Центральный банк является главным звеном банковской системы любого государства. Центральный банк - посредник между государством и экономикой. Он является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства. Он отражает общенациональный интерес и проводит политику в интересах государства в целом. Центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли. Центральный банк не работает непосредственно с предпринимателями и населением.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:
1) осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
2)является банком банков;
3)является банкиром правительства;
4) проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Основными целями деятельности Банка России является, во-первых, обеспечение эффективной организации и проведение денежно-кредитной политики, во-вторых, защита и обеспечение устойчивости рубля, и, в-третьих, развитие и укрепление банковской системы страны.
С точки зрения собственности на капитал ЦБ делятся на:
|
|
- государственные, т.е капитал принадлежит полностью государству (в РФ, Англии, Франции)
- акционерные – капитал принадлежит коммерческим банками другим финансовым институтам (Федеральная резервная система США)
- смешанные
Банк России выполняет следующий комплекс функций:
· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Старейшая и одна из более главных функций ЦБ. Банк обладает исключительным правом на выпуск в обращении наличных денег. Кроме того, он регламентирует денежное обращение страны, включая инкассирование, замену старых ветхих денежных знаков, выпуск в обращение новых денежных знаков, регламентирую и безналичный оборот.
· разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентной ставки по кредиту и др. ДКП ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Главными инструментами ДКП ЦБ являются:
1. установление минимальных резервных требований. Минимальные резервы – это вклады в коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодателем в процентном отношении к банковским обязательствам. Такое резервирование позволяет застраховаться на тот случай, если вкладчики могут затребовать свои депозиты. Увеличение нормы резерва на один – два процента – эффективный метод ограничения денежной массы.
|
|
2. операции ЦБ на открытом рынке ценных бумаг, т.е. купля-продажа ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейств, государственных, корпоративных облигаций, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ).
3. регулирование официальной учетной ставки ЦБ. Официальная учетная ставка ЦБ – это плата, взимаемая у коммерческого банка при покупки им ценных бумаг, кредитных ресурсов. Такая ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной ставки, тем выше стоимость кредитов в коммерческих банков. Если банк стремиться снизить кредитные возможности коммерческих банков, он увеличивает ставку рефинансирования, что вызывает удорожание кредитных ресурсов (политика дорогих денег).
· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования. Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Центрального банка и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Целью рефинансирование – повлиять на состояние денежно-кредитной сферы.
· Регулирование деятельности коммерческих банков. Контроль над работой банков проводиться для того, что бы обеспечить устойчивость некоторых из них, предусмотреть проведение ДКП и направлений финансовой политики в целом. Регулирование предусматривает непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциям. Банковский надзор преследует следующие цели:
1. защита вкладчика от возможных потерь
2. поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращении систематических рисков
Для реализации данной функции ЦБ осуществляет:
- выдачу лицензий на банковскую деятельность
- проверку отчетности, предоставленной банками
- ревизия на местах
- контроль соблюдения норм банковских операций
· устанавливает правила осуществления расчетов в РФ. Задачами ЦБ в организации платежной системы страны является:
- поддержание стабильности финансовой структуры
- обеспечения эффективного функционирования платежной системе
- проведения ДКП
· функция финансового агента правительства. ЦБ осуществляет для правительства РФ следующие операции:
- ведение текущих счетов правительства
- размещение, погашение гос. долга
- осуществление кассового исполнения бюджета
- перевод валютных средств и осуществление расчетов с правительствами других государств
- надзор за хранением выпуска, изъятием из обращения казначейских билетов и монет
· провидение валютной политики. ЦБ осуществляет валютную политику, которая включает комплекс мероприятий, направленных на укрепления внешнеэкономических позиции страны. Направление валютной политики определяются политической ситуацией в стране, состоянием платежного баланса, внешними обязательствами и др. В общем виде валютная политика включает:
- регулирование валютного курса
- проведение валютного регулирования и валютного контроля
- формирование официальных валютных резервов и управление ими
- осуществление международного валютного сотрудничества и участия страны в международных валютно-кредитных организаций
Свои функции ЦБ осуществляет через банковские операции. Банк России осуществляет пассивные (операции, с помощью которых образуются ресурсы банка)и активные (операции по размещению банковских ресурсов) операции.
Основные пассивные операции ЦБ:
- монопольная эмиссия банкнот, которые являются главным источником ресурсов ЦБ. Он составляет 54-85% всех пассивов ЦБ. Во многих странах выпуск банкнот не обеспечивается золотом. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличения золотовалютных ресурсов.
|
|
- прием средств коммерческих банков и казначейства. Данный источник предполагает, что коммерческие банки помещают собственные средства на беспроцентные счета ЦБ, в том числе в виде обязательных резервов банка.
- операции по образованию собственного капитала, на их долю приходиться около 4 % ЦБ
Активные операции ЦБ:
- учетно-ссудные операции. Учетные операции – это покупка ЦБ векселей у государства и банка. У коммерческих банков ЦБ покупает векселя, которые те приобрели у своих клиентов. Такая операции называется переучетом векселей (т.е его переуступкой). Учет казначейских векселей служит в большинстве государств главным инструментом краткосрочного кредитование ЦБ государства. Ссудные операции – это предоставление кредитов коммерческим банком:
1. внутридневной кредит на один операционный день (13 часов)
2. кредит овернайт – на один рабочий день (24 часа)
3. ломбардный кредит (на 1-30 календарных дней)
4. кредит банку-санатору (т.е. который осуществляет мероприятия по санации своей деятельности) на срок до одного года.
5. кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками – до 6 месяцев.
6. кредит на поддержание ликвидности – 1-2 месяца.
7. стабилизационный кредит – до одного года
- вложения в государственные ценные бумаги. ЦБ может осуществлять такие операции с разными целями:
а. покупка гос. облигации. В большинстве стран - эта форма кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита, когда прямое кредитования отсутствует или ограниченный закон
б. покупка ценных бумаг обеспечивает регулирование ликвидности банковской системе и управление гос долгом в ходе проведения ДКП.
- операции с золотом и иностранной валютой. ЦБ приобретает и пополняет золотовалютные запасы страны, вкладывая в эти операции ресурсы правительства. Доход от таких операций – это разница между покупной и продажной ценой.
|
|
В соответствии со ст.45 Закона «О ЦБ России», он имеет право выполнять следующие операции:
- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие товарное происхождение, со сроком погашения не более шести месяцев;
- предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами или другими активами;
- покупать и продавать облигации, ГЦБ, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года. Вложения в ГЦБ могут преследовать несколько целей: во-первых, для перепродажи, во-вторых, для регулирования ликвидности банковской системы и управления государственным долгом, либо для кредитования правительства;
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте;
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги;
- выдавать гарантии и поручительства;
- открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государствах;
- выставлять чеки и векселя в любой валюте.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию собственных облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
ЦБ РФ как и любой банк сопоставляет свои расходы с доходами, т.е. имеет свой баланс. ЦБ подготавливает баланс в качестве финансового отчета, который показывает активы и пассивы банка и разницу между ними. Баланс ЦБ одновременно отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, соотношение между кредитными и другими активными операциями. Согласно действующему законодательству ЦБ РФ – субъект федеральной собственности, который имеет особый статус экономической самостоятельности. В силу чего ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а оно не отвечает по денежным обязательствам ЦБ. Годовой отчет ЦБ с его балансам предоставляет в гос думу, которая в срок до 1 июня очередного года его рассматривает. Затем с заключением гос думы отчет направляется в правительство и президенту РФ не позднее 15 июля. Отчет публикуется в СМИ. Кроме того, публикуется баланс, динамика и структура денежной массы.