Управление сексуальным напряжением детей младшего'возраста часто вызывает трудности у родителей в связи с собственными проблемами в этой области или же игнорированием значения психосексуального развития, i
Консультант может рассказать родителям, что в первый м^есяц младенчества сильнейшие чувства исходят от центров удовольствия, которые располагаются вокругрта. Когда младенец начинает садиться, нижняя часть его тела становится более активной, и чувства концентрируются вокруг ануса. В возрасте между 4 и 5 годами эта концентрация поднимается к половым органам. Зная это, родители могут с большей готовностью принять обычную для ребенка эксгибиционистскую и исследовательскую активность. Когда родитель понимает, что сексуальные игры являются нормальным явлением для маленького ребенка, он в большей степени способен реагировать натакое поведение в принимающей манере. Он способен принять вопросы ребенка и его игривость с телом как способ предотвращения дальнейшей стимуляции. Когда родитель кричит: «Не трогай. Это стыдно!», часто детское любопытство становится стимулом для эротической активности [244]. Этот осуждающий подход так же может лежать в основании чувства вины и сексуального страха в дальнейшей жизни.
Молодую мать можно поощрить к исследованию ее собственных представлений в отношении секса. Она может наблюдать свои чувства, когда она купает младенца. Большинство матерей поражаются собственному неприятию определенных зон тела младенца, но по мере осознания мать может принять факт того, что осознанно или неосознанно она учит своего ребенка отношению к его телу посредством той манеры, в которой она его держит.
Хотя многие родители наклады вают чрезмерные запреты вот-ношении детской эротической активности, к сожалению, существуют родители, которые осознанно или неосознанно стремятся к сексуальной связи со своими детьми.
Однако, в среднем, по причине существования древних сексуальных табу, родитель с трудом принимаеттотфакт, что здоровые дети от рождения наделены эротическими импульсами, которые являются нормой и важны для психологической зрелости. Для того чтобы управлять развитием ребенка, родителям необходимо принять выражение первичных чувств удовольствия без смущения, осуждения или чрезмерного их преувеличения.