1) Идентификация бизнес-процессов предприятия:
i) выявление основных процессов:
(a) опрос потребителей (клиентов) в целях определения потребительской ценности продукта в форме глубинных интервью, фокус-групп;
(b) формулирование потребительской ценности как перечня элементов;
(c) проектирование работ по созданию каждого элемента потребительской стоимости;
(d) создание на основе предыдущего шага списка основных процессов;
ii) выявление обеспечивающих процессов:
(a) определение перечня существенных ресурсов;
(b) формулировка обеспечивающих процессов в соответствии с перечнем;
(c) принятие решений о распределении ответственности между обеспечивающими процессами за поставку несущественных ресурсов;
iii) выявление управленческих процессов:
(a) анализ стандартов, управляющих функционированием компании, по факту сложившегося объема работ, группировка их по типам (организационно-нормативные, экономические, технологические т.п.);
(b) принятие решения о конфигурации процессов, ответственных за разработку и поддержание стандартов – либо это единый процесс разработки и поддержания стандартов, либо это два отдельных: процесс разработки и процесс поддержания (или контроля) стандартов;
|
|
(c) принятие решений по управленческим процессам налогового учета и управленческого учета;
iv) выявление процессов развития из:
(a) принятия решения о процессе разработки стратегии;
(b) распределения оставшихся проектов развития между выбранными процессами или оформление их в отдельные процессы.
2) Определение границ процессов:
i) принятие решений для каждого процесса о первичном входе (ресурсе);
ii) определение первичных результатов для каждого процесса;
iii) настройка первичных результатов по составу потребительской стоимости конечного продукта предприятия.
3) Идентификация взаимосвязи между процессами, представление их в схематической форме.
Взаимосвязь процессов выявляется на управленческом, принципиальном уровне и необходима для управления процессами, т.е. для осуществления управленческого воздействия. Основой для управленческих решений являются именно первичные результаты и первичные входы (табл. 2.4).
Приняв решение о первичных ресурсах и первичных результатах для каждого процесса, следует продолжить логическую цепочку решений, определив для каждого первичного ресурса его поставщика и для каждого первичного результата – его потребителя, т.е. первичного клиента для каждого процесса.
Таблица 2.4. Взаимосвязь процессов
ПЕРВИЧНЫЙ ПОСТАВЩИК | ПЕРВИЧНЫЙ РЕСУРС | ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЦЕССОВ | ПЕРВИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ПЕРВИЧНЫЙ КЛИЕНТ |
Заполнение таблицы начинается с графы 3, где приводится исчерпывающий список процессов предприятия, после чего необходимо на основании предыдущего шага по определению результатов процессов заполнить графу 4. Далее для каждого процесса и его результата следует выявить процесс, который потребляет этот результат в своей дальнейшей деятельности, т.е. определить процесс-клиент (графа 5) для каждого из процессов списка.
|
|
В графе 2 указывается ресурс, чаще всего – информация, с появления которого начинается рассматриваемый процесс. И сразу же логично идентифицировать процесс-поставщик, который поставляет этот ресурс к началу рассматриваемого процесса. В основных процессах предприятия очень часто просматривается параллельная взаимосвязь всех процессов, т.е. все процессы последовательно связаны результатами, превращающимися в ресурсы для последующих процессов.
В обеспечивающих процессах такой связи не наблюдается, и начинаются они в самом общем случае, с информации о потребности в этих ресурсах.
Обязательным правилом заполнения таблицы является указание в графах 1,3 и 5 только процессов предприятия, но никак не его подразделений (склад, бухгалтерия или руководство). Для заполнения граф 1 и 5 необходимо использовать процессы из графы 3, не изобретая новых процессов. Исключением может оказаться только клиент, внешний для предприятия.
Практическое задание по разделу
Таблица 2.5. Взаимосвязь процессов ООО «Рыбообрабатывающее предприятие»
ПРОЦЕСС-ПОСТАВЩИК | РЕСУРС | ПРОЦЕССЫ | РЕЗУЛЬТАТ | ПРОЦЕСС-КЛИЕНТ |
Производство | Информация об излишках | Поиск и привлечение клиентов | Информация о новом клиенте | Сбыт |
Обеспечение финансами / Выработка стратегии/ Сбыт | Финансы / Стратегия / Прогноз продаж | Закуп сырья | Сырье на складе | Производство |
Закуп сырья | Информация о стоимости сырья | Ценообразование | Прайс | Сбыт |
Закуп сырья | Сырье | Производство продукции | Готовая продукция на складе на паллетах | Отгрузка ГП |
Производство | Паллетные листы | Отгрузка готовой продукции | Загруженная машина | Логистика / Покупатель |
Производство | ГП на складе / Заявки от покупателей | Сбыт | Выручка | Обеспечение финансами |
Производство / Отгрузка / Обеспечивающие процессы | Заявка | Обеспечение кадрами | Кадры в необходимом количестве | Производство / Отгрузка / Обеспечивающие процессы |
Сбыт / Филиал | Бюджет поступлений | Обеспечение финансами | Финансы в необходимом количестве | ВСЕ ПРОЦЕССЫ |
Производство | План производства | Обеспечение вспомогатель- ными материалами | Вспомогательные материалы на складе | Производство |
Производство | Технические параметры / Заявка на ремонт | Обеспечение энергетическими ресурсами | Необходимые ресурсы | Производство |
Сбыт | Заявка | Логистика / Оформление сопроводительных документов | Затаможенная машина | Покупатель |
Производство | Заявка | Обеспечение и содержание производственного оборудования | Работающее оборудование | Производство |
Производство | Заявка | Содержание эксплуатационных систем и помещений | Эксплуатационные системы и помещения в рабочем состоянии | Производство |
Производство | Заявка | Содержание автотранспорта | Доставленные ресурсы | Производство |
ВСЕ ПРОЦЕССЫ | Заявка | Обеспечение связью и ПО | Бесперебойная связь | ВСЕ ПРОЦЕССЫ |
Разработка организационно-экономических стандартов | Стандарт | Охрана помещений | Сохранность имущества | Производство |