Источники хозяйственного процессуального права

Правовыми источниками хозяйственного процессу­ального права являются нормативные акты, которые ре­гулируют организацию и деятельность хозяйственных судов в процессе осуществления ими Своей конституци­онной обязанности.

Основным, определяющим источником является Кон­ституция Украины, в которой закреплен правовой ста­тус хозяйственных судов как части общей судебной си­стемы, являющейся одной из трех ветвей государствен­ной власти. В ней закреплена независимость всех судов, в том числе хозяйственных, от законодательной, и ис­полнительной власти (ст. 126).Конституция определила


и основные принципы судопроизводства (ст. 129). Она установила порядок назначения и избрания судей, ука­зала требования, которым должен соответствовать су­дья. На второе место среди источников следует поста: вить Закон «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г., который вобрал в себя Закон «О хозяйственном суде», четко определил правовой статус его как органа правосудия в хозяйственных отношениях, закрепил за­дачи и функции хозяйственных судов, систему и струк­туру их организации, полномочия отдельных звеньев.

Наиболее часто используемым судами в практичес­кой деятельности является Хозяйственный процессуаль­ный кодекс с учетом Закона Украины «О внесении из­менений в Арбитражный процессуальный кодекс Укра­ины (теперь хозяйственный процессуальный кодекс (далее — ХПК). Он состоит из пятнадцати разделов, пос­ледовательно раскрывающих деятельность суда и участ­ников процесса на разных стадиях, начиная с возбужде­ния дела и заканчивая производством по делам с учас­тием иностранных предприятий и организаций.

Тесно по своему назначению примыкает к нему За­кон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. № 784-XIV. В нем, как и в ХПК, регулируется деятельность суда и участников процесса, но только по одной категории споров — о банкротстве. Объясняется это тем, что дела эти по участникам процесса, по стади­ям и процедуре, по срокам рассмотрения существенно отличаются от других категорий споров, разрешаемых хозяйственными судами. В литературе обоснованно пред­лагается признать порядок рассмотрения этих дел осо­бым производством1.

Думается, что при принятии нового Хозяйственного процессуального кодекса было бы целесообразно Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» по процедурным вопросам включить в кодекс в виде самостоятельного раздела.

Источниками хозяйственного процессуального права являются и нормативные акты, решающие отдельные воп­росы хозяйственного процессуального права, при этом исхо-

1 См.: Б. Поляков. Совершенствование законодательства о
банкротстве // Предпринимательство, хозяйство и право.— i
2001. — № 4. — С. 22-25.!


дящие не только от высших органов власти, но и от испол­нительно-распорядительных. Такими источниками, в част­ности, является Декрет Кабинета Министров «О государ­ственной пошлине» от 21 января 1993 г. № 7-93 с после­дующими изменениями и разъясняющая его применение инструкция «О порядке исчисления и уплаты государ­ственной пошлины», утвержденная Главной государствен­ной налоговой инспекцией 22 апреля 1993 г.

Хотя Хозяйственный процессуальный кодекс являет­ся самостоятельным, не связанным с Гражданским про­цессуальным кодексом, однако отдельные нормы послед­него регламентируют и хозяйственные правоотношения. Особенно это касается Закона Украины «Об исполнитель­ном производстве» от 21 апреля 1999 г. № 606-XIV. Ко­нечно, это источник в основном гражданского процессу­ального права, но в то же время и хозяйственного про­цессуального в той части, в которой речь идет об испол­нении "решений хозяйственных судов государственными исполнителями.

Не следует думать, что источниками хозяйственного процессуального права могут быть только нормативные акты сугубо процедурного характера. Ими могут быть акты материального права, хозяйственного, гражданско­го, когда в них разрешаются отдельные вопросы порядка деятельности хозяйственных судов.

