Глава 18. Исполнительное производство в хозяйственном процессе

§ 1. Понятие исполнительного производства. Исполнительные органы

Исполнительное производство — это завершающая стадия хозяйственного процесса, в которой реализуется принятое решение. Нельзя согласиться с теми учеными (В. Тертышников, М. Титов), которые не относят его к стадии хозяйственного или гражданского процесса, а рас­сматривают самостоятельным, очень важным процессу­альным производством по реализации прав сторон. Это мотивируется, в частности, тем, что оно само имеет свои стадии (возбуждение производства, добровольное и при­нудительное исполнение, поворот исполнения, приоста­новление производства и т. д.)1.

Мало того, Н. Титов утверждает, что «исполнитель­ная власть занимает особое место среди ветвей власти»2. Следовательно, он выделяет ее из судебной власти.

Не оспаривая важного значения исполнительного про­изводства, в то же время нельзя обосабливать, отрывать от самого процесса разрешения споров, ставить его на уровень других ветвей власти, в том числе судебной, по­скольку оно является неотъемлемой частью последней и призвано служить ей путем реализации принятых решений. Судебный процесс без исполнительного произ­водства все равно что дом без крыши.

Исполнительное производство начинается на основа­нии решения или другого акта суда, осуществляется ис­полнительными органами в тесном взаимодействии и под контролем суда, в частности, тогда, когда в ходе испол­нения решения необходимо приостановить, изменить ха-

1 См.: В. Тертышников. Гражданский процесс.— Харьков.
1995. — С. 140-142.

2 См.: Н. Титов. Арбитражный процесс.— Харьков. «Кон-
сум». — 2000. — С. 166. См.: Там же с. 165.



рактер, формы исполнения и т.п. Поэтому исполнитель­ное производство, безусловно, является частью, стадией хозяйственного процесса (так же, как и гражданского). Уж если некоторые авторы считают досудебное урегу­лирование споров частью хозяйственного процесса, хотя оно проходит действительно самостоятельную, без связи с хозяйственным судом, то тем более исполнительное производство является стадией процесса, в котором суд принимает самое активное, непосредственное участие.

Исполнительное производство в хозяйственном про­цессе в настоящее время в основном регулируется Хо­зяйственным процессуальным кодексом, а также Зако­ном Украины от 24 марта 1998 г. «О государственной исполнительной службе» и Законом Украины от 21 ап­реля 1999 г. «Об исполнительном производстве».

Указанные Законы внесли существенные изменения в исполнение решений хозяйственных судов. Прежде все­го установлено, что решения, определения, постановле­ния хозяйственных судов, не связанные со взысканием денег, теперь должны исполняться не судебными испол­нителями, а государственными исполнителями Государ­ственной исполнительной службы, состоящей при орга­нах Министерства юстиции Украины. В связи с этим во всех статьях раздела XIV ХПК слова «судебный испол­нитель» заменяются словами «государртвенный испол­нитель».

Ст.ст. 118 и 119 ХПК, в которых решались вопросы о сроках предъявления приказа к исполнению и об ответ­ственности за уклонение от исполнения решения, опре­деления, постановления суда исключены из кодекса, т.е. прекратили свое действие.

Следует иметь в виду, что исполнением решений, оп­ределений, постановлений хозяйственных судов занима­ются не только государственные исполнители. Более того последние осуществляют эту функцию крайне редко. Только в тех случаях, когда обязанность должника со­стоит не в передаче денег взыскателю, а в выполнении какого-то реального определенного действия (передача имущества, освобождение помещения и т.п.).

Решения хозяйственных судов о взыскании денеж­ных средств исполняются в основном учреждениями банков в установленном порядке банковскими инструк­циями и правилами. Поскольку хозяйственные споры


чаще всего носят денежный характер, то большинство решений хозяйственных судов исполняются именно уч­реждениями банков.

Исполнителями решений хозяйственных судов могут быть и другие финансовые организации. Так, взыскание денежных средств в пользу бюджета осуществляется на­логовыми администрациями.

В тех случаях, когда суд признает недействительны­ми акты государственных и иных органов, его решения должны исполняться самими этими органами.

