Известно, что принципы — это исходные основополагающие положения того или иного явления, четко определяющие его сущность. В этом аспекте принципами хозяйственного процессуального права являются те руководящие начала, которые определяют характер организации и деятельности хозяйственных судов, участников процессов содержание важнейших институтов и норм.
Среди ученых нет единого мнения о количестве и видах принципов арбитражного (хозяйственного) процесса. И.Г. Побирченко разграничивает принципы арбитражного процесса на три группы:
1) конституционные (партийное руководство, социалистическая законность, охрана социалистической собственности, демократический централизм);
2) межотраслевые (объективная истина, диспозитивность, равноправие сторон, состязательность, непосредственность, оперативность);
3) специфические (добровольное урегулирование спора самими сторонами, представительство сторон, арбитрирование, принудительное исполнение решений, активное воздействие на улучшение активности хозяйственных органов)1.
|
|
Само название некоторых из этих принципов показывает их архаичность в связи с изменением социально-экономического и политического строя в стране после распада Советского Союза и обретения Украиной самостоятельности.
Т.Е. Абова также указывает на три категории принципов, именуя их общими, межотраслевыми и отраслевыми.2
Кратко касаясь общих и межотраслевых принципов, она основное внимание уделяет отраслевым. При этом подразделяет их на принципы, определяющие организацию разрешения споров (законность, независимость судей, объективная истина, солидарность интересов участников процесса и их равноправие, участие общественности в процессе); и принципы, определяющие развитие процесса (непосредственность урегулирования разногласий сторонами, арбитрирование, состязательность, быстрота, экономичность процесса, активное воздействие на предприятия и организации).
Конечно, не все перечисленные принципы находят ныне применение в процессе. Так, едва ли можно говорить о солидарности интересов сторон процесса в современных условиях, когда в рыночных отношениях господствует непримиримая конкуренция. Отпало и участие общественности в процессе в связи с изменением экономи-
1 И.Г. Побирченко. Советский арбитражный процесс. —
Киев.— 1988.— С. 119.
2 TJ:. Абова. Арбитражный процесс в СССР. — М. — 1985. —
С. 78.
ческих и идеологических начал хозяйственной деятельности. Нецелесообразным представляется разделение принципов на организационные и процедурные, так как почти каждый из них содержит те и другие элементы. Не делает этого и законодатель. В настоящее время принципы хозяйственного процесса довольно четко определены в Конституции, в Законе «О судоустройстве Украины» и в Хозяйственном процессуальном кодексе. Ранее действовавший Закон «О хозяйственном суде» в ст. 4 конкретно перечислены шесть принципов:
|
|
законность;
независимость суда, подчинение его только закону;
равенство сторон перед законом и судом;
4) арбитрирование (исключен Законом от 21 июня 2001 г.);
5) гласность, т.е. открытое рассмотрение дел за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны или когда есть обоснованные возражения одной из сторон;
6) обязательность исполнения решений, определений, постановлений хозяйственного суда.
После принятия Конституции в 1996 году, в соответствии со ст. 129 этот перечень был дополнен еще одним принципом — Состязательностью сторон, свободным представлением ими доказательств в обоснование своей позиции.
Закон Украины от 21 июня 2001 г. № 2538 дополнил принципы процесса следующими:
1) полное фиксирование судебного процесса техническими средствами в порядке, установленном законом;
2) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений суда, кроме случаев, установленных законом.
Остановимся кратко на указанных принципах.
1) Законность является ведущим принципом хозяйственного процессуального права, как в организационном, так ив процедурном аспектах. В организационном плане он означает, что хозяйственные суды созданы и действуют на основании Конституции, Закона «О судоустройстве Украины», ХПК и других упоминавшихся ранее нормативных актов. Конституция четко определила правовой статус Хозяйственных судов как части всей судебной системы. В Конституции закреплены основные принципы судебных органов.
Развернутое содержание законности в организации хозяйственных судов дано в Законе «О судоустройстве Украины». Как отмечено ранее он определяет систему и структуру хозяйственных судов, их задачи, принципы, полномочия каждого звена в системе, характер взаимосвязи между ними.
Основным, работающим актом в процессуальной деятельности хозяйственных судов является ХПК. В этом плане целесообразно различать материально-правовую и процессуальную законность. Под материально-правовой следует понимать строгое соблюдение источников материального права, регулирующих хозяйственные правоотношения, в соответствии с которыми и должны разрешаться конкретные дела.
Законность в процессуальном смысле означает, что процесс рассмотрения споров должен проходить в полном соответствии с порядком, установленным процессуальными нормами. Следует заметить, что это требование не является пустой формальностью, оно направлено на наиболее объективное, полное и эффективное выяснение истины в споре, на надежную и справедливую защиту нарушенных прав и интересов хозяйствующих субъектов, на предотвращение вольностей и произвола в ведении процесса.
2) Независимость судей, в том числе от законодательной и исполнительной власти, подчинение их только закону обеспечивает полную самостоятельность их в разрешении подведомственных дел. Независимость судей провозглашалась и в Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г. Но тогда она действительно только провозглашалась, а фактически носила сугубо формальный, нереальный характер. О какой независимости судей можно было говорить, если они избирались местными Советами депутатов трудящихся, при этом на определенный срок, финансировались и обеспечивались материальными ресурсами исполкомов местных Советов. А партийные органы в силу статьи 6 Конституции СССР могли в любой момент вызвать судью на «ковер» и дать «руководящие указания». Мало того, такие указания нередко давались и по телефону. Недаром говорят, что тогда существовало «телефонное право».
|
|
В настоящее время независимость судей обеспечивается в самой Конституции целым рядом конкретных мер. Прежде всего, первоначальное назначение судьи
сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи (кроме Конституционного суда) избираются Верховной Радой бессрочно (ст. 128). Это реально гарантирует независимость судьи.
Судья не может быть без согласия Верховной Рады задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора (ст. 126). Финансирование судов осуществляется по отдельной статье государственного бюджета. Все это и обеспечивает подлинную независимость судей. Они действительно имеют полную возможность осуществлять правосудие в строгом соответствии с действующим законодательством и своим правосознанием.
3) Равенство сторон перед законом и судом означает: все, что положено одной стороне в процессе, то же самое разрешается и другой. Какая-либо дискриминация в отношении любой из сторон недопустима. Обе стороны на равных началах вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, возбуждать ходатайства, заявлять отвод судье,
эксперту, обжаловать решение, определение и т.д. Различие в правах сторон имеет место лишь в отношении тех действий, которые может совершать только одна из них в силу своего положения в споре. Так, отказ от иска, изменение его размера, оснований может иметь место
только со стороны истца. В то же время признание иска может исходить лишь от ответчика. Равноправие сторон в процессе является важной гарантией их состязательности в защиту своих интересов.
4) Гласность процесса закреплена в п. 7 ст. 129 Конституции и ст. 4.4 измененного ХПК. Гласность означает рассмотрение дел в открытом судебном заседании с правом присутствия на нем любых граждан, а также представителей средств массовой информации и других
организаций. Исключение допускается лишь тогда, когда это противоречит интересам государственной или коммерческой тайны или когда есть обоснованные возражения хотя бы одной из сторон.
|
|
Открытое судебное заседание обеспечивает достижение двух целей. Во-первых, это помогает достижению превентивной задачи суда, поскольку все присутствующие в заседании имеют возможность делать вывод о том, как следует поступать в той или иной правовой хозяйственной ситуации. Во-вторых, как сейчас принято говорить, этим обеспечивается определенная прозрачность
процесса, контроль снизу над работой суда, препятствующий принятию заведомо неправильных решений.
5) Полное фиксирование судебного процесса техническими средствами с помощью аудио и видеозаписи с
разрешения суда гарантирует сторонам полное и беспрепятственное отражение процесса, которое дает им воз
можность уверенно защищать свои права.
6) Апелляционное и кассационное обжалование решений, установленное Законами от 21 июня 2001 г., направлено на совершенствование порядка проверки правильности решений местных и апелляционных судов, исправления допущенных ими ошибок (об этом подробнее ниже).
7) Обязательность исполнения решений, определений, постановлений суда обеспечивает реализацию их в добровольном или принудительном порядке. Каким бы обоснованным и убедительным ни было решение суда, но если оно остается только на бумаге в деле суда, практическая ценность его равна нулю. Исполнительное производство является важной завершающей стадией хозяйственного процесса. Не случайно создана специальная Государственная исполнительная служба, порядок деятельности которой определен специальным Законом
(и об этом подробнее ниже).
8) Принцип состязательности сторон направлен, прежде всего, на выяснение истины по спору, которую суд должен установить на основании доказательств, представляемых сторонами, их объяснений, дискуссии по обстоятельствам дела. Недаром говорится, что истина рождается в споре. Эта формула как нельзя, кстати, применима к хозяйственному процессу.
Нельзя не сказать о принципе диспозитивности. Хотя он не указывался среди других в ст. 4 Закона «О хозяйственном суде», однако он пронизывает все судопроизводство по делу в соответствии с конкретными нормами ХПК. Известно, что диспозитивность означает возможность сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Это проявляется в праве истца изменить основание или предмет иска, увеличить размер исковых требований, в праве ответчика признать иск полностью или частично (ст. 22 ХПК). Стороны вправе заявить отвод судье (ст. 20 ХПК), эксперту (ст. 31 ХПК), обжаловать решение (ст. 100 ХПК) и т.д. Следовательно, на протяжении всего процесса стороны активно используют свои полномочия в полном соответствии с
принципом диспозитивности. Он ярко отражает демократизм процесса, активное участие сторон в его развитии. Поэтому следовало бы закрепить этот принцип, тем более что в ст. 129 Конституции при перечислении принципов судопроизводства говорится, что Законом могут быть определены иные принципы в судах отдельных судебных юрисдикции.
О языке судопроизводства. Близко примыкает к принципам положение о языке судопроизводства в хозяйственных судах. Как указано в ст. 3 ХПК, язык хозяйственного производства определяется ст. 21 Закона Украины «О языках в Украинской ССР». Это значит, что производство в суде, как правило, должно вестись на государственном украинском языке. Однако в тех случаях, где большинство населения постоянно использует свой национальный язык, судопроизводство можно вести на этом языке. Так, например, совершенно правомерно ведение хозяйственного процесса в Донецке, Луганске, Одессе, Симферополе, где большинство населения является русскоязычным, как на украинском, так и на русском языке. При этом, если тот или иной участник процесса не владеет свободно соответствующим языком, то в процесс должен быть приглашен переводчик.
§ 5. О досудебном урегулировании хозяйственных споров (ранее именовался до арбитражным)
К принципам хозяйственного процесса тесно примыкает та.досудебное (претензионное) урегулирование хозяйственных споров.
Ряд авторов считают его одним из важнейших принципов арбитражного (хозяйственного) процесса (В.Н. Можейко, З.Й. Шкундин, И.Г. Побирченко). В то же время другие ученые, в частности, Р.Ф. Каллистратова, рассматривают претензионный порядок урегулирования не как принцип процесса, а как предпосылку права на иск в процессуальном смысле.1
Это мнение представляется убедительным. Досудебное (претензионное) урегулирование возникает до возбуждения процесса и зачастую предотвращает его. Поэтому нелогично говорить о принципе процесса, когда сам процесс еще не возник.
Досудебный порядок играл важную роль в предотвращении чрезмерной загрузки арбитражных органов бесспорными делами, так как многие из них находили разрешение в контактах между самими сторонами. Так, согласно статистике бывшего Госарбитража СССР, почти две трети хозяйственных споров разрешались тогда в доарбитражном порядке1. Сам этот институт является ярким свидетельством демократического характера урегулирования споров, поскольку предоставляет самим сторонам разрешать разногласия в кратчайшие сроки.
Но, несмотря на это, в последние годы отношение к досудебному порядку резко изменилось в сторону отказа от него или заметного сокращения категории дел, по которым он должен действовать. Определенную роль в этом отношении сыграло постановление Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия», в п.8 которого буквально сказано: «Суд не вправе отказать истцу в принятии искового заявления лишь на том основании, что его требования могут быть рассмотрены в предусмотренном законом досудебном порядке»2. Думается, что пленум Верховного Суда Украины явно превысил свои полномочия, отменив действующее законодательство о досудебном урегулировании споров по ряду важных категорий, прежде всего по транспортным и трудовым.
Ссылку его на ст. 124 Конституции нельзя признать убедительной, поскольку она закрепляет конституционное материальное право на обращение в суд, но не касается порядка этого обращения, т.е. процедуры его осуществления. Эти вопросы решаются в специальных нормативных актах. И Пленум не вправе их отменять. Не случайно это указание не нашло применения и поддержки на практике ни со стороны судов, ни со стороны других органов. Комиссии по трудовым спорам как действовали, так и продолжают действовать и без их предварительного рассмотрения суды не принимают к произ-
1 См.: Р.Ф. КаЛлистратова. Разрешение споров в государственном арбитраже. — М. — 1961. — С. 21.
1 См.: Арбитражный процесс. — Харьков. — 2000. -
2 См.: Право Украины. — 1996. — № 12. — С. 92.
С. 48.
водству соответствующие трудовые споры. Аналогичное положение сохраняется и по всем транспортным делам. А вот председатель Высшего арбитражного суда Д.К. Притыка благожелательно отнесся к такой позиции Верховного Суда и высказался за применение ее по хозяйственным спорам. Вскоре после принятия постановления Пленума им была опубликована статья, в которой говорилось: «Требование Конституции о расширении юрисдикции судов на все правоотношения (ст. 124) обусловливают необходимость отмены доарбитражного урегулирования споров. Этот институт давно не способствует оперативности хозяйственного судопроизводства»1. Согласиться с таким утверждением невозможно, так как в претензионном порядке спор может быть разрешен в течение непродолжительного времени — по имущественным, как правило, в течение месяца, по договорным — 20 дней. И законодатель не воспринял эту позицию председателя Высшего арбитражного суда. Но в то же время, Законом «О внесении изменений в арбитражный процессуальный кодекс Украины» от 17 мая 2001 г. № 2413-Ш были внесены существенные изменения в действовавший порядок доарбитражного урегулирования хозяйственных споров в сторону сокращения круга дел, по которым должен применяться претензионный порядок урегулирования споров. Если раньше действовало правило, что он распространяется на все категории споров за исключением отдельных прямо указанных в Законе (ст. 5 АПК), то в настоящее время он действует лишь по делам, указанным в этом Законе, а именно:
а) по спорам, которые возникают из договора перевозки,
б) по спорам о предоставлении услуг органами связи,
в) по договорам, основанным на государственном заказе,
г) по договорам, в которых стороны оговорили необходимость соблюдения претензионного порядка.
Отменен предварительный порядок урегулирования и договорных споров. Ст. 10 АПК изложена в новой редакции, а именно: «Споры, которые возникают при заключении хозяйственных договоров, могут передаваться на разрешение арбитражного суда». Т.е. теперь нет надобности составлять протоколы разногласий, согласова-
1 См.: Право Украины. — 1997. — № 1. — С. 20.
ния в установленные сроки и только после этого обращаться в суд.
В то же время сохранен предварительный порядок согласования спора в1 случае необходимости расторгнуть или изменить договор, основанный на государственном заказе. В новой редакции ст. 11 ХПК говорится: «Предприятие или организация, которые считают необходимым изменить или расторгнуть договор, указанный в части второй ст. 5 этого кодекса, направляют предложения об этом другой стороне по договору».
В связи с резким сокращением круга дел, по которым обязателен претензионный порядок, а АПК в редакции от 4 июня 1991 г. (с последующими изменениями до Закона от 17 мая 2001 г.) исходил из применения доарбитражного порядка почти по всем делам, при этом в категорической форме, то Законом от 17 мая 2001 г. внесены изменения и в те статьи Кодекса, в которых исполнение того или иного процессуального действия зависело от выполнения претензионного порядка. Теперь это оговаривается словами: «в случаях, предусмотренных ст. 5 этого Кодекса» (см. новую редакцию ч.4 ст. 22, ч.2 ст. 24, ч.1 ст. 26, ч.2 п.6 ст. 54, ч.1 п.1 ст. 57, чЛ п.7 ст. 63, ч.1 п.2 ст. 65, ч.1 п.З ст. 80, ч.1 п.З ст. 81). Следовательно, в соответствии с законом от 17 мая 2001 г. несоблюдение претензионного порядка препятствует совершению процессуальных действий только по тем спорам, по которым он является обязательным. Сам порядок досудебного (претензионного) урегулирования хозяйственных споров, установленный ХПК, продолжает действовать в отношении соответствующих категорий споров. Во-первых, по спорам, связанным с перевозкой грузов и оказании услуг органами связи, он должен выполняться в соответствии с уставами, кодексами транспортных организаций, действующими на них Правилами, а по оказанию услуг связи — Уставом связи и сопутствующими ему Правилами (ч.2 ст. 5 ХПК).
По другим категориям дел порядок предъявления сохранен в том виде, как он определен в ст. 6 ХПК. Претензия должна быть содержательной с изложением сути спора, определением предмета требования, обоснованием его фактическими обстоятельствами и ссылками на правовые нормы. К ней должны прилагаться обосновывающие ее документы. Подписывает ее полномочное
лицо предприятия, организации или их представитель (в этой части ст. 6 ХПК изменена Законом от 21 июня 2001 г. № 2539-Ш). Сохранено действие ст.ст. 7 и 8 ХПК о порядке и сроках рассмотрения претензий, об уведомлении заявителя о результатах рассмотрения претензии. Как сама претензия, так и ответ на нее должны направляться другой стороне ценным, заказным письмом или вручаться нарочным под расписку соответствующего лица контрагента.
Не изменена ответственность за нарушение сроков рассмотрения претензии. Как и прежде, за оставление претензии без ответа или нарушении срока рассмотрения с виновной организации может быть взыскан штраф судом в доход государственного бюджета в размере 2 процентов суммы претензии, но не менее 5 и не более 100 размеров необлагаемых налогом доходов граждан.
Таким образом, хотя Законом от 17 мая 2001 г. сокращен круг споров, по которым претензионный порядок является обязательным, однако сам этот институт остался. При этом дано право самим сторонам в заключаемых договорах предусматривать обязательность его по любой категории споров. И если хозяйствующие субъекты захотят воспользоваться этим правом, то это даст им возможность возникающие между ними конфликты разрешать самим без обращения в хозяйственный суд. Это обеспечит оперативность ликвидации споров и экономию значительных средств, необходимых при обращении в хозяйственный суд на уплату госпошлины и иные расходы.
Реальность такого порядка урегулирования возникающих хозяйственных споров обеспечивается наличием юрисконсультов в подавляющем числе предприятий и организаций, а также все возрастающей юридической грамотностью руководителей предприятий и организаций. Успех такого порядка разрешения споров зависит, прежде всего, от серьезности отношения к претензионному порядку как со стороны заявителей претензий, так и со стороны тех, кому они адресуются. Если претензия составляется обдуманно, обстоятельно, убедительно, со ссылками на правовые нормы и рассматривается она серьезно, то это является залогом урегулирования конфликта самими сторонами без доведения его до хозяйственного суда.
I
§ 6. История возникновения и развития арбитражных (хозяйственных) судов
История возникновения и развития органов, разрешающих хозяйственные, коммерческие споры, исчисляется веками и сами они на разных этапах и в разных странах именовались по-разному.
В одних местах они именовались коммерческими, в других — торговыми, биржевыми, в Советском Союзе — первоначально арбитражными комиссиями, впоследствии ведомственными и государственными арбитражами.
В основе всех этих названий лежит слово arbiter, что в переводе с латинского языка означает третейский судья, избираемый конфликтующими сторонами.
Еще в Древнем Риме ярмарочные споры подлежали разрешению единолично судьей с участием присяжных. Впоследствии в Италии действовали узкоспециальные морские торговые суды. Торговые суды в средние века создавались в ряде французских городов, где проводились торговые ярмарки. С бурным развитием торговли такие суды возникали в других странах Западной Европы — в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании и др.1
В России про торговые суды впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мсти-славича в 1135 г.2
Обычно в те времена торговые суды носили одноразовый характер для разрешения конкретных дел.
Первая попытка создать на Руси постоянные специальные торговые суды была предпринята при царе Алексее Михайловиче (1667 г.), который установил, что купеческие дела должны вестись в одном судебном приказе.3
Петр I учредил Главный магистрат для разрешения торговых дел (1721 г.). Торговые суды были созданы также при ратушах.
Непосредственным предшественником ныне действующих хозяйственных судов следует считать коммерческие суды, которые создавались в Царской России в начале XIX века.
1 Московский коммерческий суд / Под редакцией Н.А. Побе
доносцева. — С.-Петербург. — 1909 — С. 76.
2 Там же с. 78.
3 Там же с. 81.
Возникшая в конце XVIII века Одесса бурно развивалась, становилась важным центром внутренней и международной торговли. Через нее шли товары из России на запад и восток, и в обратном направлении. В ходе совершения торговых сделок между коммерческими компаниями и предпринимателями нередко возникали споры. Для разрешения их в 1807 г. был создан коммерческий суд в Одессе. А затем такие суды были образованы в 1819 г. в Феодосии, в 1824 г. — в Измаиле.
За непродолжительное время коммерческие суды оправдали возлагавшиеся на них надежды коммерсантами и предпринимателями. И по их инициативе 14 мая 1832 г. было издано Общее положение о коммерческих судах в Российской империи.
Проведенная в России в 1864 г. судебная реформа по существу не коснулась коммерческих судов. Они просуществовали до 1917 г.1
Коммерческие суды являлись в определенной мере предшественниками арбитражных органов в Советской России, а затем и всего Советского Союза*
В условиях гражданской войны и военного коммунизма надобности в таких органах не было, поскольку между государственными предприятиями и организациями не существовало товарно-денежных отношений. Все вопросы, в том числе спорные, разрешались в централизованном, административном порядке. В Декрете о суде №' 2 от 22 февраля (7 марта) 1918 г. было записа-но: «.... Судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются».2
С переходом страны в 1921 г. к новой экономической политике (НЭП), с внедрением в хозяйственную деятельность товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета, заменой продразверстки продналогом и допуска в экономику частного предпринимателя положение в хозяйстве начало резко изменяться. Хозяйственники социалистического сектора учились рационально использовать закрепленные за ними средства в целях рентабельного производства и получения прибыли. Стали требовать возмещения долгов и убытков, возникших по вине контрагентов. Это породило многочисленные имущественные
1 См. ДМЛритыка. Арбитражные суды Украины: История,
сегодня, перспективы развития // Право Украины.— 2001.—
№ 2.— Ст. 19-25.
2 СУ РСФСР.— 1918.— № 26.— С. 420.
споры между ними. Управленческим органам было трудно своевременно и правильно их разрешать.
3 апреля 1922 г. Президиум Высшего Совета народного хозяйства России принял постановление о создании Арбитражной комиссии при ВСНХ и арбитражных комиссий при его местных органах (крайпромбюро и губсовнархозах).
Эти комиссии разрешали только внутриведомственные споры. Но они возникали и между организациями и предприятиями, относящимися к различным наркоматам и ведомствам. Для разрешения их Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, утвержденным постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 г. была организована Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны, а на местах арбитражные комиссии при областных экономических советах.1
Вскоре был решен вопрос о создании арбитражных комиссий и на Украине. Совет народных комиссаров Украины 16 ноября 1922 г. образовал Высшую арбитражную комиссию при Экономическом Совете Украины и арбитражные комиссии в губерниях и при экономических советах.2
После образования Союза ССР была организована Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 июня 1924 г. утверждено Положение о ней.3
Тем самым завершилось создание арбитражных органов на территории всего Советского Союза. Создание их Н.В.Крыленко Объяснял тем, что необходимо было разгрузить Совет Труда и Обороны от обязанностей разрешать многочисленные споры между государственными органами по Имущественным взаимоотношениям.4
Наряду с этой сугубо практической стороной следует подчеркнуть и правовой аспект решения проблемы. Бели
1 СУ РСФСР. — 1922. — № 60. — Ст. 769.
2 СЗ УССР. — 1922. — № 48. — Ст. 713.
8 Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. — 1924. — № 6. — Ст. 200.
4 НЛ. Крыленко. В последний раз об арбитражных комиссиях // Еженедельник советской юстиции.— 1923.— № 29.— Ст. 529.
в административных органах споры разрешались, как правило, в одностороннем порядке путем заслушивания одной из конфликтующей сторон, то в арбитражных комиссиях обе стороны имели возможность дать свои объяснения, отстаивать свои интересы. Создавалась несравненно большая гарантия принятия правильного, обоснованного решения.
Это обеспечивалось и тем, что процедура рассмотрения дел в комиссиях была близка к порядку разрешения гражданских дел в судах. Комиссии могли пользоваться нормами гражданско-процессуального кодекса за исключением тех случаев, когда те или иные вопросы регулировались Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями.
Близость процедурного порядка разрешения споров в судах и арбитражных комиссиях породила среди ученых юристов мнение о том, что арбитражные комиссии не нужны, что их функции вполне могут выполнять суды. При этом совершенно игнорировалось существенное различие в предмете.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 г. упраздняются ведомственные комиссии, их дела передавались межведомственным комиссиям.1
Но противники арбитражных комиссий на этом не остановились. Они добивались ликвидации и межведомственных комиссий, и постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 г. ликвидировались и межведомственные арбитражные комиссии с передачей их дел судам.2 Однако ошибочность этого шага была вскрыта буквально в течение двух недель. Не успели комиссии передать дела судам, как 20 марта 1931 г. в Декрете СНК СССР «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» было установлено, что споры между хозяйственными органами, связанные с имущественной ответственностью их друг перед другом, разрешаются органами государственного арбитража.3
1 СЗ СССР. — 1930. — № 6. — Ст. 60.
2 СЗ СССР. — 1931. — № 14. — Ст. 135.
3 Решения, партии и правительства по хозяйственным вопросам. — М. — 1967. — Т. 2. — С. 298.
Таким образом, признавалась необходимость сохранения специальных правовых органов для рассмотрения конфликтов в области экономики. При этом им давалось более четкое название по сравнению с ранее действовавшим. 3 мая 1931 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о Государственном арбитраже. Положение устанавливало структуру органов Госарбитражей, их компетенцию и основные правила деятельности. Они образовывались при СНК СССР, при совнаркомах союзных и автономных республиках, при исполкомах краевых, областных Советов, а также при исполкомах Советов автономных областей.
Несколько иначе решался вопрос на Украине. Постановлением ЦИК и СНК Украины от 5 июня 1931 г. «О государственном арбитраже УССР» были созданы государственные арбитражи при Совете Народных Комиссаров республики и межрайонные в городах Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и Донецке.1
Положение о государственном арбитраже на Украине было утверждено постановлением СНК УССР от 30 мая 1945 г. Им вносились изменения в систему арбитражных судов Украины, предусматривалось, что они действуют при Совете Министров УССР и при исполкомах областных Советов депутатов трудящихся.2
В таком виде органы государственного арбитража просуществовали с незначительными изменениями в некоторые периоды. Так, Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. Госарбитражи были переданы в ведение Министерства юстиции СССР и его органов на местах. Однако не потребовалось много времени, чтобы убедиться в ошибочности такого решения. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. госарбитражи вновь были подчинены непосредственно исполнительно-распределительным органам государственной власти.
В Украине постановлением Совета Министров УССР от 28 августа 1963 г. «О реорганизации государственных арбитражей при исполнительных комитетах УССР» с 1 января 1964 г. вместо областных госарбитражей создавались 7 межобластных. Но практика показала нецелесообразность такого решения. И потому постанов-
1 СЗ УССР. — 1931. — № 21. — Ст. 118.
2 СП УССР. — 1945. — № 4-5. — Ст. 40.
лением Совета Министров УССР от 31 декабря 1965 г. были восстановлены областные государственные арбитражи, а также созданы два городских Госарбитража в Киеве и Севастополе.
Необходимо отметить, что если после создания системы Госарбитража в 1931 г. она по существу оставалась неизменной, то компетенция Госарбитражей постоянно расширялась, а порядок деятельности совершенствовался. Так, Положением от 3 мая 1931 г. предусматривалось рассмотрение госарбитражами лишь имущественных споров, а с 1934 г. на них возлагалась обязанность разрешения и споров, возникающих при заключении договоров между социалистическими организациями. С 1939 г. Госарбитраж при СНК СССР обязан был рассматривать споры между наркоматами при согласовании и утверждении Основных условий поставки продукции и товаров, которые являлись важнейшими нормативными актами в регулировании поставочных отношений. Тем самым Госарбитражу при СНК СССР придавалась нормотворческая функция. Кроме того, по поручению правительства СССР Госарбитраж при СНК СССР трижды утверждал Правила рассмотрения споров органами Госарбитража (в 1934 г., в 1963 г. и в 1976 г.) Им также утверждены были 15 июня 1965 г. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, а 25 апреля 1966 г. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Он утверждал и Особые условия поставки различных видов товаров, а по продукции это делалось совместно с Госснабом СССР. Подобной функцией обладали госарбитражи при Советах Министров союзных республик по товарам народного потребления внутриреспубликан-ского назначения.
Таким образом, в процессе развития государственные арбитражи наряду с юрисдикционной функцией приобретали и правотворческие полномочия.
На органы Госарбитража с момента их возникновения и в процессе развития постоянно возлагалась обязанность по предупреждению правонарушений в хозяйственной деятельности. В этих целях они должны были систематически проводить анализ и обобщения по важнейшим категориям споров, по группам дел, или
отдельных предприятии с целью выявления нару-тений действующего законодательства и определения
уЛ мер по борьбе и устранению их. На основании этих обобщений вносились представления в соответствующие
* органы управления, в том числе центральные для при-