Так, в Законе Украины «Об аренде государственно­го и коммунального имущества» от 14 марта 1995 г. № 100/95-В9 говорится, что «в случае отказа в заклю­чении договора аренды, а также неполучения ответа в установленный срок заинтересованные лица имеют пра­во обратиться за защитой своих интересов в суд, арбит­ражный суд» (п.7 ст. 9 Закона). В ст. 209 ГК УССР указывается, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

Таким образом, следует иметь в виду, что непроходи­мой грани между нормами материального и процессу­ального права нет.

Хозяйственные суды Украины могут в процессе сво­ей деятельности руководствоваться и нормами между­народного права. Так, при хозяйственных спорах между предприятиями и организациями Украины с хозяйствен­ными субъектами других стран СНГ применяется Со­глашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписан-


ное участниками Содружества Независимых Государств 20 марта 1992 г. и ратифицированное Верховной Радой 19 декабря 1992 г.

Наконец, согласно постановлению Верховной Рады от 12 сентября 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» разрешается применять акты законодатель­ства Союза ССР при условии, если они не противоречат Конституции и законам Украины.

Таким образом, для изучения курса «Хозяйственное процессуальное право Украины» совершенно недостаточ­но усвоить нормы и положения, содержащиеся в Законе «О судоустройстве Украины», ХПК с соответствующими дополнениями и изменениями, а необходимо ознакомить­ся со всем комплексом нормативных актов, регулирую­щих организацию и деятельность хозяйственного суда.

§ 3. Задачи и функции хозяйственного суда

Наряду с общей задачей осуществления правосудия в хозяйственных взаимоотношениях, надо указать на три конкретные, связанные- между собой, но в то же время самостоятельные задачи. На первое место необходимо по­ставить задачу по защите прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственных правоотношений. Эта задача разрешается с помощью функции рассмотре­ния конкретных дел в судебных заседаниях. Рассматри­вая дела и устанавливая невыполнение обязательства или исполнение его ненадлежащим образом в отношении ко­личественных, качественных показателей, сроков и т.п., суд возмещает убытки пострадавшей стороны, взыскива­ет штрафные санкции с правонарушителя. По договор­ным спорам суд корректирует условия договора в соот­ветствии с законом и с учетом желаний и возможностей сторон. По делам о признании недействительными актов суд защищает права и интересы хозяйствующих субъек­тов от неправомерных действий тех или иных органов.

Осуществление главной задачи суда неразрывно связано со второй задачей — содействие укреплению за­конности в сфере хозяйственных отношений. Рассматривая конкретное дело и восстанавливая нарушенное право, суд тем самым воспитывает в духе строгого исполнения законодательства. Эта задача может исполняться и с помощью такой важной функ­ции суда, как обобщение практики по важнейшим ка­тегориям споров или по отдельным предприятиям, орга­низациям, к которым часто в значительном количестве предъявляются иски. Анализируя обобщения и делая из них определенные выводы, суд может направлять ча­стные определения, сообщения надлежащим органам для принятия должных мер.

Третьей задачей хозяйственного суда является внесе­ние предложений, направленных на совершенствование правового регулирование хозяйственной деятельности. Особенно актуальную работу в этом плане проводит Выс­ший хозяйственный суд и, в частности, его председатель Д.Н. Притыка. Высший хозяйственный суд принимал непосредственное участие в разработке и предваритель­ном обсуждении упомянутых выше Законов, принятых 21 июня 2001 г., об изменении законов об арбитражном суде и Арбитражного процессуального кодекса. Высший хозяйственный суд также проявлял живой интерес к проекту Хозяйственного кодекса. Тесная связь суда с другими органами по подготовке новых и обновлению действующих законов в области хозяйства дает возмож­ность при издании их учитывать сложившуюся прак­тику при решении соответствующих вопросов.

Необходимо обратить внимание, что иногда смешива­ют задачи и функции хозяйственного суда. Хотя они тесно связаны между собой, но в то же время существен­но различаются. Если задача — это цель, которая ста­вится и должна достигаться судом в процессе деятель­ности, то функция — это сама деятельность во имя дос­тижения соответствующей задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: