лятия соответствующих мер. А в случае установления признаков преступления сообщалось об этом в правоохранительные органы.
Наряду с расширением компетенции госарбитражей в ходе развития их совершенствовался и процедурный порядок деятельности. Так, в первых Правилах рассмотрения и разрешения дел Госарбитражем, принятых в 1934 г., не было норм о понятии и содержании иска, о доказательствах, о третьих лицах, об участии прокурора, о проверке правильности решений и т.д. В частности, считалось, что решение госарбитра является окончательным и обжалованию не подлежит. Впоследствии в Правилах рассмотрения хозяйственных споров 1963 г. были сформулированы основные положения арбитражной процедуры, в частности, нашли разрешение такие важные процессуальные институты, как стороны в процессе, доказательства, процессуальные сроки, проверка правильности решений главным арбитром или его заместителем.
Развитие исковой сущности арбитражной процедуры, сближение ее с гражданско-процессуальной нашло закрепление в Правилах 1980 г. и особенно в Правилах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР 16 апреля 1988 г.
|
|
Постоянное расширение компетенции органов государственного арбитража и совершенствование их деятельности способствовало росту авторитета и значения их среди других государственных органов в регулировании экономических отношений.
Принципиальное отражение этого нашло закрепление в Конституции СССР 1977 г., в ст. 163 которой указывалось, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями и организациями осуществляется органами государственного арбитража.
Тем самым государственному арбитражу придавался статус конституционного органа. Это нашло дальнейшее закрепление в том, что 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР». Он определил правовой статус Госарбитража как юрис-дикционного органа с некоторыми функциями административных учреждений.
В частности, он предоставил право госарбитражам проводить проверку заключения и исполнения хозяйственных договоров, соблюдения до-арбитражного урегулирования хозяйственных конфликтов. При этом данные полномочия распространялись не только на предприятия, учреждения и организации, но и на центральные органы.
При обнаружении недостатков в соответствующей работе на руководителей надлежащих органов могли налагаться серьезные меры ответственности.
Завершением формирования органов Госарбитража в условиях Советского Союза явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже», которым госарбитражи выводились из ведения исполнительно-распорядительных органов и преобразовывались в самостоятельную систему.
|
|
Так, Госарбитраж при Совете Министров СССР становился Госарбитражем СССР с назначением его руководителя непосредственно Верховным Советом СССР. Аналогично решался вопрос и в отношении нижестоящих звеньев системы. Госарбитражи становились единой централизованной правовой системой наподобие органов прокуратуры.
В настоящее время система органов хозяйственных судов Украины действует на основе Закона Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г., вобравшего в себя Закон «О хозяйственном суде» и Хозяйственного процессуального кодекса Украины с изменениями и дополнениями. По делам о банкротстве важную роль играет Закон Украины от 30 июня 1999 г. «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» с последующими изменениями его по Закону от 7 марта 2002 г.