Файл «Рынок» содержит информацию о системе отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи. Основная характеристика рынка — это уровень эластичности спроса. Данный показатель определяет, на сколько процентов может измениться спрос на свободном рынке на данную продукцию при изменении его цены на 1%. Для формирования модели важны количественные значения показателя. Их принято разделять на пять уровней эластичности спроса: абсолютный, сильный, средний, слабый и нулевой. Абсолютный уровень эластичный определяет спрос, имеющий тенденцию сильно меняться при незначительных изменениях цены. Нулевой уровень эластичности характеризует спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным при небольших изменениях цены.
Абсолютно эластичный и нулевой уровни спроса имеют чисто теоретическое значение, а остальные играют существенную практическую роль в деятельности компаний. Сильный уровень эластичности продукции удовлетворяет интересы клиентов, а слабо эластичный — их потребности. Ассортимент продукции компании должен иметь гармонию по эластичности. Низкоэластичная продукция приносит малую прибыль в течение продолжительного времени. Высокоэластичная продукция приносит сверхвысокую прибыль в течение короткого времени.
Второй по важности характеристикой рынка является показатель эластичности предложения, который также имеет пять уровней. Для компании имеет практическое значение сочетание кривых спроса и предложения.
Файл «Капитальные вложения» содержит информацию о затратах и инвестициях на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных средств в компании. В зависимосш oi уровня технологического обеспечения, финансовых возможностей и общей стратегии развития капитальные вложения могут быть реал и-
зованы либо за счет собственных инвестиций, либо за счет аренды или лизинга, либо за счет временного подключения инвестиций сторонних организаций или лиц. Имеется ряд вариантов эффективной инвестиционной политики компании, она основана на анализе вариантов решений для получения инвестиций (табл. 28.1).
Таблица 28 1 Некоторые варианты решений для получения инвестиций
№
п/п
Источник инвестиций
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
Беспроцентная ссуда на выполнение важных госзаказов
Целевая
безвозмездная
помощь
международных
организаций
Расширение числа учредителей
Выпуск облигаций
Вторичная эмиссия акций
Кредит
в коммерческом
банке
Кредит под залог ликвидной недвижимости — ипотека
Привлечение средств сотрудников в виде имущества и денежных средств
Выпуск
остродефицитных товаров массового потребления
Иностранные инвестиции
Лизинг
Существенное увеличение средств на капвложения
Существенное увеличение средств на капвложения
Небольшое увеличение инвестиций
Небольшое увеличение инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Небольшое увеличение уставного капитала и инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Существенное увеличение инвестиций
Большая конкуренция и трудности оформления
Большая конкуренция и трудности оформления Наличие опасностей для здоровья персонала
Трудность вовлечения новых учредителей Ухудшение управляемости
Трудности оформления и распространения Трудности в нахождении инициативных специалистов Большая кредитная ставка Высокий риск невозврата кредита (требуется очень высокая рентабельность производства)
Большая сложность и стоимость оформления Размер кредита вычисляется по остаточной стоимости недвижимости
Трудности в убеждении сотрудников
Трудности в проведении маркетинговых исследований
Трудности в оформлении и обосновании
Трудности в поиске приемлемых основных средств
65
Файл «Затраты» содержит информацию для возможной оптимизации затрат. При формировании производственных затрат выбирают одну из двух концепций:
• минимизация стоимости: то есть ориентация на самое дешевое сырье, комплектующие изделия и другие составляющие производственного процесса;
• оптимизация стоимости, то есть ориентация на высококачественные составляющие производственного процесса при максимальном снижении цены продаж.
Файл включает информацию, касающуюся:
• получения скидок (желательно выбрать весь диапазон);
• уровня качества сырья;
• сроков поставки;
• приоритетов поставок;
• системы взаиморасчетов (доверительная, предоплата и др.);
• системы представительства (делегирование функций на места, выезд на место своего представителя и др.).
Файл «Прибыль» является обобщающим в хозяйственной деятельности компании. Базой для искомого файла является показатель «норма прибыли» (НП).
НП = (Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении компании/Авансируемый капитал) х 100%.
При НП менее 50% компания считается слабой, потенциальным банкротом, при НП = 100—200% компания считается преуспевающей. Норма прибыли свыше 300% есть признак или жульничества, пли монополизма. Налоговая полиция применяет очень жесткие меры к таким компаниям. Не случайно, компании, подходя к критическому рубежу в 300%, начинают активно заниматься благотворительностью, чтобы снизить сумму чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании и облагаемой налогом.