Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Большую роль в обеспечении законности в управлении играет и такой способ ее обеспечения, как обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вопросы, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(138).

В соответствии с данным законом граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Право на обращение реализуется свободно и добровольно. Однако осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В данном Федеральном законе под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Под заявлением понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Гражданин вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке либо вправе обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Преследование гражданина в связи с его обращением запрещается. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Они могут запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Они обязаны принять все меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, рассматривающие обращение, вправе направить запрос в другой государственный орган, орган местного самоуправления или другому должностному лицу. По такому запросу в течение 15 дней предоставляются документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

По окончании рассмотрения гражданину дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение направляется по почтовому адресу, указанному в обращении и подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В Федеральном законе предусмотрен и порядок рассмотрения необщепринятых случаев обращений граждан.

Так, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, рассматривающий вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

В государственных органах, в том числе в органах военного управления, а также органах местного самоуправления проводится личный прием граждан их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц определяется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а также главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы*(139).

В соответствии с данным Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В суд могут быть обжалованы действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц (государственных служащих), если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия.

Необходимо отметить, что каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, совершивших действия (принявших решения), если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, организации или должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, организации, должностного лица (государственного служащего). Гражданин вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих) рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным Законом. При этом на государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностных лиц (государственных служащих), действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит следующие решения.

1. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о государственной службе, вплоть до представления об увольнении. Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

2. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих) и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Елистратов А.И. Административное право. М., 1911. С. 3-4.

*(2) Кабалевский В. Советское административное право. Харьков, 1929. С. 3.

*(3) См., в частности: Ананов И.Н. Система органов государственного управления в советской социалистической федерации. М., 1951; Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988; Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974; Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2007; Граждан В.Д. Теория управления. М., 2006.

*(4) См., в частности: Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 21-40; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2000. С. 7-22

*(5) Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1.М., 1998. С. 197-198.

*(6) См.: Теория государства и права. Саратов, 1995. С. 50-63; Теория государства и права. М., 1999. С. 145-151; Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. М., 1998. С. 197-208.

*(7) Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.

*(8) Елистратов А.И. Административное право. М., 1911. С. 4-7.

*(9) Сокольский В. В. Краткий учебник русского государственного права. 1890. С. 223-235.

*(10) Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном государстве. СПб., 1910. С. 303-315.

*(11) Градовский А.Д. Общее государственное право. Лекции профессора Градовского А.Д. СПб., 1885. С. 21-36.

*(12) См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. С. 36-47.

*(13) Рейснер М. Государственное управление // Энциклопедия "Гранат". Т. 16. С. 410-411.

*(14) См., например: Кобалевский В. Советское административное право. Харьков, 1929. С. 3-5; Берцинский С. К вопросу о методологии советского управления // Советское государственное право. 1930. N 10; Советское административное право. М., 1959. С. 7; Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность. Л., 1975.

*(15) См.: Теория и практика государственного управления в развитых капиталистических государствах. М., 1983. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988; Административное право зарубежных стран. М., 1996.

*(16) См.: Административное право зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Козырина. М., 1996. С. 100-106.

*(17) См., в частности: Винер М. Кибернетика и общество. М., 1958; Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963; Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959; Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении. М., 1964; Бокарев В.А. Объем и содержание понятия "управление" // Вопросы философии, 1966. N 11.

*(18) См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 342-343.

*(19) См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. С. 440.

*(20) См., например: Советское административное право: учебник. М., 1972. С. 4-6.

*(21) См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973; Он же. Социальная информация и управление обществом. М., 1975; Он же. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

*(22) См., в частности: Проблемы общей теории социалистического государственного управления. М., 1981. С. 19-27.

*(23) См., например: Туманов Г.А. Об основании, содержании и структуре теории государственного управления // Советское государство и право. 1984. N 1. С. 23-30.

*(24) См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004. С. 55-62.

*(25) См.: Файоль А. Общее и промышленное управление; Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности; Тэйлор Ф.У. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство. М., 1992.

*(26) См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2008. С. 26-33.

*(27) См., в частности: Г.Ф. Шершеневич. Общая теория права. Т. 1. Вып. 1. М., 1995. С. 182-196.

*(28) См.: Теория государства и права. М., 1999. С. 29-30.

*(29) Там же. С. 29-30, 128-130.

*(30) Советское административное право. М., 1990. С. 42-43.

*(31) См.: Административное право: учебник. М., 2005. С. 46.

*(32) Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005. С. 69-70.

*(33) См.: Федеральные конституционные законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении".

*(34) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 28. Ст. 3444.

*(35) См.: Андреевский И. Полицейское право: в 2 т. СПб., 1871; Белявский Н.Н. Полицейское право (Административное право): конспект лекций. 3-е изд. СПб, 1915; Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. 3-е изд. СПб., 1911; Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897.

*(36) Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб, 1874.

*(37) См.: предисловие И.Е. Андреевского к указ. соч. Л. Штейна. С. 3-5.

*(38) См.: Тарасов И. Основные положения Л. Штейна. Киев, 1873;. Он же. Краткий очерк науки административного права. Ярославль, 1888.

*(39) См.: Штейн Л. Указ соч. С. 12-14.

*(40) Штейн Л. Учение о военном быте как часть науки о государстве. СПб, 1875.

*(41) См., в частности: Власов В.А. Советский государственный аппарат. М., 1959; Советское административное право (общая часть). М., 1962.

*(42) См., например: Кобалевский В. Советское административное право. Харьков, 1929. C. 3-5; Берцинский С. К вопросу о методологии советского управления // Советское государственное право. 1930. N 10; Советское административное право. М., 1959. С. 7-10.

*(43) См.: Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954.

*(44) См.: Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л., 1960. С. 3-12.

*(45) Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974. С. 8-13.

*(46) См.: Советское административное право. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 20-28.

*(47) См.: Советское административное право. Управление отраслями народного хозяйства. М., 1982; Советское административное право. Основы управления народным хозяйством. М., 1981.

*(48) См.: Советское административное право. Управление социально-культурным строительством. М., 1981.

*(49) См.: Советское административное право. Управление в области административно-политической деятельности. М., 1979.

*(50) Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.

*(51) Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

*(52) См., в частности: Коренев А.П. Административное право России. М., 2001. С. 74-78; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2000. С. 103-112.

*(53) См., в частности: Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.

*(54) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 46 (ч. II). Ст. 4511.

*(55) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011.

*(56) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19. Ст. 685.

*(57) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060.

*(58) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060.

*(59) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

*(60) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение".

*(61) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.

*(62) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 30. Ст. 3285.

*(63) См.: Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 5. Ст. 653.

*(64) См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20. Ст. 2290.

*(65) См.: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности".

*(66) См.: Военную доктрину Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706.

*(67) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.

*(68) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 23. Ст. 2313.

*(69) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

*(70) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 13. Ст. 1360.

*(71) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.

*(72) Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20. Ст. 2290.

*(73) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.

*(74) См.: Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725.

*(75) См.: Положение о Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 587.

*(76) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.

*(77) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 3. Ст. 282.

*(78) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3431.

*(79) См.: Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденный приказом Минюста России от 19 декабря 2006 г. N 372.

*(80) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 17. Ст. 1869.

*(81) Перечень видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2007 г. N 1227-р.

*(82) СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

*(83) См. также: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль него Востока Российской Федерации", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

*(84) См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

*(85) СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

*(86) СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

*(87) См.: Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, утверждены приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68.

*(88) Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 // СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2560.

*(89) См., в частности: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008.

*(90) СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

*(91) См.: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // 1995. N 3. Ст. 173.

*(92) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 50. Ст. 5245.

*(93) См.: Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закон "О статусе военнослужащих" и др.

*(94) См., в частности: Национальный план противодействия коррупции. Утверждено Президентом РФ 31 июля 2008 г. Пр-1568.

*(95) СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

*(96) См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2006 г. N 1. Ст. 118.

*(97) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Ст. 440.

*(98) См.: Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437.

*(99) См.: Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439.

*(100) Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

*(101) См.: Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Ст. 438.

*(102) О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы, см.: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 641.

*(103) О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе, см.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484.

*(104) См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

*(105) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

*(106) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

*(107) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331

*(108) См.: Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

*(109) См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

*(110) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 70.

*(111) См.: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

*(112) Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие данного Положения распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России.

*(113) См. Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038.

*(114) Формы контрактов о службе в органах внутренних дел утверждены приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 526.

*(115) Положение о Доске почета МВД России утверждено приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 470.

*(116) Об учреждении знаков МВД России см. приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 июня 2000 г. N 633.

*(117) См.: Инструкцию о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе МВД РФ, утвержденную приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1328.

*(118) См.: Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 23 ст. 2313.

*(119) См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.

*(120) См.: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2663.

*(121) См. главу 18 учебника.

*(122) СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

*(123) СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

*(124) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

*(125) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1003, которым утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

*(126) Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава России от 16 марта 1999 г. N 83.

*(127) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 (часть I). N 1. Ст. 1.

*(128) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.

*(129) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19. Ст. 685.

*(130) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 635.

*(131) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 801.

*(132) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 167.

*(133) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.

*(134) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1589.

*(135) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472.

*(136) Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155.

*(137) О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ, см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003.

*(138) СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

*(139) Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, см. также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: