. Вербализация вместе с ребенком помогает ему понять его чувства и предотвратить накопление чувства оби­ды. Родитель обращается к ценности понимания ребенка. Когда родители могут принять негативные чувства, остается укрепить требуемое поведение, которое позволитребенку с наименьшими усилиями усвоить социально приемлемые способы самовыра­жения [22].

Однако такие механические средства решения проблем дет­ской сексуальной активности, как обучение туалету и выраже­ние агрессивных чувств, не заменяют любовь и уважение ребенка со стороны родителей. Если ребенок чувствует искренность роди­тельского интереса, он будет устойчив ко многим фрустрациям; и если родители по-настоящему любят своих детей, у них больше возможностей для решения возникающих проблем. Существуют родители, неосознанно отвергающие своего ребенка и испытыва­ющие чувство вины. Они следуют указаниям «лучших» книг и рецептов, чувствуя при этом ослабление чувства вины в отноше­нии собственной родительской ответственности. Фактически, они дают своим детям слабое подобие подлинно теплых чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: