Дополнительная. 7.Бпликоев, В.З. Общая экономическая теория: учеб

7.Бпликоев, В.З. Общая экономическая теория: учеб. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев. – 12-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 684с.

8.Жуковская, Т.С. Экономика: УМК. Сборник заданий для самостоятельной работы студентов специальностей и направлений института математики и компьютерных наук и физического факультета / Т.С. Жуковская, Н.А. Куранова. ТюмГУ. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 48с.

9.Корниенко, О.В. Экономическая теория: учеб. Пособ. / О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с.

10.Имонов, С.Г. Национальная экономика: макроэкономический подход: учебное пособие / С.Г. Симонов, А.М. Клепикова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 172с.

11.Худокормов, А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.Г. Худокормов: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416с.

12.Экономическая теория /Финансовая академия при Правительстве РФ; ред. А.Г. Грязнова. – М.: КноРус, 2010. – 602с.

При изучении дисциплины студенты пользуются электронной библиотечной системой ТюмГАСУ.

Интернет-ресуры:

13.Официальный сайт Правительства РФ // www.government.gov.ru.

14.Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ // www.economy.gov.ru.

15.Официальный сайт издательского дома «Эксперт» // www.expert.ru.

16.Официальный сайт издательского дома «Коммерсантъ»// www.commersant.ru.

17. KM.RU Энциклопедия // www.mega.km.ru.

18.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru.

19.Официальный сайт экономическойl экспертной группы при Правительстве РФ // www.eeg.ru.

20.Проект Института «Экономическая школа» // www.economicus.ru.

21.Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» // www.ecsocman.edu.ru.

22. Экономическая теория on-line // www.economictheory.narod.ru.

Тема 18. Переходная экономика и ее особенности в России. Экономиче-

ский рост

Учебные цели:

1. Раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения.

2. Понять различия между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом.

3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономический рост.

4. Дать характеристику технического прогресса в современных условиях.

5. Показать характер и возросшую роль инвестиций в человеческий капитал как фактора экономического роста.

6. Выявить отрицательные последствия технического прогресса.

7. Раскрыть роль государства в регулировании экономического роста.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Структурная перестройка народного хозяйства.

2.Приватизация собственности: основные цели и принципы.

3.Понятие экономического роста. Факторы и показатели экономического роста.

Контрольные вопросы:

1.Объясните термины - либерализация цен, «шоковая терапия», приватизация.

2.Перечислите и объясните теории и модели экономического роста.

3.Показатели социально-экономического развития.

Темы рефератов и докладов:

1.Индекс развития человеческого капитала.

2.Сравнительный анализ направлений и результатов рыночных преобразований в постсоциалистических странах.

3.Анализ и оценка современных экономических программ реформирования национального хозяйства России.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а. Инвестиции в человеческий капитал

б. Инновация

в. Экономический рост

г. Экстенсивный экономический рост

д. Интенсивный экономический рост

1. Инвестиции, направленные на повышение квалификации и развитие спо­собностей работников.

2. Увеличение реального объема ВНП в абсолютном выражении, или в рас­чете на душу населения.

3. Экономический рост, основанный на использовании интенсивных факт-оров (более эффективное использование ресурсов).

4. Первое коммерческое применение новой технологии.

5. Экономический рост, основанный на использовании экстенсивных фак­торов (увеличение объема используемых ресурсов).

Контрольные вопросы:

1.Каковы основные черты экономики менее развитых стран? Перечислите основные пути экономического развития, доступные этим странам. Назовите и объясните препятствия, с которыми сталкиваются эти страны, пытаясь преодо­леть бедность. Используя понятие «порочный круг бедности», опишите, что можно предпринять для стимулирования экономического роста менее развитых стран.

2.Объясните, почему возможно увеличение разрыва в абсолютных доходах на душу населения между богатыми и бед­ными странами, несмотря на то, что темпы роста ВВП на душе населения в менее развитых странах выше, чем в про­мышленно развитых.

3. Предположим, что реальное производство на душе населения в менее развитой стране в настоящий момент составляет 500 и 5 тыс. руб. соответственно. Если реальное производство на душе населения в каждой из стан увеличиться на 3 %. насколько измениться разница в производстве на душу населения между странами?

4.Объясните и дайте оценку утверждениям:

а) Американский капитализм проложил путь для экономического развития. Менее развитым странам нужно лишь следовать по этому пути.

б) Экономическое неравенство способствует росту сбережений, а сбережения являются необходимыми услови­ем инвестирования. Следовательно, большее неравенство в распределении доходов будет стимулировать на­копление капитала и экономический рост.

в) Промышленно развитые страны опасаются осложнений в результате избытка сбережений; менее развитые страны страдают от недостатка сбережений.

г) Суть экономического развития страны заключается в том, что оно требует изменений человеческого фактора в большей степени, чем изменений материальных условий производства.

д) Программа американской иностранной помощи является мошенничеством. В действительности это - неоко­лониализм, т.е. средство, с помощью которого менее развитые страны, независимые в политическом смысле, удерживаются в полном экономическом подчинении.

е) Бедность и свобода не могут существовать друг с другом; что-то должно взять вверх.

ж) Самым сильным препятствием на пути экономического развития бедных государств является недостаток ин­вестиционных товаров.

з) Страны, с высоким показателем ВВП в расчете на душу населения совсем не обязательно относиться к про­мышленно развитым.

5.Объясните, каким образом рост населения может препятствовать экономическому росту. Как можно определить оп­тимальный уровень численности населения для какой-либо страны?

6.Противопоставьте тоску зрения «демографического перехода» традиционной точке зрения, со­стоящей в том. что более медленный рост населения является необходимым условием повышения жизненного уровня в менее развитых странах.

7. Значительная часть инвестиций в менее развитые страны должна изначально вкладывать в инфраструктуру, развитие которой не ведет непосредственно к росту производства товаров и услуг. Какое влияние могут оказывать такие вло­жения на инфляционные процессы, которые являются результатом государственного финансирования накопления капитала посредствам денежной эмиссии и расходования новых денег?

8.Поскольку предполагается, что реальный капитал должен приносить большую прибыль там, где он редок, как можно объяснить тот факт, что большая часть международных инвестиций направляется в развитые стра­ны (где капитала сравнительно много), а не в менее развитые страны (где капитал очень редкий ресурс)?

9. «Проблемы, стоящие перед менее развитыми странами, порождают склонность к государственному регулированию хозяйственного развития, а не к децентрализации экономических процессов». Согласны вы с этим? Обоснуйте вашу точку зрения.

10. В чем суть долгового кризиса менее развитых стран? Как возникла такая ситуация? Какие решения этой проблемы вы предлагаете?

11. Какую продукцию экспортируют менее развитые страны? Используйте принцип сравнительных преимуществ для объяснения характера экспорта этих стран.

12. Выделите основные компоненты нового мирового экономического соглашения, предлагаемого менее развитым стра­нам. Какие из требований вы считаете наиболее оправданными?

13.Каким образом скажется на экономической эффективности и международном распределении доходов проводимая в мировом масштабе политика неограниченной иммиграции?

14. Объясните, каким образом гражданские войны, рост населения и государственная политика способствуют периоди­ческому возникновению голода в Африке

15.Сравните идеологию и организационную структуру бывшей советской экономики с идеологией и структурой американскою капитализма. Противопоставьте способ мотивации производства в СССР и США.

16. Обсудите проблему координации, с которой сталкивались центральные плановые органы в бывшем СССР. Объясни­те, как неудачное планирование может вызвать цепную реакцию последующих провалов производства.

17. Как определялось необходимое число автомобилей, которое надо произвести, в бывшем СССР? В США? Как связаны эти решения с типами экономики?

18. Каковы основные характеристики и задачи советского централизованного планирования?

19. Приведите доказательства краха системы советского централизованного планирования. Объясните, почему темп эко­номического роста СССР снизился после 1970 г.

20. Объясните, почему использование количественных показателей производства в качестве основных показателей успе­ха советских предприятий способствовало экономической неэффективности советской системы.

21.Используйте диаграмму спроса и предложения, чтобы объяснить, почему в бывшем СССР наблю­далась постоянная нехватка многих потребительских товаров. Почему переход к рыночной экономике сопровождал­ся инфляцией? Почему в СССР были так распространены «черные» рынки.

22. Какие конкретные изменения должны быть введены, чтобы превратить советскую экономику в ры­ночную систему? Почему важно, чтобы эти изменения вводились одновременно?

23. Каких успехов добилась Россия при переходе к рыночной экономике? С какими проблемами она столкнулась?

24. Кратко опишите масштабы и типы иностранной помощи России.

25. В каком смысле китайская экономическая реформа отличается от российской? Считаете ли вы, что именно с этими различиями связан стремительный экономический рост китайской экономики

Список используемой литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: