Применение психодиагностических тестов

От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он был как можно более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться, как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания, неверное поведение экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей, надежность теста (т.е. его согласованность) повышают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять. К Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности и адекватности. Валидностъ – это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен. Для установления валидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерить. Совокупность внешних показателей риска будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели риск. Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэффициента корреляции. При конструировании тестов применяется ещё целый ряд специальных статистических процедур, позволяющих сделать тест более чувствительным и надежным инструментом.

При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологических тестов Должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных Тестов или опросников, в связи с чем, важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего.

Описанные выше базовые методы исследований, а также методы измерения и тестового оценивания индивидуальных различий лежат в основании многих современных объективных методов эмпирических исследований.

1.6. Применение психологических знаний
в профессии врача

Какое значение для медицинской практики имеет знание о динамике психической жизни? Это значение связано с организацией воздействия на потенциальные возможности сознания, психики пациента через взаимодействие с ним другого человека – врача или психолога. И в первую очередь это можно отнести к психотерапии. К сожалению, так сложилось, что в советской психологии своей психотерапевтической практики не было создано. В настоящее время мы навёрстываем упущенное: происходит процесс сопряжения психологической практики и соответствующей ей научной концепции человека. Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на академическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовём её психотехнической. Психотерапия вообще является уникальным полем сопряжения многих человеческих знаний и умений, в частности в ней, как более нигде, обнаруживается взаимодействие медицины и психологии, когда практические знания по психологии умело применяет в своей деятельности врач – психотерапевт. Поэтому её не могут однозначно относить ни к психологии, ни к медицине, настолько нерасторжим единый сплав медико-психологических знаний в этом прикладном направлении.

Несмотря на то, что отдельные психологические практики (перечисленные выше) имеют самостоятельное значение в жизни людей, именно в психотерапии осуществляется и лечение болезней, и психологическая помощь в приспособлении к реальности, и психокоррекция неадаптивного поведения, и консультирование в трудных жизненных ситуациях. Поэтому и психокоррекция, и психотехника, и психологическая консультация и другие, могут считаться синонимами психотерапии, поскольку во всех этих сферах прикладной психологии присутствует одно общее ядро – живой опыт работы с психологической реальностью человека, помощь в достижении внутренней гармонии, в реализации творческого потенциала. Психотерапия есть практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. Буквальный смысл слова «психотерапия» – забота о душе.

Но не одна только психотерапия и подобные ей виды практик служат полем для «слияния» медицины с психологией. Существенно важным является и то, что в современной медицине и современной психологии в самом общем плане развиваются идеи, связанные с пониманием человека как части Природы – единой целостной системы, где жизнь человека анализируется как проявление свойств природы. Одним из многочисленных примеров может служит тот факт, что на продолжительность жизни, на протекание процесса старения существенное влияние оказывает психологическое представление о том, что есть такое старость и как она должна протекать.

Вопросы, связанные со здоровым образом жизни тоже являются тем пространством, где пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздействия на себя через психику, в частности самосознание, и данные о функционировании организма человека, то есть пересекаются сведения из психологии и медицины. Вообще медицина является одной из главных областей приложения психологических знаний. Свои психологические основы имеют все стороны многообразной медицинской деятельности – от продления и сохранения человеческого рода, лечения и профилактики заболеваний до взаимоотношений медицинских работников с пациентом и т.д.

Основы психологического знания необходимо медицинским работникам, поскольку они способствуют: внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности; возникающему на этой основе взаимному доверию; способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо потому, что медицинский работник и пациент вместе решает одну и ту же задачу – сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие.

Для понимания проблемы психологии здоровья существует важное понятие болезни, которое позволяет говорить о том, что в кабинете врача, у постели больного всегда возникают три образа: больной, болезнь и врач. Особенность этих отношений в том, что всегда один из людей является источником силы для другого, и болезнь определяет вектор получения силы – это другой человек. Другой человек – врач, целитель, лекарь, психотерапевт – может помочь больному осознать динамику его психической жизни, показать источники его душевных сил в борьбе с болезнью. Получит ли больной необходимую поддержку врача, будет определяться теми отношениями, которые складываются у врача и его пациента. Люди, окружающие больного должны не спасать, а помогать. Именно такое отношение другого человека помогает больному использовать в борьбе с болезнью ресурсы собственного организма.

Сегодня психология и медицина пытаются описывать эти отношения в понятиях внутренней картины здоровья (ВКЗ), внутренней картины болезни (ВКБ). Но без обращения к третьей картине – духовной культуры врача – эту проблему не решить. Подтверждением тому существует раздел медицинского знания – деонтология, изучающая основные нормы и правила человеческих отношений в ситуации, когда один из людей является зависимым от другого и зависимым от свойств собственного организма, продуцирующего болезнь. Закономерности психической жизни человека с очевидностью проявляются в его поведении, когда человека заболевает и обращается за помощью. Какое место занимает больной в системе Врач–Болезнь–Больной, чью сторону принимает первый или последний в этой системе? – вопросы совсем не простые.

В спектре много образных вопросов, связанных с ролью психологических знаний в профессии врача, особое место занимает смысл существования медицинской психологии, этики и деонтологии, который отражён в таком феномене как духовная культура врача. Через этот термин также проходит смысл существования термина и науки «Медицина».

Медицина как одна из наук о человеке принципиально не может быть внедуховной наукой, следовательно, в подготовке врачей проблемы духовного развития должны занять надлежащее место. Корень слова «медицина» (med) – середина, мера. Это связано и с нахождением средства или меры исцеления, и с отношением к исцелению как серединой между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарными) знанием. От чистого естествознания её отличает то, что медицина работает не с веществом, полем или информацией, а с живым страдающим человеком, что предполагает нравственно-психологическое измерение.

На первый план, наряду с профессиональным клиническим мышлением выдвигаются требования к профессиональному сознанию и личности специалиста. Врач-профессионал всегда рассматривался обществом не только как специалист, излечивающий заболевание, но и как человек, занимающий особую позицию – позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Духовная культура врача – это стержень деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. В итоге это сказывается на духовном и физическом здоровье всей нации. Именно поэтому у врача формируется в вузе не только клиническое, но и гуманистическое мышление (как забота о человеке) посредством таких наук как психология, культурология, социология, философия, биоэтика, без которого нет врача – истинного профессионала.

По большому счёту, духовная культура становится фактором выживания человечества вообще. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, политические и этнические конфликты, обнищание населения, коммерциализация медицины, быстрый рост цен на медицинские услуги и препараты, неудовлетворённость врачей оплатой и условиями труда, снижение уровня подготовки врачей и духовной культуры пациентов также настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам духовности.

Но психологическая наука, по мнению некоторых отечественных учёных, только в последние годы подошла к постижению феномена духовности как глубинного определения способа жизни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; как устремления человека к высшим ценностям и смыслам.

Духовная культура нашего Отечества и стран Западной Европы в своих истоках восходит к христианству, зиждется на христианской культуре Греции, Италии, Византийской империи. Поэтому обращение к традициям медицины и психологии, сложившимся в лоне христианской Церкви, было бы логичным и целесообразным.

Более того, общечеловеческие нравственные ценности, на которые опирается духовная культура врача, по своей сути универсальны и некоторым образом сходны с моральными заповедями основных религий. В этом как раз проявляется духовная культура врача, чтобы общечеловеческие нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной работы и общения с пациентом. Следовательно, духовная культура врача не есть нечто извне данное, а выстраданное в собственном опыте осознания себя как человека и доктора.

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек–человек», огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний – прикладной, то от врачей и учёных требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.

Медицина как человековедческая наука не может существовать без определённых нравственно-этических и психологических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. Для самого специалиста, если он хочет стать профессионалом, важно принять условия, при которых существует сама профессия. Одним из таких условий является сохранение функций и социальной значимости профессии, что вполне естественно – профессия должна быть социально необходимой и удовлетворять определённым потребностям общества. Для профессионала освоение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание своего «Я», или как говорят психологи, своей «Я-концепции», что выглядит как осознание: «я понимаю (чувствую и знаю) почему я этим занимаюсь».

Итак, сегодня с особой остротой встают вопросы духовной культуры врача, которые ещё в недавнем прошлом не рассматривались в качестве самостоятельной цели профессиональной подготовки. Теперь же становиться очевидным, что духовность во многом определяет качество подготовки современного специалиста, а значит, результаты лечения. Духовный облик врача, не мыслимый вне нравственно положительного роста его личности, позволит расширить представление клинической картины болезни до клинической картины больного человека. Это в свою очередь позволит найти более обоснованные ответы на то, как влияют психологические и этические факторы на закономерности этиопатогенеза психосоматических заболеваний. Духовная культура врача также сопряжена с пониманием значимости характера межличностных контактов врача и пациента. Модель этих контактов воспитывается на сознательном и бессознательном уровне уже на студенческой скамье.

Организация высшего медицинского образования такова, что обучение в медицинском вузе формирует подход к человеку как к организму, идентифицирует человека с больным органом. Изучение анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики наряду с очевидными профессионально необходимыми знаниями создаёт иллюзию возможности познать человека только на основе изучения закономерностей жизнедеятельности организма. Это подтверждается фактом, что прилагательное «больной» прочно вошло в массовое и общественное сознание как существительное и фактически отбросило слово «человек».

В современной клинике зачастую за болезнью забывают человека: он мыслится как некое приложение к ней. Такое смещение приоритетов, когда сам носитель медико-психологических симптомов, к сожалению, вытесняется безличной совокупностью клинико-лабораторных данных, не может не тревожить. Следствием становятся случаи назначения лечения одного органа, но противопоказание больному в целом. Игнорирование целостного внутреннего мира пациента во всём устройстве клиник ведёт к возникновению у него ощущения одиночества, ненужности, заброшенности, униженности, чувства «подопытного кролика». И это происходит независимо от успеха лечения как такового.

Отношение к пациенту, умение организовать психологический диалог с ним – одно из базовых профессиональных действий, приводящее к верной диагностике и эффективному лечению. Формирование отношения к пациенту как к неповторимой уникальной личности, то есть целостному человеку, обладающему не только физической, но и душевной сущностью является главной целью профессиональной подготовки врача.

Темы рефератов:

1. Позиция психологии в общей системе наук.

2. Методологические проблемы и задачи психологии.

3. Медицинская психология как отрасль психологической науки и практики.

4. Методы исследования в психологии и медицине.

5. Психотерапия: к проблеме междисциплинарной интеграции медицины и психологии.

Рекомендуемая литература:

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 583с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1998.

4. Введение в психологию. Учебник для студентов ВУЗов / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: «Академия», 1995.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.


ТЕМА 2. Современные направления,
проблемы и понятия психологии

2.1. Формирование психологии как
самостоятельной науки

С тех пор как термин «психология» вошёл в научный обиход, прошло более двухсот лет, сопровождавшихся её становлением, кризисами, научными революциями в системе знаний и методов «науки о душе». Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «сознание» или «поведение». К 70-м годам XIX века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт (1832-1920гг.) и Ф. Брентано (1838-1917гг.). В.Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда «Основы физиологической психологии». В нем предметом психологии был признан «непосредственный опыт» – содержание сознания; главным методом – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В.Вундтом философ Ф.Брентано изложил программу изучения психологии в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874г.). Согласно его точке зрения, область психологии – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет, другое – акт видения света. По мышлению Брентано, изучение таких актов и есть уникальная сфера психологии.

В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений. Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г.Эббингауз (1850-1909гг.). Он экспериментировал с мнемоническими процессами (от «Мнемозина» – древнегреческая богиня памяти), и выяснил что они более сложные, чем сенсорные. В книге «О памяти» (1885г.) учёный изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. При решении проблемы он составил 2300 бессмысленных слов, состоящий из трёх звуков – согласный + гласный + согласный (например, «мон», «пит» и т.п.). Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся времени и объёма их заучивания, динамики их забывания (репутацию «классической» приобрела так называемая «кривая забывания», показывающая, что примерно половина забытого приходится на первые полчаса после заучивания), последующего воспроизведения материала различного объёма, различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца).

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего «инструменты» организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

2.2. Наиболее известные психологические
концепции XX века

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США – функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина. В психологии разрабатываются новые научные концепции и теоретические направления, проводятся соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: