V яятия cooTBeTCTBvmTiiHx мйп. А

лятия соответствующих мер. А в случае установления признаков преступления сообщалось об этом в правоох­ранительные органы.

Наряду с расширением компетенции госарбитражей в ходе развития их совершенствовался и процедурный по­рядок деятельности. Так, в первых Правилах рассмотре­ния и разрешения дел Госарбитражем, принятых в 1934 г., не было норм о понятии и содержании иска, о доказа­тельствах, о третьих лицах, об участии прокурора, о про­верке правильности решений и т.д. В частности, счита­лось, что решение госарбитра является окончательным и обжалованию не подлежит. Впоследствии в Правилах рас­смотрения хозяйственных споров 1963 г. были сформу­лированы основные положения арбитражной процедуры, в частности, нашли разрешение такие важные процессу­альные институты, как стороны в процессе, доказатель­ства, процессуальные сроки, проверка правильности ре­шений главным арбитром или его заместителем.

Развитие исковой сущности арбитражной процеду­ры, сближение ее с гражданско-процессуальной нашло закрепление в Правилах 1980 г. и особенно в Правилах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР 16 апреля 1988 г.

Постоянное расширение компетенции органов госу­дарственного арбитража и совершенствование их дея­тельности способствовало росту авторитета и значения их среди других государственных органов в регулирова­нии экономических отношений.

Принципиальное отражение этого нашло закрепле­ние в Конституции СССР 1977 г., в ст. 163 которой указывалось, что разрешение хозяйственных споров меж­ду предприятиями и организациями осуществляется органами государственного арбитража.

Тем самым государственному арбитражу придавал­ся статус конституционного органа. Это нашло дальней­шее закрепление в том, что 30 ноября 1979 г. был при­нят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР». Он определил правовой статус Госарбитража как юрис-дикционного органа с некоторыми функциями административных учреждений.






В частности, он предоставил право госарбитражам проводить проверку заключения и исполнения хозяйственных договоров, соблюдения до-арбитражного урегулирования хозяйственных конфлик­тов. При этом данные полномочия распространялись не только на предприятия, учреждения и организации, но и на центральные органы.

При обнаружении недостатков в соответствующей ра­боте на руководителей надлежащих органов могли на­лагаться серьезные меры ответственности.

Завершением формирования органов Госарбитража в условиях Советского Союза явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. «О вне­сении изменений и дополнений в законодательство Со­юза ССР о государственном арбитраже», которым го­сарбитражи выводились из ведения исполнительно-рас­порядительных органов и преобразовывались в самостоятельную систему.

Так, Госарбитраж при Совете Министров СССР стано­вился Госарбитражем СССР с назначением его руково­дителя непосредственно Верховным Советом СССР. Ана­логично решался вопрос и в отношении нижестоящих звеньев системы. Госарбитражи становились единой цен­трализованной правовой системой наподобие органов про­куратуры.

В настоящее время система органов хозяйственных судов Украины действует на основе Закона Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г., воб­равшего в себя Закон «О хозяйственном суде» и Хозяй­ственного процессуального кодекса Украины с измене­ниями и дополнениями. По делам о банкротстве важ­ную роль играет Закон Украины от 30 июня 1999 г. «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» с последующими изменения­ми его по Закону от 7 марта 2002 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: