Правовыми источниками хозяйственного процессуального права являются нормативные акты, которые регулируют организацию и деятельность хозяйственных судов в процессе осуществления ими Своей конституционной обязанности.
Основным, определяющим источником является Конституция Украины, в которой закреплен правовой статус хозяйственных судов как части общей судебной системы, являющейся одной из трех ветвей государственной власти. В ней закреплена независимость всех судов, в том числе хозяйственных, от законодательной, и исполнительной власти (ст. 126).Конституция определила
и основные принципы судопроизводства (ст. 129). Она установила порядок назначения и избрания судей, указала требования, которым должен соответствовать судья. На второе место среди источников следует поста: вить Закон «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г., который вобрал в себя Закон «О хозяйственном суде», четко определил правовой статус его как органа правосудия в хозяйственных отношениях, закрепил задачи и функции хозяйственных судов, систему и структуру их организации, полномочия отдельных звеньев.
|
|
Наиболее часто используемым судами в практической деятельности является Хозяйственный процессуальный кодекс с учетом Закона Украины «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины (теперь хозяйственный процессуальный кодекс (далее — ХПК). Он состоит из пятнадцати разделов, последовательно раскрывающих деятельность суда и участников процесса на разных стадиях, начиная с возбуждения дела и заканчивая производством по делам с участием иностранных предприятий и организаций.
Тесно по своему назначению примыкает к нему Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. № 784-XIV. В нем, как и в ХПК, регулируется деятельность суда и участников процесса, но только по одной категории споров — о банкротстве. Объясняется это тем, что дела эти по участникам процесса, по стадиям и процедуре, по срокам рассмотрения существенно отличаются от других категорий споров, разрешаемых хозяйственными судами. В литературе обоснованно предлагается признать порядок рассмотрения этих дел особым производством1.
Думается, что при принятии нового Хозяйственного процессуального кодекса было бы целесообразно Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» по процедурным вопросам включить в кодекс в виде самостоятельного раздела.
Источниками хозяйственного процессуального права являются и нормативные акты, решающие отдельные вопросы хозяйственного процессуального права, при этом исхо-
|
|
1 См.: Б. Поляков. Совершенствование законодательства о
банкротстве // Предпринимательство, хозяйство и право.— i
2001. — № 4. — С. 22-25.!
дящие не только от высших органов власти, но и от исполнительно-распорядительных. Такими источниками, в частности, является Декрет Кабинета Министров «О государственной пошлине» от 21 января 1993 г. № 7-93 с последующими изменениями и разъясняющая его применение инструкция «О порядке исчисления и уплаты государственной пошлины», утвержденная Главной государственной налоговой инспекцией 22 апреля 1993 г.
Хотя Хозяйственный процессуальный кодекс является самостоятельным, не связанным с Гражданским процессуальным кодексом, однако отдельные нормы последнего регламентируют и хозяйственные правоотношения. Особенно это касается Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 г. № 606-XIV. Конечно, это источник в основном гражданского процессуального права, но в то же время и хозяйственного процессуального в той части, в которой речь идет об исполнении "решений хозяйственных судов государственными исполнителями.
Не следует думать, что источниками хозяйственного процессуального права могут быть только нормативные акты сугубо процедурного характера. Ими могут быть акты материального права, хозяйственного, гражданского, когда в них разрешаются отдельные вопросы порядка деятельности хозяйственных судов.
Так, в Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 14 марта 1995 г. № 100/95-В9 говорится, что «в случае отказа в заключении договора аренды, а также неполучения ответа в установленный срок заинтересованные лица имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд, арбитражный суд» (п.7 ст. 9 Закона). В ст. 209 ГК УССР указывается, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».
Таким образом, следует иметь в виду, что непроходимой грани между нормами материального и процессуального права нет.
Хозяйственные суды Украины могут в процессе своей деятельности руководствоваться и нормами международного права. Так, при хозяйственных спорах между предприятиями и организациями Украины с хозяйственными субъектами других стран СНГ применяется Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписан-
ное участниками Содружества Независимых Государств 20 марта 1992 г. и ратифицированное Верховной Радой 19 декабря 1992 г.
Наконец, согласно постановлению Верховной Рады от 12 сентября 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» разрешается применять акты законодательства Союза ССР при условии, если они не противоречат Конституции и законам Украины.
Таким образом, для изучения курса «Хозяйственное процессуальное право Украины» совершенно недостаточно усвоить нормы и положения, содержащиеся в Законе «О судоустройстве Украины», ХПК с соответствующими дополнениями и изменениями, а необходимо ознакомиться со всем комплексом нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность хозяйственного суда.
§ 3. Задачи и функции хозяйственного суда
Наряду с общей задачей осуществления правосудия в хозяйственных взаимоотношениях, надо указать на три конкретные, связанные- между собой, но в то же время самостоятельные задачи. На первое место необходимо поставить задачу по защите прав и охраняемых законом интересов участников хозяйственных правоотношений. Эта задача разрешается с помощью функции рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях. Рассматривая дела и устанавливая невыполнение обязательства или исполнение его ненадлежащим образом в отношении количественных, качественных показателей, сроков и т.п., суд возмещает убытки пострадавшей стороны, взыскивает штрафные санкции с правонарушителя. По договорным спорам суд корректирует условия договора в соответствии с законом и с учетом желаний и возможностей сторон. По делам о признании недействительными актов суд защищает права и интересы хозяйствующих субъектов от неправомерных действий тех или иных органов.
|
|
Осуществление главной задачи суда неразрывно связано со второй задачей — содействие укреплению законности в сфере хозяйственных отношений. Рассматривая конкретное дело и восстанавливая нарушенное право, суд тем самым воспитывает в духе строгого исполнения законодательства. Эта задача может исполняться и с помощью такой важной функции суда, как обобщение практики по важнейшим категориям споров или по отдельным предприятиям, организациям, к которым часто в значительном количестве предъявляются иски. Анализируя обобщения и делая из них определенные выводы, суд может направлять частные определения, сообщения надлежащим органам для принятия должных мер.
Третьей задачей хозяйственного суда является внесение предложений, направленных на совершенствование правового регулирование хозяйственной деятельности. Особенно актуальную работу в этом плане проводит Высший хозяйственный суд и, в частности, его председатель Д.Н. Притыка. Высший хозяйственный суд принимал непосредственное участие в разработке и предварительном обсуждении упомянутых выше Законов, принятых 21 июня 2001 г., об изменении законов об арбитражном суде и Арбитражного процессуального кодекса. Высший хозяйственный суд также проявлял живой интерес к проекту Хозяйственного кодекса. Тесная связь суда с другими органами по подготовке новых и обновлению действующих законов в области хозяйства дает возможность при издании их учитывать сложившуюся практику при решении соответствующих вопросов.
Необходимо обратить внимание, что иногда смешивают задачи и функции хозяйственного суда. Хотя они тесно связаны между собой, но в то же время существенно различаются. Если задача — это цель, которая ставится и должна достигаться судом в процессе деятельности, то функция — это сама деятельность во имя достижения соответствующей задачи.
|
|