В условиях перехода к рыночным отношениям объективно возрастает роль права в регулировании экономических отношений. При планово-административной системе все основные Показатели хозяйственной деятельности предприятий и организаций определялись в централизованном порядке путем плановых заданий. В условиях же рыночных отношений, как указано в ст. 5 Закона Украины «О предпринимательстве», субъекты его самостоятельно формируют программу деятельности, определяют своих поставщиков и потребителей, устанавливают цены в соответствии с законодательством и т.п.
Раньше главной задачей хозяйственных организаций было выполнение плана любой ценой, теперь определяющим моментом является получение прибыли.
С переходом предприятий на полный хозяйственный расчет, при котором они в имущественном и финансовом плане обособлены друг от друга, они могут рассчитывать только на собственные средства. Самостоятельно определяя свою деятельность, предприятия должны также формировать бизнес-планы, чтобы они были экономически обоснованы и обеспечивали превышение доходов над расходами в максимальном размере.
В решении этой задачи важная роль принадлежит праву, особенно такому действенному правовому средству как хозяйственный договор. В соответствии с бизнес-планами предприятия заключают договоры на снабжение и сбыт продукции, на производство работ, оказание услуг и т.п. В правильном, юридически грамотном заключении договора первостепенная роль принадлежит юристу. Юридические промахи и ошибки в договоре могут приводить к убыткам, значительным непроизводительным расходам. Вот почему в условиях рыночных отношений хозяйственная деятельность может быть эффективной лишь в том случае, когда она осуществляется экономически обоснованно и юридически грамотно.
При заключении договоров, а также при исполнении их у действующих субъектов нередко возникают разногласия, споры. Для разрешения их существует специальный государственный орган — хозяйственный суд (до 21 июня 2001 г. именовавшийся арбитражным судом). Именно здесь субъекты предпринимательства имеют возможность урегулировать свои конфликты, защитить нарушенные права и интересы.
Следует отметить, что в условиях Советского Союза действовавшие тогда арбитражи занимали довольно незавидную роль в системе других государственных органов. До 1987 г. местные госарбитражи состояли при исполкомах областных Советов народных депутатов. Последние назначали и увольняли госарбитров, а до 1974 г. даже осуществляли надзор за правильностью решений госарбитражей.
Компетенция госарбитражей была чрезмерно узкой: они разрешали в основном две категории дел: договорные и имущественные. По договорным придавался легитимный характер плановым заданиям, когда по ним возникали споры, а по имущественным взыскивали убытки или штрафные санкции с нарушителей договорной дисциплины. Штаты органов Госарбитража были чрезмерно ограниченными (по сравнению с ныне действующими в 3-4 раза), а материальное и денежное обеспечение жалким.
Положение коренным образом изменилось после принятия Закона Украины «Об арбитражном суде» 4 июня 1991 г. и Арбитражного процессуального кодекса Украины 6 ноября 1991 г. Во-первых, государственные арбитражи были переименованы в арбитражные суды, что не ограничивалось терминологическим названием этих органов, а несло в себе изменение их сущности. Теперь они лишались каких бы то ни было административных функций (что ранее было присуще государственным арбитражам), и становились в полной мере органами правосудия в хозяйственной среде, частью всей судебной системы страны. Во-вторых, заметно расширилась подведомственность арбитражных судов. К их ведению были отнесены все дела, которые ранее рассматривались ведомственными арбитражами, вышестоящими органами ответчика, общими судами по хозяйственным спорам с участием колхозов. К ним могут обращаться не только юридические лица, но и отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Была открыта дорога в арбитражный суд иностранным фирмам, ведущим хозяйственную деятельность на территории Украины. Появились новые важные категории споров, как дела о признании предприятий и организаций банкротами, о признании недействительными актов государственных и иных органов вплоть до Кабинета Министров Украины, а также об отмене актов о государственной регистрации субъектов предпринимательства и др.
Об, объеме и важности арбитражных судов Украины можно представить по некоторым цифровым данным, приведенным в докладе председателя Высшего арбитражного суда Украины Д. Притыки на Пленуме этого суда по итогам работы за 2000 год. Отмечалось, что количество рассмотренных дел всеми арбитражными судами Украины увеличилось по сравнению с 1999 г. на 16,9%, а с 1996 г. — в 2,5 раза. По всем рассмотренным делам взыскано 13,2 млрд. гривен в пользу хозяйственных субъектов, что превышает тот же показатель по сравнению с 1999 г. в четыре раза, а с 1996 г. — в восемь раз. Было разрешено 8300 дел о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом, 25600 дел о признании недействительными актов государственной регистрации субъектов предпринимательства, почти 36000 дел о взыскании налогов и платежей в доход бюджета, по которым присуждено 1,7 млрд. гривен1. Уже только эти некоторые данные из деятельности арбитражных (теперь хозяйственных) судов наглядно показывают, какой мощный потенциал заложен в системе этих государственных органов по воздействию на экономические отношения в стране» Это говорит также о том, как важно каждому юристу глубоко и обстоятельно знать порядок организации и деятельности этих органов.
Хотя Закон Украины «Об арбитражном суде» 1991 г. и Арбитражный процессуальный кодекс Украины 1991 г. коренным образом изменили правовой статус арбитражных органов, однако десятилетний опыт их приме-
1 См.: Право Украины. — 2001. — № 3. — С. 140.
нения на практике показал, что некоторые институты и конкретные правовые нормы, заложенные в них, нуждаются в изменении и дальнейшем совершенствовании. И это было выполнено в процессе проведения малой судебной реформы законами «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» от 21 июня 2001 г. № 2531-Ш, «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде» от 21 июня 2001 г. № 2538-Ш, «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины» от 21 июня 2001 г. № 2539-Ш. Эти законы переименовали арбитражные суды в хозяйственные, что тоже отражает сущность их деятельности и исключает этимологическую тавтологию, поскольку арбитраж (arbitrage) в переводе с французского означает суд (третейский). Новые законы усовершенствовали систему и структуру хозяйственных судов, укрепили демократические начала в их деятельности, сделали более четким сам процесс судопроизводства. Все это нашло дальнейшее отражение и закрепление в принятых 7 февраля 2002 г. Законе Украины «О судоустройстве Украины» и 7 марта 2002 г. Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».






