Вопросы и учебные задания. 1. Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд руб

1. Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд руб. Фактический объем ВНП равен 16 млрд руб. Сумма налога составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары услуги равны 1,8 млрд руб

а) Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или и лишком и установите его размеры.

б) Определите, как изменится сальдо государственного бюджета в условии достижения полной занятости.

2. Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов,

которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн руб. ежегодно.

а) Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

б) Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

3. Правительство получило заем на сумму 10 000 руб. сроком на 1 год по ставке 4%.

а) Какую сумму долга правительство должно выплатить к концу года?

б) Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной?

в) Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции?

г) Если годовой темп инфляции составит 3%, то каковы будут сумма долга и величина процента, скорректированные с учетом инфляции?

д) Если инфляция составит 3% в год, то каковы будут сумма долга и ве­личина процента, исчисленные без учета инфляции?

1. В таблице 27.1 приведены данные о ве­личине спроса на инвестиции при различ­ных ставках процента. Средняя склонность к потреблению равна 0,8.

Ставка процента (%) Плановые чистые инвестиции (руб)
   
   
   
   
   

а) Как изменится равновесный реальный объем чистого национального продукта, ес­ли объем государственных закупок товаров и услуг увеличится на 20 руб.?

б) Как изменится равновесный объем ре­ального чистого национального продукта, если правительство получило эту сумму пу­тем увеличения налогов на 20 руб.?

в) Как изменится объем—плановых чистых инвестиций, если правительстве получило 20 руб. на денежном рынке, что привело к увеличению ставки процента с 5% до 6%? Как в этом случае изменится равновесный реальный объем чистого национального продукта? Определите чистый эффект увеличения государственных расходов, выраженный в изменении величины реального объема чистого национального продукта.

2. См. таблицу 27.2.

ВНП Сумма налоговых поступлений Государственные расходы
руб.
     
     
     
     

а) Определите характер и величину бюджетного сальдо при объеме ВНП равном 900 млрд руб.; при объеме ВНП, равном 1100 млрд руб., достигаемом в условиях полной занятости.

б) Каково соотношение между предполагаемыми инвестициями и сбереже­ниями в условиях полной занятости (чистый экспорт равен нулю)?

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю с.(часть 2) 12-30

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева.с.55-58

3) «Введение в рыночную экономику», Под редакцией А.П. Лит, И.Н.Никулиной с.202-208

4) Курс экономической теории,Под редакцией Чепурина, Киселевой. с.202-208

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» с.127-131

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» с.40-78

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». с.122-127

8) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, с.159-162

9) «Вводный курс по экономической теории», Под редакцией Журавлевой с.55-56

10) «Экономическая теория»,К.Ховард,Г.Журавлева,Н.Эриашвили с.147-148

Дополнительная:

11) «Экономика», Самуэльсон Г.А. с. том 2:5-11

12) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева с.98-105

13) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова с.51

14) Экономический образ мышления,Пол Хейне с.116

15) Джек Харвей, «Постигаем экономику» с.83-88,160-166

Тема 17. Совокупные доходы и социальная политика государства.

Учебные цели:

1. Понять взаимозависимость между доходом, потреблением и сбережением.

2. Выяснить, чем отличаются автономные потребительские расходы от зави­симых.

3. Раскрыть понятия «функция потребления» и «функция сбережения» и выяснить, как они связаны друг с другом.

4. Выяснить экономический смысл таких понятий как;

— средняя и предельная склонность к потреблению;

— средняя и предельная склонность к сбережению.

5. Определить факторы, которые вызывают сдвиг кривых потребления и сбережений.

6. Определить структуру инвестиционных расходов и факторы, которые определяют динамику автономных и зависимых инвестиций.

7. Раскрыть содержание функции спроса на инвестиции.

8. Понять роль товарных запасов в уравнивании величины плановых и фак­тических инвестиций.

9. Определить факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса на инве­стиции и понять, в силу каких причин динамика инвестиционных расходов характеризуется высоким уровнем нестабильности.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1.Сущность и основные направления социальной политики.

2.Основные тенденции формирования социальной экономики.

3.Рыночный механизм формирования доходов.

4.Особенности социальной политики государства в России.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятий «сбережения», «инвестиции», «потребление»

2.Какие взаимосвязи отражают графики потребления и сбережения?

3.Как с точки зрения экономического равновесия интерпретировать превышение прироста инвестиций над приростом сбережений и обратное неравенство.

4.Перечислите известные вам причины неравенства.

5.Каковы основные инструменты государственной политики перераспределения доходов?

Темы рефератов и докладов:

1.Доходы в рыночной экономике.

2.Персональное распределение дохода. Кривая Лоренца.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

а) Функция потребления

б)Функция сбережений

в)Средняя склонность к сбережению

г)Средняя склонность к потреблению

д)Предельная склонность к потреблению

е)Предельная склонность к сбережению

ж)Автономные потребительские расходы

з)Автономные совокупные расходы

и)Зависимые потребительские расходы

к)Пороговый доход

л)Плановые инвестиции

м)Фактические инвестиции

н)Автономные инвестиции

о)Процентная ставка

1. Доля каждой дополнительной единицы располагаемого годового дохода (выраженная в процентах), направляемая на потребление.

2.Доход, объем которого равен величине потребительских расходов; уровень дохода, 100% которого тратится на потребление.

3. Зависимость между совокупными потребительскими расходами и различ­ными величинами располагаемого дохода в каждый данный момент (при прочих равных условиях). Планируемые потребительские расходы при различных возможных уровнях располагаемого дохода в определенный мо­мент времени.

4. Плановые инвестиции, уменьшенные (увеличенные) на величину незапланированных изменений в производственных запасах на конец года. Реаль­ный объем инвестиций частных фирм.

5. Часть совокупных расходов, объем и динамика которых в каждый данный момент не зависят от текущего располагаемого дохода.

6. Выраженная в процентах доля располагаемого годового дохода, которая направляется на потребление.

7. Часть потребительских расходов, динамика и объем которых не зависят от располагаемого дохода.

8. Доля каждой дополнительной единицы годового располагаемого дохода

(выраженная в процентах), направляемая на сбережения.

9. Инвестиционные расходы, не зависимые от уровня годового располагае­мого дохода.

10. Зависимость между объемом сбережений и различными величинами располагаемого дохода в данный момент, при прочих равных условиях.

11. Инвестиционные расходы, которые намерены осуществить производители при любом потенциальном уровне годового дохода.

12. Часть потребительских расходов, объем и динамика которых зависят от изменения текущего располагаемого дохода.

l3. Плата за использование денег (ссуды).

14. Выраженная в процентах доля располагаемого годового дохода, которая.направляется на сбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: