Мясоперерабатывающее предприятие «Карос» создавалось на территории Калининградской области как новая хозяйственная единица с использованием польской технологии производства колбасных изделий. Производственные мощности предприятия находились в 40 км от города, в результате офисы оказались территориально разделены: один в производственных цехах и центральный, расположенный в областном центре. Кроме того, спецификой «Кароса» было то, что он являлся частью торгово-промышленной группы, в котором функции маркетинга исполнялись другими организациями, занятыми изучением рынка, контактами с непосредственными покупателями, продвижением товара на рынок и прочее. Таким образом, внешним клиентом «Кароса» являлись сотрудники сбытовой организации группы.
Первоначальное выстраивание управленческой организации по функциональному признаку не только не дало практических результатов (не работало, проще говоря), но и не встретило активного понимания руководства. А инициатива построения процессного управления была не просто поддержана высшим руководством компании, мало знакомым с теорией реинжиниринга и управления процессами, но и заполучила в лице высшего руководителя самого активного участника проектной команды.
|
|
Таким образом, первый вариант (схема.13) построения организационной структуры управления не прижился: четкое разграничение обязанностей не отвечало требованиям взаимозаменяемости, определение узко функциональной нагрузки затрудняло информационную прозрачность организации.
В результате на первом этапе проектирования новой структуры управления были выделены все основные бизнес-процессы организации. Практика функционирования предприятия в течение первых пяти-шести месяцев становления позволила достаточно четко определить границы процессов, их взаимосвязь и иерархию (схема 14).
Каждый бизнес-процесс получил ответственное лицо – лидера процесса, в чьи обязанности входило руководство командой в режиме тренера (по терминологии М.Хаммера), и каждый процесс был описан с созданием карты процесса.
Для осуществления бизнес-процессов были созданы команды из двух-четырех, а иногда, как в случае со снабжением, и более, сотрудников.
Целью формирования управленческой организационной структуры было создание максимально гибкой, подвижной системы, реагирующей на значительные возмущения окружающей среды адекватно и вовремя.
Результат оказался интересен новой формой организационного построения управленческой системы по бизнес-процессам. Процессные команды были сформированы как взаимно пересекающиеся: член одной команды мог одновременно являться членом другой команды и выполнять все функции, связанные с осуществлением процесса или часть их.
|
|
Офис-менеджер
Технологический надзор и консультации
Директор
Рис 13. Первоначальная организационная схема управления производством ООО «Карос»
Рис. 14 Упрощенная схема управления ООО «Карос» в процессах
Рис.18 Процессная структура управления розничной торговой сетью
Оказалось, что частичное взаимное проникновение процессных команд придало дополнительную прозрачность для информационных потоков, что в результате и работало на конечную цель – максимальную организационную гибкость.
Чтобы выжить в современных условиях, фирма должна адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Компания должна быть организована таким образом, чтобы отслеживать постоянные изменения во внешнем мире и реагировать на них своевременно и адекватно. Компания не может существовать неизменной в изменяющемся мире, она должна постоянно приспосабливаться, как живой организм, нацеленный на выживание в соответствии с теорией Чарльза Дарвина.
Изменения в среде, окружающей компанию, связаны как с макроэкономическими колебаниями – курсы валют, кредитные ставки банков, так и с поведением непосредственных партнеров и конкурентов. Скорость изменений неизмеримо возросла в последние десятилетия. «В результате глобализации экономики компании столкнулись с увеличившимся числом конкурентов, каждый из которых может выйти на рынок с принципиально новым товаром или услугой. Стремительность технологического процесса также способствует нововведениям. Жизненные циклы товаров измеряются теперь не годами, а месяцами»[1]. Сократилось и время, имеющееся для разработки новых товаров и выхода с ними на рынок. Предпочтения и запросы большинства потребителей изменяются еще быстрее, зачастую опережая возникновение новых потребительских идей.
Скорость и своевременность реакции фирмы на изменения зависят в первую очередь от скорости движения информации в организации, получаемой на любом, даже самом первичном уровне, до лица, принимающего решение, изменяющего сложившийся или стандартный порядок действий. Во вторую очередь решающим фактором является способность этого ответственного лица принять адекватное и своевременное решение, которая определяется его компетентностью и объемом полномочий.
Управленческая структура, построенная на процессах, обладает повышенной гибкостью, обусловленной рядом факторов.
Во-первых, меняется отношение персонала к работе и чувство ответственности, поскольку результат ощутим на уровне каждого члена команды. Управленческие задания для команд строятся в соответствии с конечными выходами бизнес-процессов.
Во-вторых, растет компетентность каждого сотрудника в вопросах функционирования всей организации целиком, поскольку бизнес-процессы пронизывают все предприятие. Участие же сотрудников в нескольких бизнес-процессах только способствует росту компетентности и пониманию общей цели. Кроме того, принцип взаимозаменяемости сотрудников служит стимулом для повышения квалификации каждого члена команды, нацеленности на профессиональный рост.
В-третьих, командный принцип организации работы, гду руководитель является лидером, членом команды, повышает информационную прозрачность организации, позволяя сотрудникам заинтересованно обмениваться информацией и соображениями, связанными с происходящими внешними изменениями.
И, наконец, круг замыкается заинтересованностью всех членов команды в конкретном результате, выходе осуществляемого бизнес-процесса, с потребителями которого команда сталкивается в своей ежедневной работе. Такая повышенная заинтересованность позволяет брать на себя повышенный риск в принятии решений, реагирующих на изменение окружающей среды.
|
|
Таким образом, одним из замечательных результатов систем управления, основанных на процессах, является повышенная гибкость организации, что подтвердил пример мясоперерабатывающего предприятия «Карос».
Окончание прошлого столетия, а, точнее, его 80-90 годы ознаменовались революционным проникновением новых технологий в жизнь управленцев, возрастанием до небывалых высот роли и значения программистов в жизни корпораций, и, как следствие, коренными изменениями в стилях и системах управления предприятием.
Управление, ориентированное на процесс, пришло на смену функционально построенному управлению.
Практическое изменение управленческих систем началось в связи с внедрением концепций, ориентированных на процесс – Just In Time Manufacturing, Total Quality Management и реинжиниринг бизнес-процессов. Бизнес-процесс в продвинутых компаниях становится структурной единицей управления. Организационная структура управления меняется с иерархической функциональной на плоскую командно-процессную.
Факторы формирования организационной структуры:
Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступней управления.
Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы ха время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных.
Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
|
|
Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях.
вопросы для обсуждения
- Что связывает различные подразделения в схемах линейной, линейно-функциональной структур? В чем выражается эта связь?
- Как можно оценить работу подразделений в линейно-функциональной структуре?
- Что объединяет сотрудников одного подразделения в линейно-функциональной структуре? В дивизиональной?
- На чем можно основывать мотивацию сотрудников подразделений в линейно-функциональной структуре?