§ 1. Понятие исполнительного производства. Исполнительные органы
Исполнительное производство — это завершающая стадия хозяйственного процесса, в которой реализуется принятое решение. Нельзя согласиться с теми учеными (В. Тертышников, М. Титов), которые не относят его к стадии хозяйственного или гражданского процесса, а рассматривают самостоятельным, очень важным процессуальным производством по реализации прав сторон. Это мотивируется, в частности, тем, что оно само имеет свои стадии (возбуждение производства, добровольное и принудительное исполнение, поворот исполнения, приостановление производства и т. д.)1.
Мало того, Н. Титов утверждает, что «исполнительная власть занимает особое место среди ветвей власти»2. Следовательно, он выделяет ее из судебной власти.
Не оспаривая важного значения исполнительного производства, в то же время нельзя обосабливать, отрывать от самого процесса разрешения споров, ставить его на уровень других ветвей власти, в том числе судебной, поскольку оно является неотъемлемой частью последней и призвано служить ей путем реализации принятых решений. Судебный процесс без исполнительного производства все равно что дом без крыши.
|
|
Исполнительное производство начинается на основании решения или другого акта суда, осуществляется исполнительными органами в тесном взаимодействии и под контролем суда, в частности, тогда, когда в ходе исполнения решения необходимо приостановить, изменить ха-
1 См.: В. Тертышников. Гражданский процесс.— Харьков.
1995. — С. 140-142.
2 См.: Н. Титов. Арбитражный процесс.— Харьков. «Кон-
сум». — 2000. — С. 166. См.: Там же с. 165.
рактер, формы исполнения и т.п. Поэтому исполнительное производство, безусловно, является частью, стадией хозяйственного процесса (так же, как и гражданского). Уж если некоторые авторы считают досудебное урегулирование споров частью хозяйственного процесса, хотя оно проходит действительно самостоятельную, без связи с хозяйственным судом, то тем более исполнительное производство является стадией процесса, в котором суд принимает самое активное, непосредственное участие.
Исполнительное производство в хозяйственном процессе в настоящее время в основном регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом, а также Законом Украины от 24 марта 1998 г. «О государственной исполнительной службе» и Законом Украины от 21 апреля 1999 г. «Об исполнительном производстве».
Указанные Законы внесли существенные изменения в исполнение решений хозяйственных судов. Прежде всего установлено, что решения, определения, постановления хозяйственных судов, не связанные со взысканием денег, теперь должны исполняться не судебными исполнителями, а государственными исполнителями Государственной исполнительной службы, состоящей при органах Министерства юстиции Украины. В связи с этим во всех статьях раздела XIV ХПК слова «судебный исполнитель» заменяются словами «государртвенный исполнитель».
|
|
Ст.ст. 118 и 119 ХПК, в которых решались вопросы о сроках предъявления приказа к исполнению и об ответственности за уклонение от исполнения решения, определения, постановления суда исключены из кодекса, т.е. прекратили свое действие.
Следует иметь в виду, что исполнением решений, определений, постановлений хозяйственных судов занимаются не только государственные исполнители. Более того последние осуществляют эту функцию крайне редко. Только в тех случаях, когда обязанность должника состоит не в передаче денег взыскателю, а в выполнении какого-то реального определенного действия (передача имущества, освобождение помещения и т.п.).
Решения хозяйственных судов о взыскании денежных средств исполняются в основном учреждениями банков в установленном порядке банковскими инструкциями и правилами. Поскольку хозяйственные споры
чаще всего носят денежный характер, то большинство решений хозяйственных судов исполняются именно учреждениями банков.
Исполнителями решений хозяйственных судов могут быть и другие финансовые организации. Так, взыскание денежных средств в пользу бюджета осуществляется налоговыми администрациями.
В тех случаях, когда суд признает недействительными акты государственных и иных органов, его решения должны исполняться самими этими органами.
Наконец, по делам о признании хозяйственных организаций банкротами решения судов о ликвидации должника, о реализации его имущества, об удовлетворении требований кредиторов и т.д. осуществляется ликвидатором (ликвидационной комиссией) и соответствующими учетными органами субъектов предпринимательства.
Таким образом, круг органов по исполнению решений хозяйственных судов является довольно обширным.
§ 2. Исполнительные документы
Исполнение решений хозяйственных судов осуществляется в основном в соответствии с приказом. Он имеет такое же правовое значение, как исполнительный лист, выдаваемый в судах общей юрисдикции. Приказ выдается или направляется взыскателю одновременно с решением. Он должен высылаться заказным или ценным письмом о взыскании денежных сумм. Бели суд рассматривал наряду с первоначальным встречный иск, то приказы выдаются отдельно по каждому иску без применения взаимного зачета. Приказы оформляются на специально заранее заготовленных в типографии бланках: Необходимыми реквизитами приказа являются:
1) наименование хозяйственного суда, номер дела, дата
принятия решения и срок его действия;
2) резолютивная часть решения с указанием взыска
теля, должника и что же должно быть выполнено.
Приказ подписывается судьей и заверяется печатью хозяйственного суда (ст. 117 ХПК).
В случае представления судом отсрочки или рассрочки исполнения решения в приказе указывается, с какого времени начинается течение срока его действия.
Заявление об отсрочке, рассрочке исполнения решения рассматривается в судебном заседании с вызовом сторон, прокурора (участвовавшего в деле) в десятидневный срок.
Ст. 121 ХПК в новой редакции об отсрочке и рассрочке исполнения решения по сравнению с ранее действовавшей значительно изменила условия решения этого вопроса, установив, что отсрочка, рассрочка могут иметь место лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, которые усложняют исполнение решения или делают его невозможным. Ужесточение условий отсрочки и рассрочки исполнения решений должно сократить широко распространенное ранее это явление, влекущее к затягиванию исполнения решений, откладыванию восстановления прав потерпевшего.
|
|
В приказах, подлежащих исполнению государственными исполнителями или налоговой администрацией, должен указываться взыскатель и должник, их адреса, наименования и номера счетов в банках.
Приказы выдаются как в тех случаях, когда они исполняются государственным исполнителем, так и тогда, когда они реализуются учреждениями банков или налоговой администрацией.
А по делам 6 банкротстве и признании недействительным акта государственного или иного органа приказы не выдаются. Решения в этих случаях реализуются на основании их самих.
Для предъявления к исполнению приказа установлен довольно короткий срок — 3 месяца со дня вступления решения в законную силу. По истечении этого срока приказ к исполнению не принимается.
При утрате приказа то ли по вине взыскателя, то ли по вине исполнительных органов взыскатель вправе обратиться в суд с просьбой о выдаче дубликата приказа. К заявлению об этом должна прилагаться справка государственного исполнителя, учреждения банка или органа связи об утрате приказа, если он утрачен у них. При утрате приказа самим взыскателем он должен представить справку за подписью руководителя или его заместителя и главного (старшего) бухгалтера о том, что приказ утрачен и к исполнению не предъявлялся. О выдаче дубликата приказа выносится определение. Следует иметь в виду, что с заявлением о выдаче дубликата при-
каза взыскатель вправе обращаться до истечения трехмесячного срока на обращение к исполнению приказа.
В случае пропуска срока на исполнение приказа новая редакция ст. 119 ХПК предусматривает право взыскателя обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. О времени и месте рассмотрения заявления извещаются взыскатель и должник. Неявка их в заседание не препятствует рассмотрению заявления по существу.
|
|
Если срок пропущен по уважительной причине, суд может восстановить его, вынося об этом определение.
§ 3. Порядок исполнения решений хозяйственных судов
Исполнение приказов, решений, постановлений хозяйственных судов осуществляется по-разному в зависимости от того, какие органы это делают. Проще всего исполнение производится учреждениями банков. В этом случае взыскатель выписывает платежное требование и направляет или передает его вместе с приказом обслуживающему его учреждению банка через государственного исполнителя. Это требование подлежит исполнению в безакцентном порядке. Учреждение банка не вызывает ни взыскателя ни должника, а пересылает требование и приказ в учреждение банка должника, в котором соответствующая сумма списывается со счета должника и перечисляется в банк взыскателя для зачисления на его счет.
Примерно так же осуществляется взыскание денежных сумм в доход бюджета. Только в этом случае платежное требование не выписывается. А приказ суда направляется непосредственно в местный орган налоговой администрации, который предъявляет его учреждению банка должника для списания с его счета присужденной суммы и зачисления ее в доход бюджета.
По делам о признании недействительными актов государственных и иных органов копия решения направляется соответствующему органу, который должен принять решение об отмене или изменении своего акта, признанного недействительным. Если же это не делается, то все равно признанное недействительным решение утрачивает силу, поскольку является ничтожным.
Наиболее сложная процедура по исполнению решений установлена в тех случаях, когда это осуществляется государственными исполнителями. Закон «Об исполнительном производстве» четко и пространно регламентирует действия государственного исполнителя, его взаимосвязь с рудом, права и обязанности сторон исполнительного производства, других участвующих в нем лиц, разграничивает производство на несколько стадий и определяет специфику исполнения по некоторым категориям дел.
Нет надобности подробно рассматривать все положения этого Закона в данном курсе, так как он изучается в специальном курсе «Исполнительное производство». Поэтому ограничимся только основными его категориями и понятиями без подробного раскрытия.
Закон устанавливает, что в исполнительном производстве наряду с государственным исполнителем могут участвовать стороны (взыскатель и должник), представители сторон, эксперты, специалисты, переводчики (ст. 10 Закона). Все они наделяются определенными правами и обязанностями. В частности, стороны могут заявлять отвод государственному исполнителю, эксперту, а также знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из него выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в проведении исполнительных действий и т.д. (ст. 29 Закона). Все это закрепляет демократический характер исполнительного производства. Необходимо подчеркнуть, что в ходе исполнительного производства все существенные действия государственный исполнитель должен оформлять постановлениями. Так, постановления выносятся при открытии исполнительного производства или об отказе в этом; об отложении, приостановлении, закрытии производства и т.д. Такая форма деятельности государственного исполнителя дает возможность сторонам быть постоянно в курсе всех действий государственного исполнителя и при необходимости обжаловать их начальнику отдела Государственной исполнительной службы или в суд. Это обеспечивает, как принято сейчас говорить, прозрачность исполнительного производства и надлежащий контроль за действиями государственного исполнителя. Следует также отметить, что, хотя исполнительное производство предус-
матривает принудительные меры в отношении должника, однако до того ему предоставляется возможность добровольно исполнить соответствующее решение в течение до 7 дней, а о принудительном выселении — пятнадцати дней. Это отражает гуманный характер очень неприятной процедуры по принудительному исполнению решений.
Для обеспечения нормальной и эффективной деятельности государственного исполнителя Закон дает ему право налагать штраф на лиц, которые препятствуют его деятельности или не выполняют правомерных требований. Так, в случае неисполнения в срок без уважительных причин определенных действий должником государственный исполнитель выносит постановление о наложении на него штрафа в размере от двух до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, если должником является физическое лицо, а если юридическое — то от десяти до двадцати. При этом назначается новый срок исполнения. Это постановление должно утверждаться начальником отдела Государственной исполнительной службы. При повторном неисполнении решения штраф налагается в двойном размере. При дальнейшем неисполнении решения государственный исполнитель ставит перед судом вопрос об уголовной ответственности должника (ст. 87 Закона).
Следует отметить, что ответственность по Закону за уклонение от исполнения решения хозяйственного суда значительно снижена по сравнению с ранее действовавшей. В старой редакции ст. 119 ХПК за уклонение от исполнения решения, определения, постановления арбитражного суда предприятием, организацией или учреждением суд мог взыскать в доход государственного бюджета штраф в размере до 50 процентов от суммы исполнения или до 1000 не облагаемых налогом доходов граждан, правда, если исполнение не связано с перечислением либо списанием денежных сумм. Такой размер штрафа ложился тяжелым бременем на финансовое положение должника. Теперь Закон делает упор на не суровость санкции, а на более четкую организацию исполнения. В то же время Закон предусматривает дополнительные гарантии для взыскателя, устанавливая, что он Может обратиться в суд с иском к юридическому
лицу, обязанному взыскивать деньги с должника, при неисполнении решения по вине этого лица.
Убытки, причиненные государственным исполнителем гражданам или юридическим лицам, подлежат возмещению (ст. 86 Закона).
Закон устанавливает довольно краткий, но вполне реальный срок для исполнения решения, указывая, что решение (не связанное с реализацией имущества должника) должно быть исполнено не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа. А по некоторым категориям дел (взыскание алиментов, заработной платы, восстановление на работе и др.) оно подлежит немедленному исполнению (ст. 25 Закона).
Продление указанного срока допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом (отложение или приостановление производства).
При завершении исполнительного производства государственный исполнитель выносит об этом постановление, которое утверждается начальником соответствующего отдела Государственной исполнительной службы.
В случаях, когда после исполнения решения оно отменяется или изменяется апелляционной, кассационной инстанциями или по вновь выявленным обстоятельствам, должнику возвращается все, что с него было взыскано. Для этого он должен обратиться в хозяйственный суд с заявлением о повороте исполнения решения. К заявлению прилагается справка, подписанная руководителем организации или его заместителем и главным (старшим) бухгалтером, о том, что взысканная с него по отмененному или измененному решению сумма списана банком или имущество изъято государственным исполнителем. Суд выносит определение о выдаче должнику приказа о повороте исполнения решения, указывая, какая сумма или имущество подлежат возврату. С этим приказом должник обращается в обслуживающее его учреждение банка или к государственному исполнителю по принадлежности. Они исполняют приказ в установленном законом порядке.
Таким образом, можно констатировать, что Закон «Об исполнительном производстве» значительно усовершенствовал эту сложную процедуру по исполнению решений и обеспечил более надежное и своевременное восстановление нарушенных прав и интересов как граждан, так и юридических лиц.
В проекте нового ХПК предлагаются некоторые дополнения и уточнения норм действующего ХПК по исполнительному производству. В частности, предусматривается, чтобы все приказы, а не только по денежным взысканиям, направлялись взыскателю ценным или заказным письмом (п. 1 ст. 266 проекта). Это, конечно, правильно, так как обеспечивает получение приказа взыскателем по любому виду взыскания, а не только по денежному.
Проект исключает отсрочку или рассрочку решения суда первой инстанции при взыскании задолженности по опротестованному векселю или по делам контрольного производства. И это обоснованно, учитывая специфику этих споров (п. 1 ст. 271 проекта).
Указывается также, что в процессе исполнения судебного акта стороны имеют право заключить мировое соглашение (п. 5 ст. 271 проекта). Это уточнения также не лишне, поскольку право сторон на мировое соглашение распространяется на все стадии процесса. Ст. 121-1 ХПК о праве кассационной инстанции приостановить исполнение обжалованного решения в проекте предусматривает такое же право и апелляционной инстанции (п. 2 ст. 272 проекта). И против этого не может быть возражений, поскольку оно находится в полном соответствии с полномочиями апелляционной инстанции.
Таким образом, принятие нового ХПК сделает более четким и полным регулирование исполнительного производства в хозяйственном процессе.