Наконец, по делам о признании хозяйственных орга­низаций банкротами решения судов о ликвидации долж­ника, о реализации его имущества, об удовлетворении требований кредиторов и т.д. осуществляется ликвида­тором (ликвидационной комиссией) и соответствующи­ми учетными органами субъектов предпринимательства.

Таким образом, круг органов по исполнению реше­ний хозяйственных судов является довольно обширным.

§ 2. Исполнительные документы

Исполнение решений хозяйственных судов осуществ­ляется в основном в соответствии с приказом. Он имеет такое же правовое значение, как исполнительный лист, выдаваемый в судах общей юрисдикции. Приказ выда­ется или направляется взыскателю одновременно с ре­шением. Он должен высылаться заказным или ценным письмом о взыскании денежных сумм. Бели суд рас­сматривал наряду с первоначальным встречный иск, то приказы выдаются отдельно по каждому иску без при­менения взаимного зачета. Приказы оформляются на специально заранее заготовленных в типографии блан­ках: Необходимыми реквизитами приказа являются:

1) наименование хозяйственного суда, номер дела, дата
принятия решения и срок его действия;

2) резолютивная часть решения с указанием взыска­
теля, должника и что же должно быть выполнено.

Приказ подписывается судьей и заверяется печатью хозяйственного суда (ст. 117 ХПК).

В случае представления судом отсрочки или рассроч­ки исполнения решения в приказе указывается, с какого времени начинается течение срока его действия.


Заявление об отсрочке, рассрочке исполнения реше­ния рассматривается в судебном заседании с вызовом сторон, прокурора (участвовавшего в деле) в десятиднев­ный срок.

Ст. 121 ХПК в новой редакции об отсрочке и рас­срочке исполнения решения по сравнению с ранее дей­ствовавшей значительно изменила условия решения этого вопроса, установив, что отсрочка, рассрочка могут иметь место лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, которые усложняют исполнение решения или делают его невозможным. Ужесточение условий от­срочки и рассрочки исполнения решений должно со­кратить широко распространенное ранее это явление, влекущее к затягиванию исполнения решений, откла­дыванию восстановления прав потерпевшего.

В приказах, подлежащих исполнению государствен­ными исполнителями или налоговой администрацией, должен указываться взыскатель и должник, их адреса, наименования и номера счетов в банках.

Приказы выдаются как в тех случаях, когда они ис­полняются государственным исполнителем, так и тогда, когда они реализуются учреждениями банков или на­логовой администрацией.

А по делам 6 банкротстве и признании недействи­тельным акта государственного или иного органа при­казы не выдаются. Решения в этих случаях реализуют­ся на основании их самих.

Для предъявления к исполнению приказа установ­лен довольно короткий срок — 3 месяца со дня вступле­ния решения в законную силу. По истечении этого сро­ка приказ к исполнению не принимается.

При утрате приказа то ли по вине взыскателя, то ли по вине исполнительных органов взыскатель вправе об­ратиться в суд с просьбой о выдаче дубликата приказа. К заявлению об этом должна прилагаться справка госу­дарственного исполнителя, учреждения банка или орга­на связи об утрате приказа, если он утрачен у них. При утрате приказа самим взыскателем он должен предста­вить справку за подписью руководителя или его замес­тителя и главного (старшего) бухгалтера о том, что при­каз утрачен и к исполнению не предъявлялся. О выдаче дубликата приказа выносится определение. Следует иметь в виду, что с заявлением о выдаче дубликата при-


каза взыскатель вправе обращаться до истечения трех­месячного срока на обращение к исполнению приказа.

В случае пропуска срока на исполнение приказа но­вая редакция ст. 119 ХПК предусматривает право взыс­кателя обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. О времени и месте рассмотрения заявления извещаются взыскатель и должник. Неявка их в заседа­ние не препятствует рассмотрению заявления по суще­ству.

Если срок пропущен по уважительной причине, суд может восстановить его, вынося об этом определение.

§ 3. Порядок исполнения решений хозяйственных судов

Исполнение приказов, решений, постановлений хозяй­ственных судов осуществляется по-разному в зависимос­ти от того, какие органы это делают. Проще всего испол­нение производится учреждениями банков. В этом слу­чае взыскатель выписывает платежное требование и направляет или передает его вместе с приказом обслужи­вающему его учреждению банка через государственного исполнителя. Это требование подлежит исполнению в бе­закцентном порядке. Учреждение банка не вызывает ни взыскателя ни должника, а пересылает требование и при­каз в учреждение банка должника, в котором соответ­ствующая сумма списывается со счета должника и пере­числяется в банк взыскателя для зачисления на его счет.

Примерно так же осуществляется взыскание денеж­ных сумм в доход бюджета. Только в этом случае пла­тежное требование не выписывается. А приказ суда на­правляется непосредственно в местный орган налоговой администрации, который предъявляет его учреждению банка должника для списания с его счета присужденной суммы и зачисления ее в доход бюджета.

По делам о признании недействительными актов го­сударственных и иных органов копия решения направ­ляется соответствующему органу, который должен при­нять решение об отмене или изменении своего акта, при­знанного недействительным. Если же это не делается, то все равно признанное недействительным решение утра­чивает силу, поскольку является ничтожным.


Наиболее сложная процедура по исполнению реше­ний установлена в тех случаях, когда это осуществляет­ся государственными исполнителями. Закон «Об испол­нительном производстве» четко и пространно регламен­тирует действия государственного исполнителя, его взаимосвязь с рудом, права и обязанности сторон испол­нительного производства, других участвующих в нем лиц, разграничивает производство на несколько стадий и определяет специфику исполнения по некоторым ка­тегориям дел.

Нет надобности подробно рассматривать все положе­ния этого Закона в данном курсе, так как он изучается в специальном курсе «Исполнительное производство». Поэтому ограничимся только основными его категория­ми и понятиями без подробного раскрытия.

Закон устанавливает, что в исполнительном произ­водстве наряду с государственным исполнителем могут участвовать стороны (взыскатель и должник), представи­тели сторон, эксперты, специалисты, переводчики (ст. 10 Закона). Все они наделяются определенными правами и обязанностями. В частности, стороны могут заявлять от­вод государственному исполнителю, эксперту, а также знакомиться с материалами исполнительного производ­ства, делать из него выписки, снимать копии, представ­лять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в проведении исполнительных действий и т.д. (ст. 29 Закона). Все это закрепляет демократичес­кий характер исполнительного производства. Необхо­димо подчеркнуть, что в ходе исполнительного произ­водства все существенные действия государственный ис­полнитель должен оформлять постановлениями. Так, по­становления выносятся при открытии исполнительного производства или об отказе в этом; об отложении, при­остановлении, закрытии производства и т.д. Такая фор­ма деятельности государственного исполнителя дает воз­можность сторонам быть постоянно в курсе всех дей­ствий государственного исполнителя и при необходимо­сти обжаловать их начальнику отдела Государственной исполнительной службы или в суд. Это обеспечивает, как принято сейчас говорить, прозрачность исполнитель­ного производства и надлежащий контроль за действи­ями государственного исполнителя. Следует также от­метить, что, хотя исполнительное производство предус-


матривает принудительные меры в отношении должни­ка, однако до того ему предоставляется возможность добровольно исполнить соответствующее решение в те­чение до 7 дней, а о принудительном выселении — пят­надцати дней. Это отражает гуманный характер очень неприятной процедуры по принудительному исполнению решений.

Для обеспечения нормальной и эффективной деятель­ности государственного исполнителя Закон дает ему право налагать штраф на лиц, которые препятствуют его дея­тельности или не выполняют правомерных требований. Так, в случае неисполнения в срок без уважительных причин определенных действий должником государ­ственный исполнитель выносит постановление о нало­жении на него штрафа в размере от двух до десяти нео­благаемых налогом минимумов доходов граждан, если должником является физическое лицо, а если юриди­ческое — то от десяти до двадцати. При этом назнача­ется новый срок исполнения. Это постановление должно утверждаться начальником отдела Государственной ис­полнительной службы. При повторном неисполнении решения штраф налагается в двойном размере. При дальнейшем неисполнении решения государственный ис­полнитель ставит перед судом вопрос об уголовной от­ветственности должника (ст. 87 Закона).

Следует отметить, что ответственность по Закону за уклонение от исполнения решения хозяйственного суда значительно снижена по сравнению с ранее действовав­шей. В старой редакции ст. 119 ХПК за уклонение от исполнения решения, определения, постановления арбит­ражного суда предприятием, организацией или учреж­дением суд мог взыскать в доход государственного бюд­жета штраф в размере до 50 процентов от суммы испол­нения или до 1000 не облагаемых налогом доходов граждан, правда, если исполнение не связано с перечис­лением либо списанием денежных сумм. Такой размер штрафа ложился тяжелым бременем на финансовое положение должника. Теперь Закон делает упор на не­ суровость санкции, а на более четкую организацию ис­полнения. В то же время Закон предусматривает допол­нительные гарантии для взыскателя, устанавливая, что он Может обратиться в суд с иском к юридическому


лицу, обязанному взыскивать деньги с должника, при неисполнении решения по вине этого лица.

Убытки, причиненные государственным исполните­лем гражданам или юридическим лицам, подлежат воз­мещению (ст. 86 Закона).

Закон устанавливает довольно краткий, но вполне ре­альный срок для исполнения решения, указывая, что ре­шение (не связанное с реализацией имущества должни­ка) должно быть исполнено не позднее чем в двухмесяч­ный срок со дня поступления исполнительного докумен­та. А по некоторым категориям дел (взыскание али­ментов, заработной платы, восстановление на работе и др.) оно подлежит немедленному исполнению (ст. 25 За­кона).

Продление указанного срока допускается лишь в слу­чаях, предусмотренных Законом (отложение или приос­тановление производства).

При завершении исполнительного производства госу­дарственный исполнитель выносит об этом постановле­ние, которое утверждается начальником соответствую­щего отдела Государственной исполнительной службы.

В случаях, когда после исполнения решения оно отме­няется или изменяется апелляционной, кассационной ин­станциями или по вновь выявленным обстоятельствам, должнику возвращается все, что с него было взыскано. Для этого он должен обратиться в хозяйственный суд с заявлением о повороте исполнения решения. К заявле­нию прилагается справка, подписанная руководителем организации или его заместителем и главным (стар­шим) бухгалтером, о том, что взысканная с него по отме­ненному или измененному решению сумма списана бан­ком или имущество изъято государственным исполни­телем. Суд выносит определение о выдаче должнику приказа о повороте исполнения решения, указывая, ка­кая сумма или имущество подлежат возврату. С этим приказом должник обращается в обслуживающее его учреждение банка или к государственному исполните­лю по принадлежности. Они исполняют приказ в уста­новленном законом порядке.

Таким образом, можно констатировать, что Закон «Об исполнительном производстве» значительно усовершен­ствовал эту сложную процедуру по исполнению реше­ний и обеспечил более надежное и своевременное восстановление нарушенных прав и интересов как граждан, так и юридических лиц.

В проекте нового ХПК предлагаются некоторые до­полнения и уточнения норм действующего ХПК по ис­полнительному производству. В частности, предусмат­ривается, чтобы все приказы, а не только по денежным взысканиям, направлялись взыскателю ценным или за­казным письмом (п. 1 ст. 266 проекта). Это, конечно, правильно, так как обеспечивает получение приказа взыскателем по любому виду взыскания, а не только по денежному.

Проект исключает отсрочку или рассрочку решения суда первой инстанции при взыскании задолженности по опротестованному векселю или по делам контрольного производства. И это обоснованно, учитывая специфику этих споров (п. 1 ст. 271 проекта).

Указывается также, что в процессе исполнения судеб­ного акта стороны имеют право заключить мировое со­глашение (п. 5 ст. 271 проекта). Это уточнения также не лишне, поскольку право сторон на мировое соглаше­ние распространяется на все стадии процесса. Ст. 121-1 ХПК о праве кассационной инстанции приостановить исполнение обжалованного решения в проекте предус­матривает такое же право и апелляционной инстанции (п. 2 ст. 272 проекта). И против этого не может быть возражений, поскольку оно находится в полном соот­ветствии с полномочиями апелляционной инстанции.

Таким образом, принятие нового ХПК сделает более четким и полным регулирование исполнительного про­изводства в хозяйственном процессе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: