Оптимизация структуры управления предприятием с использованием процессного подхода состоит из нескольких этапов:
1. Разделить и легитимизировать полномочия и ответственность владельцев процессов и функционалов по отношению к исполнителям в матричной структуре:
· Функционал – аккумулирование передовых технологий, подбор квалифицированного персонала, принятие окончательного решения в профильной области по рекомендации владельцев процессов;
· Владельцы процессов – полномочия по выдаче рекомендаций Функционалу и/или полномочия по влиянию непосредственно на участника/члена процессной команды.
2. Составить таблицы трудового участия персонала в бизнес-процессах по штатным расписаниям отделов
3. Провести расчеты фрагментарности процессов в дивизионах после сбора составов команд процессов
4. Процессы с высокой степенью фрагментарности выделить в организационные подразделения.
Процессное/Функциональное управление
Основные недостатки функционального подхода к организации и управлению деятельности
- Разбиение технологии выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры
- Отсутствие цельного описания технологий выполнения работы, в лучшем случае существует только фрагментарная (на уровне структурных элементов), и то не совсем актуальная документируемость технологий
- Отсутствие ответственного за конечный результат и контроля над технологией в целом
- Отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности
- Высокие накладные расходы, как правило, непонятно откуда появляющиеся
- Неэффективность информационной поддержки, обусловленная «лоскутной» автоматизацией деятельности отдельных
Особенность процессного подхода
Ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов и услуг, представляющих ценность для внешних клиентов или внутренних потребителей.