Полит и экон преобразования в Турции 80х

В 1980 г. ситуация продолжала ухудшаться: экономические показа­тели снизились, инфляция выросла в 2 раза, внешние долги увеличи­лись. Извечными проблемами стали сепаратизм курдов и террор, за­бастовки профсоюзов и студенческие беспорядки.

В январе 1980 г. новый экономический советник С. Демиреля, Тургут Озал, план стабилизации турецкой экономики. Он предусматривал коренные изменения курса экономической политики. В частности, реорганизацию государственных предприятий, повыше­ние их рентабельности, создание в Турции благоприятных условий для привлечения иностранных капиталов, переориентацию экономики на экспорт. План был одобрен МВФ и западными экономистами, но осу­ществить его в данной политической обстановке было невозможно.

С 22 марта 1980 г. в парламенте начались выборы президента, но ни одному кандидату не удалось набрать необходимого количества голо­сов. Было проведено 100 туров голосования — и все безрезультатно. С. Демирель сознательно добивался роспуска парламента, чтобы затем попытаться победить на новых выборах. Армия давно уже с беспокойством взирала на ширящиеся беспо­рядки, угрозу анархии, политические убийства. Военных особенно тревожила деятельность исламистов, к тому же партия Н. Эрбакана была в коалиции с С. Демирелем. Об этом неоднократно предупреж­дали политиков.

6 сентября 1980 г. в городе Коньи состоялась грандиозная демонст­рация исламистов. Она проходила под зелеными флагами ислама, звучали призывы ввести в Турции законы шариата, отказаться от-лаи-цизма в государственной политике и создать в стране правительство меньшинства из числа лидеров Партии национального спасения.

Это и стало последней каплей — 12 сентября 1980 г. армия во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном захватила власть. Порядок был восстановлен, хотя и жестокими мерами. Тысячи людей были арестованы, политические дискуссии запрещены, все партии, профсоюзы и прочие общественные организации распущены.

После переворота 12 сентября 1980 г. власть сосредоточилась в руках Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником ге­нерального штаба Кенаном Эвреном. В Совет входили также команду­ющие четырьмя родами войск. Правительство возглавил бывший ко­мандующий военно-морским флотом Турции адмирал Бюлент Улусу.

Были предприняты чрезвычайные меры для наведения порядка: распущены все политические партии, введена строгая цензура, за­крыты многие средства массовой информации, за два месяца было арестовано 43 тыс. человек. Активизировались действия по борьбе с терроризмом, а также против курдских сепаратистов. Была катего­рически запрещена деятельность профсоюзов, прекратились беско­нечные забастовки, студенческие демонстрации.

16 октября 1981 г. последовал специальный Закон о запрете всех по­литических партий.Даже их имущество было национализировано, на­столько военные были возмущены деятельностью политиков.

Для разработки новой Конституции был созван Учредительный меджлис. Новая Конституция Тур­ции была одобрена на референдуме 7 ноября 1982 г. В первые же недели после переворота в силу сложной экономиче­ской ситуации на должность первого заместителя премьер-министра, курирующего экономические вопросы, был назначен гражданский политик — Тургут Озал. Он еще с января 1980 г. предлагал свой план выхода из экономического тупика.

Началась политика экономической либерализации: государство отка­залось от жесткого контроля над ценами, разрешило свободное их формирование; более чем вдвое сократилось число чиновников и слу­жащих в государственных экономических организациях (ГЭО). Стали снижаться дотации госсектору, предприятия потеряли возможность пользоваться льготными кредитами и ценами на промышленное сырье и услуги.

Были сняты ограничения для иностранных инвесторов — в страну ус­тремился капитал: с 1980 г. ежегодно возникает до 17 тыс. совместных предприятий. Возрос объем денежных переводов от сотен тысяч граждан Турции, работающих в странах Западной Европы. Многие ста­ли возвращаться в Турцию, используя накопленный капитал для созда­ния мелких предприятий, ориентированных на экспорт и услуги. Вме­сте с тем были приняты строгие меры для обуздания инфляции (высо­кие процентные ставки, низкая заработная плата), ужесточен контроль над использованием валюты. Все это впоследствии дало результаты.

Тем временем военные готовились передать власть в руки граждан­ских лиц. 22 апреля 1983 г. в Турции принят Закон о политических пар­тиях: он запрещал бывшим лидерам партий, известным политикам, участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Закон вводил также запрет на политическую деятельность в вузах, запрещал участие студентов в политической борьбе.

10 июня 1983 г. принят Закон о выборах, который регламентировал многие процедуры. В частности, устанавливал 10%-ный барьер: пар­тии, набравшие меньше голосов, не могли быть представлены в парла­менте. Вводилась периодичность выборов — 1 раз в 5 лет.

Началось воссоздание политических партий. Т. Озал создал чрезвычайно популярную Партию отечества и хорошо подготовиться к предстоящим выборам.

Парламентские выборы в Турции состоялись 6 ноября 1983 г. Полную победу одержала Пар­тия отечества Т Озала. Второй результат был у Народнической партии (НП): 30,4% голосов, 117 мест. Третьей оказалась Национально-демо­кратическая партия (НДП): 23,2% голосов, 71 место. Однопартийное правительство возглавил Т. Озал. Сразу же, в конце 1983 г., был резко ослаблен государственный контроль над экономикой. С 1984 г.началась широкая приватизациянизкорентабельных пред­приятий государственного сектора. В январе 1984 г. принят Закон о по­ощрении экспорта:он предусматривал создание специальных фондов для поддержки предпринимателей, скидки в налогообложении, льготные таможенные тарифы. В июне 1985 г. принят Закон о создании свободных экономических зон.Речь шла о двух зонах — Мерсине и Анталье. Там началось быстрое развитие инфраструктуры и иностранно­го туризма, создание экспортоориентированных производств; естест­венно, все это делалось с привлечением иностранного капитала.

Результаты экономических преобразований сказались сразу: возоб­новился рост ВНП — 5,5% в год, с середины 1980-х гг. стал расти экс­порт, достигнув в конце 1980-х гг. 10 млрд. долл. Турция преобража­лась на глазах: появились благоустроенные дороги, ирригационные сооружения, современные коммуникации, связь, развивался туризм и сектор услуг. Повысилась эффективность труда. Правда, были и не­гативные проявления: росли цены, безработица, усиливалось соци­альное расслоение общества — не все смогли преуспеть в жизни. Рос­ла и коррупция в государственном аппарате. На этом стали играть ис­ламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции.

В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлис подтвердили сниже­ние популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г. последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986 г. часть На­роднической партии объединилась с социал-демократами — образо­валась единая Социал-демократическая народническая партия (СДНП) во главе с Эрдалом Инёню.

Тогда же, в ноябре 1986 г., образовалась Демократическая левая пар­тия (ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н. Эрбакана и Партия на­ционалистической деятельности А. Тюркеша.

В сентябре 1987 г. в Турции состоялся референдум по поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деятелям занимать выборные посты в течение 10 лет. Незначительное боль­шинство проголосовало «за» (50,23%), благодаря чему С. Демирель официально стал лидером ПВП, а Б. Эджевит возглавил ДЛП.

В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентом Турции (сменил гене­рала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит. Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парла­ментских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выбо­рах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте.

Выборы состоялись 29 ноября 1990 г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути (19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парла­мент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии оте­чества, поэтому пост премьер-министра был передан С. Демирелю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: