Стадии творческого мышления

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное отвлечение от задачи.

Озарение — появление интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

1. Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому, Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов, и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество является одним из самых основных активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой. Творчество в известном смысле есть продукт, результат игры духовных сил человека. Игра представляет собой бытийное поле творчества. Творчество - один из важнейших путей (каналов) выхода игры за свои собственные пределы в мир важнейшей продуктивной результативности человеческой деятельности. Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы. Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры - всей той второй природы, которую человек "надстраивает" над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека - от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество, и поэтому именно оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все другие его отличительные черты. Принципиально неверным является отнесение творчества лишь к духовной деятельности человека и отрицание творческого начала в деятельности материальной или двигательной, в том числе физкультурно-спортивной. Разумнее вести речь степени насыщенности творчеством различных видов деятельности.

Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск, есть продукт своеобразной игры внутренних интеллектуальных сил субъекта творчества.

Творчество - это продукт человеческого созидания, это результат "самопроизвольной" созидающей творческой деятельности, начинающейся с созидания "идеальной модели" и заканчивающейся (в данной цикле) объективацией (воплощением) этой модели в реальную действительность.

Память и способность человека оперировать с богатством, хранящимся в ней информации - обязательное условие продуктивного творческого мышления. Новое качество - продукт творчества - возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни - таковыми являются, как правило, переходные периоды. Соединение различного (а именно противоположного) есть один из самых важных источников творчества. При этом очень важно, что это вновь созданное качество не содержится непосредственно в исходных для этих актов предпосылках.

Вторым источником творческой стратегии служит принцип умозаключения по аналогии. Способность человеческого ума увидеть общее в глубоко разном связана с силой абстрактного мышления. Если два события оказываются похожи в каких-то отношениях друг на друга, то известная причинная связь одного переносится на другое.

Умозаключение по аналогии имеет место и в науке, но особенно важную роль оно играет в таких обобщающих сферах творчества, как искусство и философия.

В самом общем плане виды творческой деятельности могут быть представлены тремя основными группами:

а) деятельность по выдвижению принципиально новых решений;

б) деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации;

в) деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое значения). Но она, как мне кажется, может быть отнесена к творчеству как таковому. Правда с философской точки зрения у такой классификации есть два небольших изъяна: первый из них связан с существованием, как мы видели, ряда философских концепций, принципиально не признающих за некоторыми видами человеческой деятельности творческого характера. Второй изъян связан с соотношением творческой и репродуктивной видами деятельности. Репродуктивная деятельность вовсе не противостоит деятельности творческой, ибо в ней почти всегда можно найти элементы творческой деятельности.

Любое репродуктивное действие непременно связано психологически с присвоением, действующим субъектам результата действия как своего создания, то есть субъективно (особенно при отсутствии исключительно сильных противодействующих влияний в виде тяжелых условий труда, плохой его организации, отсутствии материальных и моральных стимулов и т.п.) воспринимается как действие творческое. Что же касается репродуктивной деятельности детей, то ока воспринимается ими как деятельность творческая, ибо обладает статусом первичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: